Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель : изучить творческие возможности и интересы детей на кружковых занятиях.
Задачи:
- понять, что представляет собой батик как вид искусства?
- изучить историю развития батика
- выявить роль батика в программе кружковой деятельности
- Изучить и проанализировать педагогико - психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческие способности»
- Определить условия благоприятствующие развитию интереса и творческих способностей на кружковых занятиях у детей
- Апробировать современные технологии обучения росписи ткани.
Введение…………………………………………………………..3
1.1 Роль декоративно-прикладного творчества…………….5
1.2 Батик – как вид искусства………………………………7
1.3 История батика в разных странах………….10
1.4 Роль батика в программе кружковой деятельности…………..19
Глава II
2.1 Понятия творческих способностей .Определение «Способности»….20
2.2 Методика проведения кружковых занятий……….26
2.3 Моделирование экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей 7-9 лет на кружковых занятиях по батику….31
Заключение………..36
Библиография
Япония.
Безусловно, в Японии, как и во всех странах мира, период господства ручного ткачества и окрашивания тканей в ручную миновал навсегда. Однако кустарный труд японских текстильщиков сохраняется и, видимо, сохранится в будущем, так как только он может в полной мере удовлетворить спрос на уникальные ткани того высокого качества, которое недостижимо в стандартном машинном производстве.
Ткани, изготовленные на ручном станке и окрашенные растительными красителями, создают во многих частях страны. И волокно, и краски народных тканей в различных местностях различны. Зависят они и от назначения одежды. Наиболее традиционны льняное полотно (в жаркую погоду), хлопчатобумажные ткани (для повседневной одежды), шелк (для торжественных случаев), ткани из бананового волокна (преимущественно на острове Окинава). Нежные оттенки расцветки, которые могут быть достигнуты лишь при использовании естественных красителей, составляют прелесть национальных одежд с их разнообразными узорами – от простых полосок и клеток до изысканных животных орнаментов, заимствованных у придворных мастеров древности. Наряду с ткаными цветными узорами большое распространение в Японии имеют различные методы окрашивания. В одних случаях либо рисунок, либо фон закрывают, накладывая рисовый клей или мягкий воск и окрашивая оставшуюся свободной поверхность. В других случаях окрашивание производится при помощи бумажного трафарета. Эти методы известны с 8 века. Придворные мастера окрашивали таким способами узорчатый шелк. Раскраска по трафарету распространяется и на изделия, выполненные из бумаги (фонари, веера-опахала). В Японии в 8 веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как – то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев. Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски - например, с узелковой техникой, позволяющей создавать очень сложные узоры. (На ткани в определенном порядке завязывают узелки, затем опускают в красильный раствор и, вытащив, развязывают узелки , получается узор из концентрических кругов). В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что окрашивание способом, известным в Батик, роспись по тканимировой культуре под названием батик, было завезено в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерия. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.
Развитие искусства росписи ткани в Европе
В начале XVII века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли батик для Европы. Просвещённые и свободные голландцы не могли не заметить, что настенные панно индонезийцев поразительно напоминают фрески в храмах и деревянные иконы славянских народов: фигуры изображены силуэтно, образы символичны и условны, а наличие характерных "трещинок" от воска ещё более подчёркивало это сходство.
Знакомство с батиком сыграло
немалую роль в развитии
Однако, на рубеже XIX-XX веков эпоха модерна с ее изящными витиеватыми орнаментами вдохнула в ручную роспись ткани новое дыхание жизни.Благодаря всемирным выставкам, европейцы открывают для себя японское искусство. Мане, Дега, Тулуз-Лотрек, Ван Гог черпают в нём новые, необычные идеи. В творчестве Поля Гогена чувствуется влияние яванского, японского, полинезийского искусства. Ширмы, абажуры, гардины, панно и даже люстры в восточном стиле наполняют обыденную жизнь людей произведениями искусства. Они украшались живописью, каллиграфией и стихами.
И в наши дни по-прежнему ценится ручная роспись. Многие художники создают свои произведения, сочетая традиции яванского батика и японско-китайской росписи по шёлку. У батика сегодня много разных лиц, не менее прекрасных , чем раньше : от декоративного панно , одежды, платков до маленькой открытки. Как бы то ни было, он по-прежнему дарит радость переливающихся цветных оттенков и приоткрывает нам окошко в иной мир - мир традиции и сказки.
Батик в России
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н.Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.
Благодаря исследованиям С. Темерина
в 50-х годах в области батика
остались известны имена таких художников,
как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров,
К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева
и др. Именно они стояли у истоков развития
батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП,
создали первые композиции в батике, которые
были основаны на строго классическом
понимании геометрического и растительного
орнамента и служили моделями для производства
платков; первые сюжетные панно на темы
«Москва», «Труд», «Весна» Поначалу деятельность
художников, в основном, была подчинена
платочному производству. Но со временем
все чаще появлялась потребность в крупных
панно для оформления кафе, фойе кинотеатров,
концертных залов и театральных сцен.
Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-
Постепенно батик стал появляться
на выставках союзного значения. Ведущую
позицию там занимали художники
из Литвы и Латвии, в культуре
которых сохранялись аграрно-
В Москве сложилась целая сеть организаций,
так или иначе содействующих
развитию батика, или, как чаще говорили,
росписи ткани: Художественно-производственный
Фонд, в котором художникими-
Так постепенно было воспитано, выращено
целое поколение художников, пришедших
из учеников и получавших художественное
образование параллельно с
1.3 Роль батика в программе кружковой деятельности.
Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. В настоящее время на уроках ИЗО в общеобразовательной школе недостаточно уделяют внимания художественно-эстетическому воспитанию детей, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности ребенка– это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии.
Программа художественно-эстетической направленности «Батик» является структурной частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учащихся , разнообразием и свободой выбора деятельности, что является отличительной особенностью от других программ данного направления.
Батик дает возможность развития творческой личности ребенка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы «Батик»– реализация интересов и потребностей детей в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность. Программа «Батик» позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Дает возможность детям претворить в жизнь свои художественные замыслы, фантазии, реализовать творческий потенциал.
2.1.Понятие творческие способности.
Что такое творческие способности на самом деле?
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.