Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:53, дипломная работа
Цель исследования оценить уровень творческого потенциала и умения применять нестандартные решения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2. Выявить взаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.
3. Разработать и провести кружок.
4. Произвести диагностику уровня творческого потенциала.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы.
1.1 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы
1.2 Особенности подросткового возраста
Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы
2.1 Организация кружковой работы
2.2 Разработка программы кружка «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Диагностические исследования уровня творческого потенциала и умения применять нестандартные решения школьников
Заключение
Список литературы
1. При
организации и проведении
2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты;
3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке;
4. Педагог-организатор
должен обладать высокими
5. При
организации внеклассной
Таким образом, внеклассная воспитательная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа.
По педагогическому энциклопедическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности.[4]
Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
По мнению О.Е. Лебедева кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для личности проблем:[13]
-выбор взглядов, позиций, ценностей;
-развитие
познавательных сил и
Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности.
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения.
Б.М. Теплов под возможностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.[23]
По словарю педагогических терминов способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.[3]
А.В. Петровский «способности» понимал как психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.[22]
Из выше приведенных определений наиболее полное определение, взятое из словаря педагогических терминов. Потому, что оно включает в себя индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, но которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.
В своей работе мы будем опираться именно на это определение.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Общие способности - это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности.[2]
Специальные способности - это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например, музыкальной, литературной, ИЗО и так далее.[2]
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями существенно важными для данной деятельности.
Деятельность может носить творческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество.
Творчество (креативность) есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека к работе.
Любая творческая деятельность связана с наличием способностей. Человек успешно трудится лишь тогда, когда его физиологические и психические качества соответствуют требованиям профессии.
В.С. Кукушкин считал, что творческие способности - это умения ассоциировать, комбинировать, давать новые определения, новые понятия на основе старых, концентрировать мысли на одних моментах при игнорировании других, чтобы свести умственный процесс к взаимосвязи простейших элементов.[11]
Целью школы было воспитание борцов за светлое будущее и привитие им определенных знаний, умений и навыков. Никакого творчества, никакого сотрудничества учителя и ребенка в реальной школе не было.
В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптивной, творческой личности.
Это возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии и взаиморазвитии.
Личность ребенка ее значимость в жизни школы в наши дни уравнивается с личностью педагога.
Ребенок - высшая ценность педагогической культуры, уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно.
Таким образом, анализ изученной литературы [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17] позволяет заключить, что определение внеклассной работы, данное З.А.Нефедовой наиболее полное, так как оно включает организацию педагогом различных видов внеклассной работы. Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа, которая способствует развитию творческих способностей.
Внеклассная работа имеет свои особенности, требования, цели, задачи, обладает возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
1.2 Особенности подросткового
С тезисом, о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.
Однако их точки зрения на то, каким законом подчиняется развитие личности, значительно расходятся.
Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития (в частности, значения общества и различных социальных групп для развития личности), закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Советские психологи внесли весомый вклад в разработку указанных проблем.
Этой проблематикой, кроме уже упомянутых нами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович занимались А.В. Зопорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и многие другие.
Больше всего внимания они уделяли разработке психологической теории детского развития. Причем именно Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И. Божович внесли наибольший вклад в ее разработку. Поэтому мы будем далее опираться главным образом на их работы.
Д.Б. Эльконин представил концепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательное и собственно личностное развитие детей с рождения и до окончания средней школы.[17]
Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.
Первым видом деятельности, с которой начинается формирование личности ребенка, выступает его непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве с матерью, другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, в совместной учебной и трудовой деятельности, давая по мере своего развития новые точки опоры для преобразования личности.
Другую группу ведущих деятельностей составляют те, внутри которых идет развитие преимущественно познавательной сферы и соответствующих способностей у детей. Это манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры с предметами детей дошкольного возраста, учение и труд в школьном детстве.
Если все виды общения и деятельности детей расположить по порядку их становления ведущими, то получится следующий возрастной ряд:[18]
1. Непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст);
2. Предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст);
3. Ролевая игра (дошкольный возраст);
4. Учебная деятельность (младший школьный возраст);
5. Интимно-личностное общение (подростковый возраст);
6. Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).
Таким образом, с рождения и до ранней юности, то есть до окончания средней школы, последовательно и периодически сменяют друг друга ведущие деятельности предметного плана, с одной стороны, и формы общения с другой, которые поочередно обеспечивают развитие познавательных процессов и самой личности.
Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Плаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский).
В русле понимания отечественной психологии психического развития как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса, Л.С. Выготский, вслед за П.П. Блонским, рассматривает отдельные эпохи, стадии, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития.
При этом качестве критериев их разграничения, по Л.С. Выготскому, выступают, во-первых, характеризующие сущность каждого возраста новообразования.
Под возрастными новообразованиями Л.С. Выготский понимал, «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнею жизнь, весь ход его развития в данный период».[17].
Л.С. Выготский выделяет следующие стабильные и критические периоды возрастного развития: кризис новорожденности, младенческий возраст (2 месяца- 1год), кризис 1 года, раннее детство (1 год- 3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года- 7 лет), кризис 7 лет, школьный возраст (8 лет- 12 лет, кризис 13 лет, пубертатный возраст (14 лет- 18 лет), кризис 17 лет.[11]
С 11-12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект.
Каждый возраст или период характеризуется следующими показателями:[11]
1. определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
2. основным
или ведущим типом деятельности
(существует несколько типов
3. основными
психическими новообразованиями (в
каждом периоде они существуют
от отдельных психических
Весь процесс детского развития от рождения ребенка до окончания школы Д.Б. Эльконин разбил на три возрастных этапа: раннее детство (дошкольное), младший школьный возраст (с 1 по 4-5 классы), средний и старший школьный возраст (5-8, 9-10 классы) [19]
Систему взглядов Д.Б. Эльконина на формирование личности продолжил и развил Д.И. Фельдштейн.
В центре его внимания находится социальное развитие личности, которое понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации, т.е. приобщение ребёнка к единым для всех социальным нормам и вместе с тем его постепенного превращения в своеобразную, неповторимую, уникальную личность.
Признавая выдвинутый Д.Б. Элькониным тезис о том, что развитие личности опережает развитие познавательной сферы ребёнка. Д.И.Фельдштейн формирует закономерность, которую он называет «механизмом обратного действия».
Суть её состоит в том, что новообразования одного плана, например личностного, входя в противоречие в той сфере активности, где они первоначально были сформированы (скажем, в общении), получают возможности для реализации (снятия возникшего противоречия) в другой сфере.
Особая роль в воспитании личности принадлежит общению. Поэтому, зная историю развития общения ребёнка в ранние годы, мы можем многое понять и в его становлении как личности.
Специфические особенности подросткового периода, состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляем собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания.