Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:45, контрольная работа
Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Движение под музыку позволяет развивать у дошкольников: чувство ритма, эмоциональность, артистичность, двигательные способности, грацию, внимание, память, воображение, творчество - это позволяет смотреть на музыкально – ритмическую деятельность как на важный и необходимый процесс развития детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………3
1. История возникновение ритмики ………………………………….…………6
2. Детское музыкальное творчество и его своеобразие………………………...9
3. Основные методы и приемы в музыкально- ритмической деятельности..14
5. Основные принципы организации работы по музыкально - ритмической деятельности……………………………………………………………………..19
6. Методика организации педагогического процесса.…...……………………22
7. ВЫВОД……………………………………………………….……………….29
8. Список литературы……………………………………………………………30
9. Приложение……………………………………………………………………31
Попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество. Дошкольнику всегда интересен процесс, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.
Особенности детского творчества заключаются:
Импровизационный характер детского музыкального творчества
Сам творческий акт ребенка похож по структуре на творчество художника: замысел — поиск средств выразительности — рождение нового произведения. Но в то же время его отличает глубокое своеобразие, а именно свернутость во времени, т. е. этапы замысла и его воплощения часто бывают слиты воедино, ребенок «творит в один прием». Возникновение замысла связано у дошкольника, с одной стороны, с его психическими особенностями и уровнем освоения предшествующего опыта, а с другой — зависит от условий организации непосредственной ситуации творчества. Процесс собственно реализации замысла часто носит импровизационный характер, что является следствием непосредственной эмоциональной реакции ребенка на рождение замысла. При этом, «импровизируя, дети никогда не возвращаются к одному и тому же образу и форме изложения. Ребенок необычайно разнообразен в своих творческих высказываниях, не любит повторяться, отличается богатой изобретательностью»
Импровизационный характер творчества наиболее близок детской природе, поскольку:
Игровой характер детского музыкального творчества
Генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активно-творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные особенности играющего.
Особый характер связи обучения и детского музыкального творчества
Содержание обучения творчеству
определяется спецификой искусства. Оно
включает определенный объем знаний
как общего познавательного, так
и искусствоведческого
Еще одной особенностью обучения творчеству является его направленность на целостную природу ребенка. Речь идет о развитии психических процессов, связанных с творчеством, в первую очередь с воображением и накоплением ребенком музыкального опыта.
Ребенок легко развивается и обучается в творчестве и творчеству, что связано:
4.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество и является составной частью урока подготовительного обучения. Вначале дети ходят на всей стопе, на носочках, мягким «кошачьим шагом», торжественным, парадным шагом, прыгают «зайчиком», ходят на пяточках. Эти упражнения помогают выработать навык сохранять нужные интервалы в колонне, парами, в шеренге, при движении по одному, двигаясь шагами, бегом или поскоками; умение выполнять различные повороты, перестроения, менять направления, рисунок движения.
Дети быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, забывают пройденное. Поэтому, проводя цикл упражнений, выпрямляющих спинки маленьких танцоров и растягивающих им нужные мышцы, руководитель должен находить время и для игры, и для улыбки. Педагог должен учитывать особенности развития ребенка и, во-первых, увеличивать физическую нагрузку очень осторожно, а во-вторых — укреплять и развивать мышцы, формировать устойчивые навыки правильной осанки и совершенствовать основные танцевальные движения постепенно. Не следует долго отрабатывать одно и то же движение; повторяя каждое занятие, ребенок постепенно научится выполнять это движение правильно и красиво.
Быстрые темпы должны чередоваться на занятиях с умеренными и медленными, нагрузка, как уже было сказано, должна возрастать постепенно.
Основной методический прием - это выразительное исполнение музыки. Музыка побуждает ребенка к движению. Ему доставляет огромное удовольствие чувствовать слияние с ней. Чем выразительнее исполнение педагога — тем больше отклик, вызванный у детской аудитории.
Художественная беседа перед слушанием музыки (слово воспитателя или стихотворение).
Образное сравнение, используемое педагогом при объяснении того или иного движения, помогает детям правильно и выразительно его выполнить.
Музыкально-ритмические упражнения, помогающие ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, закрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. Детям 5-7 лет для развития танцевально-игрового творчества предлагаются творческие задания, привлекается фольклорный песенно-игровой и танцевальный материал. С целью развития танцевальных импровизаций хорошо использовать различные переплясы.
Дети с большим удовольствием соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений. Конечно, чувствуется скованность и некоторая однообразность в этих первых попытках импровизации. Не все дети поначалу хотят включаться в такие задания. Но при грамотной и последовательной работе педагога дети раскрепощаются и к концу первого года обучения уже имеют большой багаж танцевальных движений и могут использовать их в самостоятельной деятельности.
Для наиболее эффективного объяснения педагог использует следующие методы:
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение.
В некоторых случаях, особенно
в начале работы, руководитель может
выполнять упражнения вместе с детьми,
чтобы увлечь их и усилить эмоционально-
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести-семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях ритмикой имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности. Занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.
Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, ребенок лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например: «Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
5.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принцип
доступности и