Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель : изучить творческие возможности и интересы детей на кружковых занятиях.
Задачи:
- понять, что представляет собой батик как вид искусства?
- изучить историю развития батика
- выявить роль батика в программе кружковой деятельности
- Изучить и проанализировать педагогико - психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности»
- Определить условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях у детей
- Апробировать современные технологии обучения росписи ткани.
Введение…………………………………………………………..3
1.1 Роль декоративно-прикладного творчества…………….5
1.2 Батик – как вид искусства………………………………7
1.3 История батика в разных странах………….10
1.4 Роль батика в программе кружковой деятельности…………..19
Глава II
2.1 Понятия творческих способностей .Определение «Способности»….20
2.2 Методика проведения кружковых занятий……….26
2.3 Моделирование экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей 7-9 лет на кружковых занятиях по батику….31
Заключение………..36
Библиография
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что В. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
4. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
До Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.
2.2.Методка проведения кружковых занятий
Творчество - это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение. Исследователи отмечают, творчество есть результат деятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счет продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и пр.
Однако творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта. Экспериментальные исследования отечественных психологов Д.Б. Богоявленской (1976), А.В. Петровского ( 1975) и др. свидетельствуют, что в отличие от простой целесообразной деятельности творчество имеет целеполагающий характер. Причем интеллектуальное творчество, скорее всего, является частным случаем более общего, свойства активности субъекта, включая его готовность и способность к самоизменению .
Кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленностью она осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных, а так же учреждениях дополнительное образование.
Кружок - это самостоятельное объединение учащихся, занимающихся углубленным изучением науки, техники, литературы, искусства, одна из важнейших и наиболее распространенных форм внеклассной и внешкольной работ.
Именно в условиях кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой активности. В.А. Сухомлинский : «Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый может в течении длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать их в конкретном деле, наблюдать любую работу».
Работа в кружках помогает развить любознательность, наблюдательность, опыт нравственных взаимоотношений.
По определению Н.С.
Боголюбого, «Кружок - трудовой досуг
школьника, где все живут общими
интересами и планами. Именно в кружке
порождается чувство
Итак, дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования. Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования. Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.
В результате сказанного выше можно сделать следующие основные выводы: все виды добровольных детских объединений, не зависимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Развитие детской фантазии и творческого воображения, пробуждение интереса детей к познанию мира, особая задача руководителя, для выполнения этой задачи следует внимательно отнестись к проведению кружка.
В зависимости от поставленной задачи руководитель кружка на занятиях использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Занятия по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения - объяснение нового материала, информация познавательного характера. Однако основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителям необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, получаемых детьми.
Для поддержания постоянного
интереса учащихся к занятиям руководителю
рекомендуется разнообразить
Начальное обучение - первая ступень организационного и систематически осуществляемого процесса формирования у детей знаний, умений, навыков. Цели и задачи начального обучения формирования основ всестороннего развития детей, подготовка их к дальнейшему обучению в старших классах. Младший школьный возраст -7-9лет. Это возраст спокойного и равномерного физического развития. Особое внимание нам нужно будет уделять на занятиях осанке детей, так как именно в этом возрасте происходит формирование костной системы. У детей 7-9 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети испытывают большую потребность в движениях, они быстро утомляются, устают, поэтому на необходимо не предотвращать подвижность детей на занятиях, а наоборот удовлетворять эту потребность: разрешать им бегать и резвиться в перерывах, проводить физминутки.
Поступление в школу вносит резкие изменения в жизнь ребенка, меняется весь уклад его жизни. Основной ведущей деятельностью становится учеба, получение знаний, но игровая деятельность не теряет своей значимости, поэтому занятия кружка, где обучение, воспитание и игра синтезируют и обретают интересные и увлекательные формы будут для детей не утомительными, не требующие усилий, напряжения и самоограничения, как учеба.
В этом возрасте для детей велика роль руководителя кружка, который становится для них непререкаемым авторитетом, чтобы поддержать интерес детей к занятиям нам необходимо подкреплять его похвалой, одобрением.
Организуя процесс обучения необходимо учитывать особенности развития познавательных, психических процессов младших школьников. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Дети с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, но восприятие весьма несовершенно и поверхностно. Дети этого возраста склонны уделять большое внимание второстепенным, а не главным деталям. Восприятие младших школьников тесно связано с действием, чтобы лучше понять и осмыслить воспринимаемое, ребенку нужно с ним подействовать. Также необходимо учитывать, что восприятие носит эмоциональный характер. Дети быстрее и с интересом воспринимают те объекты, которые вызывают у них эмоциональный отклик. Исходя из этого, следует отметить, что речь руководителя должна быть эмоциональной и выразительной, наглядной, яркой, красочной.
У младших школьников преобладают наглядно-образная память и мышление. Поэтому, словесные описания задания к работе, мы должны сопровождать наглядностью и примерами. Нам как руководителям кружка по важно учитывать чувствительность и отзывчивость детей на эмоциональное воздействия. Младшие школьники не умеют контролировать проявление своих чувств, проявляют и очень открыто, откровенно, наша задача в том, чтобы эта эмоциональность отображалась в их творческой деятельности, приобрела свойство эстетических чувств.
Дети возрастной категории 7-9 лет располагают значительными резервами развития. Психологами доказано, что дети младшего школьного возраста очень способны, если их правильно обучать. Для успешного раскрытия резервов ребенка нужно как можно быстрее адаптировать детей к работе в кружке. Говоря о способностях младших школьников, следует отметить, что в этом возрасте свойственна непосредственность и подражательность. Дети в этом возрасте склонны к бурным фантазиям. В нашем случае фантазия необходима для выявления творческих возможностей ребят.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия. Младшие школьник быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятие, разнообразить его.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, которые помогают учащимся приобрести определенные навыки.
Руководитель должен добиться от ребят точности и аккуратности выполнения этой подготовительной работы. Кружковцы должны понимать, что от нее в значительной мере зависит качество последующей работы.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, руководитель стремится выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творчества в переработке образов и в создании новых . Следует поощрять смелость в поисках новых форм и художественных средств выражения образа, проявлении фантазии и возможного разнообразия в оформлении работ. Предоставляя детям, как можно больше самостоятельности руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать у них темы, думать о способах исполнения творческой работы, помогать в решении поставленной задачи.
Выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Кружковцы должны четко усвоить различные приемы графической работы, научится самостоятельно создавать художественные образы.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий, личным примером руководителя.
Демонстрация
При объяснении нового материала для всей группы в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материла, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением руководителя.
Выполнение задания в группе кружковцев обычно происходят в группе неравномерно: одним уже выполнили работу, другие еще только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объяснять задания. Например, можно выявить насколько развита фантазия у детей с помощью методики "Вербальная фантазия"(см.приложение № 1).Интересный и удобный способ, представляющий из себя устный опрос детей. Ребенок должен без особого труда придумать любую историю, и она будет оценена по определенным критериям , установленными педагогом.
Большое воспитательное значение имеет подведение итога работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать не желание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Дети должны знать, что задания надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая методика оценивания это организованный просмотр выполненных творческих работ. Такой просмотр можно устроить, как временную выставку развесив изделия на стенде, доске, разложив на столах.
Выставку можно
2.3. Перед проведение педагогической практики был изучен детский художественный кружок под названием «Детский художник» с целью развития уровня творческих способностей у детей 7-9 лет. Для достижения цели был выполнен ряд методик, проведена беседа с детьми и родителями.
Вводная диагностика
Изучив множество авторских методик наиболее оптимальными, на мой взгляд это: методики развития творческих способностей П. Торренса , Коломенского Я.Л. и Панько Е. А. В. Синельникова, В. Кудрявцева.
Педагогом предлагается провести вводную диагностику для определения у детей уровня творческих способностей:
- Диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса адаптированная А.Н.Ворониным)(приложения 1)
-диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным,)(приложение 2)
-Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.(приложение3)
Диагностика невербатьной креативности.(Е.Торренс)
Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на “оригинальность”, возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.