Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:45, контрольная работа
Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Движение под музыку позволяет развивать у дошкольников: чувство ритма, эмоциональность, артистичность, двигательные способности, грацию, внимание, память, воображение, творчество - это позволяет смотреть на музыкально – ритмическую деятельность как на важный и необходимый процесс развития детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………3
1. История возникновение ритмики ………………………………….…………6
2. Детское музыкальное творчество и его своеобразие………………………...9
3. Основные методы и приемы в музыкально- ритмической деятельности..14
5. Основные принципы организации работы по музыкально - ритмической деятельности……………………………………………………………………..19
6. Методика организации педагогического процесса.…...……………………22
7. ВЫВОД……………………………………………………….……………….29
8. Список литературы……………………………………………………………30
9. Приложение……………………………………………………………………31
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская
Педагогический институт
Кафедра педагогики профессионального образования
Специальность: 050707 Педагогика и
Методика дошкольного образования
Квалификация: Организатор-
методист по дошкольному образованию
Форма обучения: заочная
Группа: 1
Машина Юлия Александровна
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РИТМИКУ»
Контрольная работа
Иркутск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. История возникновение ритмики ………………………………….…………6
2. Детское музыкальное творчество и его своеобразие………………………...9
3. Основные методы и приемы в музыкально- ритмической деятельности..14
5. Основные принципы организации работы
по музыкально - ритмической деятельности………………………………………………
6. Методика организации педагогического процесса.…...……………………22
7. ВЫВОД……………………………………………………….………
8. Список литературы…………………………………
9. Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Ритм неограничен, и потому возможности его физического осуществления неисчислимы».
Э.Ж.-Далькроз
Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Движение под музыку позволяет развивать у дошкольников: чувство ритма, эмоциональность, артистичность, двигательные способности, грацию, внимание, память, воображение, творчество - это позволяет смотреть на музыкально – ритмическую деятельность как на важный и необходимый процесс развития детей.
Приобщение ребенка к музыке идет различным путем. В сфере музыкально - ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз —все это может отражаться в движении.
В свою очередь движения помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений. В этом понимании музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус. Вот как об этом писала основоположник советской ритмики Н.Г.Алеек- сандрова: «Откуда берется это чувство красоты, не оставляющее ребенка во время его занятий по ритмике? Очевидно, от музыки, от внутреннего чувства гармонии возбуждаемого этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечатай на развитие личности этих детей и возродят в них чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма?»
Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.
Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного (для каждого возраста) и педагогически оправданного репертуара.
(Н.А. Ветлугина)
1.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТМИКИ
Ритмика — это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
В основе ритмики лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950), получившие широкое распространение в начале XX века. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий - не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Преподавая в Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, Далькроз наблюдал, что некоторые ученики, обладая хорошим музыкальным слухом, страдают неритмичностью. Он стал искать новые пути в музыкальной педагогике, чтобы эффективнее развивать чувство ритма, «культивировать ритмическое чувство само по себе».
Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Он предложил им выполнять несложные движения (использовать дирижерский жест, отбить рукой или прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами или проделать простые движения всем телом и т.д.), чтобы физически прочувствовать ритм. Эффект превзошел все ожидания: даже самые неспособные ученики быстро продвинулись в развитии чувства ритма. Именно сольфеджио навело Далькроза на мысль о воплощении музыкальных впечатлений в движении. Это и было началом системы, названной впоследствии ритмической гимнастикой, позднее - ритмикой.
Ритмические упражнения, разработанные Далькрозом, постепенно усложняясь, оказывали влияние на весь психофизиологический облик человека, создавали правильные моторные привычки, укрепляли память, устойчивость, сосредоточенность и распределение внимания, стимулировали творческую фантазию. Нервная система, как и мускулатура, поддается развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, танцевать, петь (ритм является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др.). Всем профессиям, трудовым процессам также присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии и трудовой процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения.
Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, Далькроз заметил, что его занятия положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера. Об этом прекрасно написал ученик Далькроза С.Волконский: «Ритмика воспитывает те невидимые способности, которые управляют взаимодействием духа и тела, которые помогают нам проявлять во внешности то, что внутри нас»
Далькроз считал необходимым раннее музыкальное развитие детей и их общее эстетическое воспитание. Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма.
В нашей стране учениками Э.Ж. Далькроза была создана отечественная система музыкально-ритмического воспитания, основоположниками которой стали Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, М.А.Румер, Е.В.Конорова.
Отечественные ритмисты, творчески развивая, обогащая основные положения нового музыкально-педагогического метода, подняли ритмику на качественно новую ступень, была усилена художественная основа ритмических занятий за счет привлечения высокоэстетических образцов классической, народной, современной музыки. Были разработаны специальные программы по музыкально-ритмическому воспитанию для детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ, педагогических училищ и вузов, для курсов повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин, создана программа по логоритмике и т.д.
Таким образом, ритмика охватила
людей разных возрастов и различной
степени музыкальной и
Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель - активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.
2.
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ
«Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как, субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи».
(БСЭ)
Общая структура художественной
деятельности выглядит как триада:
сочинитель—произведение—
В дошкольном возрасте становление
художественной деятельности представляет
обратную связь, в которой начальной
ступенью является восприятие произведения
искусства и накопление познавательного
и чувственного опыта, формирование
исполнительских умений и на их основе
появление первых опытов сочинительства.
Художественная деятельность в своем
становлении, как уже отмечалось,
проходит ряд этапов: восприятие—исполнительство—
Очень четкое и точное определение детской творческой деятельности дает Ветлугина Н. А.: «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению» .
Так как ребенок дошкольного возраста не имеет даже начального специального музыкального образования: не владеет нотной грамотой и приемами игры на музыкальных инструментах. То детское музыкальное творчество может относиться в первую очередь к творчеству в пении, ритмике (умение комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев), музыкально-игровой деятельности, игре на детских музыкальных инструментах.
В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и тд.
Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками.