Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:53, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования оценить уровень творческого потенциала и умения применять нестандартные решения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2. Выявить взаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.
3. Разработать и провести кружок.
4. Произвести диагностику уровня творческого потенциала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы.
1.1 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы
1.2 Особенности подросткового возраста
Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы
2.1 Организация кружковой работы
2.2 Разработка программы кружка «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Диагностические исследования уровня творческого потенциала и умения применять нестандартные решения школьников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы

 

2.1 Организация кружковой работы

 

С чего начинать организацию кружка?

Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.

У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.

Итак, профилей десятки, а выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.

Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материальная база мастерских.

Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать.

Учёт интересов учащихся – это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления.

Перед учителем стоит труднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.

Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия.

Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.

Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.

Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:[15]

  1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
  2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.
  3. Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.

В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.

Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация

познавательного характера о видах лоскутной мозаики.

Основное место на занятиях отводится практическим работам.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.

При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.

Международная программа «Astor» отмечает следующие качества, необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся:[10]

  • Нужно быть доброжелательным и чутким;
  • Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • Иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • Иметь широкий круг интересов и умений;
  • Иметь живой и активный характер;
  • Обладать чувством юмора (но без сарказма);
  • Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • Расположенность к детям, теплота общения с ними.

Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:[21]

  • Уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
  • Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
  • Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма;
  • Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

Творческая работа учителя может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:[20]

  • Авторская программа регионального, факультативного или основного курса;
  • Авторская программа воспитательной работы;
  • Пакет дидактических материалов;
  • Пакет методических материалов;
  • Исследовательская работа.

Любая целенаправленная деятельность предусматривает определённую

последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании.

Однако в данной ситуации планирование носит весьма специфический характер.

Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать.

Во-вторых, насколько реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца.

Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования. Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.

Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребёнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случает лучше достижения замысла подростка просматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность, педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, что цели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают.

Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность.

Творческая деятельность ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту детской мысли в новое, доселе неизвестное.

К сожалению, в настоящий момент сложилась ситуация, когда школьная форма обучения слепо переносится на работу кружков творческой направленности. Касается это и планирования работы. Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся, в начале года (согласно этой программе) составляем план работы на весь учебный год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности кружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работы неприемлемо.

Во-первых, при данной форме работы её содержание определяется не заранее составленной программой, а замыслом самого ребёнка, что наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу к нему.

Во-вторых, содержание самого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.

Поэтому планирование работы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам план динамический, то есть не исключает корректировки.

В заключение – несколько полезных и весёлых советов молодым педагогам – руководителям кружка:[26]

  1. Будьте оптимистичными!
  2. Не забывайте главного: дети, как и взрослые, существа парадоксальные.
  3. Верно то ваше решение, которое противоположно вашим обыденным решениям!
  4. Не бойтесь: опытные педагоги уже давно забыли то, что вы ещё помните!
  5. Общаясь с родителями, помните, что взрослые – это те же дети, только очень усталые; исходите из принципа, что не родители воспитывают детей, а наоборот.
  6. Не рвитесь к карьере, соглашайтесь с администрацией, но делайте так, как сами считаете нужным.
  7. Не забывайте: решающее значение имеет первый момент входа в класс, первое знакомство с детьми.
  8. Применяйте правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать – они вас невзлюбят, если наоборот – будут вам благодарны.
  9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи с ними.
  10. Не находитесь на глазах у детей без дела.
  11. Давайте своё тепло и ласку не « любимчикам», а тем, кому это особенно необходимо.
  12. Если сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь.
  13. Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении!
  14. Учитесь здороваться с детьми – тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можно воспитывать.
  15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать у ваших подопечных всю подноготную: как они росли, как учатся – это поможет вам в общении с ними.
  16. Не смущайтесь своими ошибками – дети, в отличие от нас, всегда прощают нам ошибки.
  17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днём и вечером:

«Я - отличный педагог, меня все уважают, любят и слушаются».

  1. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать.
  2. Не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от детей.
  3. Умейте быть детьми! Играйте, прыгайте с ними и воспринимайте свою работу с кружком, как продолжение детства!
  4. Избегайте:[26]
    • Частых моралей и нотаций, выговоров и претензий!
    • Ругани, наказаний и угроз!
    • Приказов и запретов!
    • Нетерпимости и раздражительности!
    • Насмешек над детьми, иронии и сарказма!

 

2.2 Разработка программы кружка  «Лоскутная мозаика»

 

Данная программа предназначена для подготовки учащихся 7 классов по кружку «Лоскутная мозаика».

Кружок «Лоскутная мозаика» способствует углублению знаний по предмету «Технология». В процессе обучения у учащихся совершенствуются умения и навыки в изготовлении швейных изделий. Развивается художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, пробуждает фантазию. Цель кружка: сформировать у учащихся знания и умения изготовления швейного изделия из лоскутков. Задачи кружка:

  1. Формирование практических умений в подборе ткани по фактуре, по цвету.
  2. Формирование знаний и умений при изготовлении изделия из лоскутков различных конфигураций.
  3. Формирование профессиональной самостоятельности обучаемых.
  4. Развитие способности учащихся решать творческие задачи.

Для решения этих задач в содержании кружка «Лоскутная техника»

предусматриваются следующие темы: инструменты и приспособления, необходимые для работы; характеристика и выбор тканей; закономерности цветовых сочетаний; техника лоскутной мозаики; применение лоскутной техники в изделиях. Кружок рассчитан на 30 часов. Проведение занятий осуществляется в швейной мастерской. Для осуществления программы кружка «Лоскутная техника» в швейной мастерской необходимо иметь:

  • Индивидуальные рабочие места учащихся для выполнения ручных и машинных работ;
  • Рабочие места коллективного пользования для выполнения влажно-тепловых работ;
  • Рабочее место преподавателя;
  • Дидактические материалы;
  • Учебно-методическую литературу.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»