Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ритмику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:45, контрольная работа

Описание работы

Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Движение под музыку позволяет развивать у дошкольников: чувство ритма, эмоциональность, артистичность, двигательные способности, грацию, внимание, память, воображение, творчество - это позволяет смотреть на музыкально – ритмическую деятельность как на важный и необходимый процесс развития детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………3

1. История возникновение ритмики ………………………………….…………6

2. Детское музыкальное творчество и его своеобразие………………………...9

3. Основные методы и приемы в музыкально- ритмической деятельности..14

5. Основные принципы организации работы по музыкально - ритмической деятельности……………………………………………………………………..19

6. Методика организации педагогического процесса.…...……………………22

7. ВЫВОД……………………………………………………….……………….29

8. Список литературы……………………………………………………………30

9. Приложение……………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 70.76 Кб (Скачать файл)

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша. Иногда выполнение изначально робким ребенком ведущих ролей или показ какого-либо упражнения по заданию педагога освобождает его от застенчивости, вызывает интерес к занятиям.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

Обязательным условием успешного  обучения также является чередование  нагрузок с отдыхом. Переход к  новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.

Принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И дело даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том числе и ритмикой, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала, занятия по ритмике требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

Принцип наглядности в обучении ритмикой понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность - это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.

Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного  слова и наглядности. При наличии  достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Для того, чтобы научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать выражая в пластике музыкальный образ необходимы следущие условия:

  • Использование интенсивных методов обучения — выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
  • Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выплнения движений под музыку.
  • Выбор оптимальной системы занятий.
  • Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

Рассмотрим каждое условие  более подробно. Говоря об использовании  интенсивных методов, имеется в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизация двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.), и кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях. Другими словами, чтобы научиться двигаться, надо, прежде всего, много двигаться. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то, скорее всего, он превратится в муштру (что нередко встречается в практике некоторых педагогов и хореографов). Кроме того, важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции (например, на музыку «Светит месяц» или «Калинка») в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.

Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных  задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.

Педагог стремится сделать  привлекательным процесс занятий  путем подбора музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Следующее условие - выбор  оптимальной системы занятий, что  связано с использованием в работе с детьми двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества  педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, выполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинговые композиции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное — это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут - все по-разному. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции (с последующим выступлением ребенка не только на занятиях, • на утренниках).

И последнее условие —  согласованность действий всего  педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально- ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с окружающей природой и т.д.).

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

  • дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
  • процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - - 2-3 занятия;
  • лети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;

Еще одним преимуществом  использования такой системы  работы является то, педагог ощущает  некоторое облегчение в своей  профессиональной деятельности, так как значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара.

Однако такой результат  достигается не сразу, так как  требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов  работы с детьми.

Этапы работы с  детьми в музыкально-ритмической  деятельности:

На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально ритмических) опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать, движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.

Рассмотрим более подробно методику организации педагогического  процесса на каждом этапе.

В основе 1-го этапа обучения — подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое действие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен и артистичен показ педагога.

Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе нет, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков. Есть еще одна особенность такого показа - он должен быть в "зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить педагог должен определить «ближайшую зону» развития ребенка (по Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, закрепляются и автоматизируются.

Следующий, 2-й этап занятий  - это развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:

  • показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога -  по очереди или по желанию);
  • показ упражнения условными жестами, мимикой;
  • словесные указания;
  • «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Первостепенная задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, то есть навыка), поэтому этот этап работы рассматривается как интенсивный тренинг. Однако некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, «зрелищные») можно выучить с детьми с целью последующего выступления. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности тельных навыков, является показателем результата обучения и показывает у развития важнейших психических процессов — воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ритмику