Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:53, дипломная работа
Цель исследования оценить уровень творческого потенциала и умения применять нестандартные решения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2. Выявить взаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.
3. Разработать и провести кружок.
4. Произвести диагностику уровня творческого потенциала.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы.
1.1 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы
1.2 Особенности подросткового возраста
Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы
2.1 Организация кружковой работы
2.2 Разработка программы кружка «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Диагностические исследования уровня творческого потенциала и умения применять нестандартные решения школьников
Заключение
Список литературы
Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы
2.1 Организация кружковой работы
С чего начинать организацию кружка?
Дело это совсем не такое простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.
У учителя обслуживающего труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у него очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.
Итак, профилей десятки, а выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.
Конечно, при выборе профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материальная база мастерских.
Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать.
Учёт интересов учащихся – это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления.
Перед учителем стоит труднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия.
Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.
Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:[15]
В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация
познавательного характера о видах лоскутной мозаики.
Основное место на занятиях отводится практическим работам.
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.
При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.
Международная программа «Astor» отмечает следующие качества, необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся:[10]
Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:[21]
Творческая работа учителя может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:[20]
Любая целенаправленная деятельность предусматривает определённую
последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании.
Однако в данной ситуации планирование носит весьма специфический характер.
Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать.
Во-вторых, насколько реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца.
Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования. Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.
Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребёнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случает лучше достижения замысла подростка просматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность, педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, что цели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают.
Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность.
Творческая деятельность ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту детской мысли в новое, доселе неизвестное.
К сожалению, в настоящий момент сложилась ситуация, когда школьная форма обучения слепо переносится на работу кружков творческой направленности. Касается это и планирования работы. Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся, в начале года (согласно этой программе) составляем план работы на весь учебный год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности кружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работы неприемлемо.
Во-первых, при данной форме работы её содержание определяется не заранее составленной программой, а замыслом самого ребёнка, что наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу к нему.
Во-вторых, содержание самого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.
Поэтому планирование работы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам план динамический, то есть не исключает корректировки.
В заключение – несколько полезных и весёлых советов молодым педагогам – руководителям кружка:[26]
«Я - отличный педагог, меня все уважают, любят и слушаются».
2.2 Разработка программы кружка «Лоскутная мозаика»
Данная программа предназначена для подготовки учащихся 7 классов по кружку «Лоскутная мозаика».
Кружок «Лоскутная мозаика» способствует углублению знаний по предмету «Технология». В процессе обучения у учащихся совершенствуются умения и навыки в изготовлении швейных изделий. Развивается художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, пробуждает фантазию. Цель кружка: сформировать у учащихся знания и умения изготовления швейного изделия из лоскутков. Задачи кружка:
Для решения этих задач в содержании кружка «Лоскутная техника»
предусматриваются следующие темы: инструменты и приспособления, необходимые для работы; характеристика и выбор тканей; закономерности цветовых сочетаний; техника лоскутной мозаики; применение лоскутной техники в изделиях. Кружок рассчитан на 30 часов. Проведение занятий осуществляется в швейной мастерской. Для осуществления программы кружка «Лоскутная техника» в швейной мастерской необходимо иметь: