Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 07:53, дипломная работа
Цель исследования оценить уровень творческого потенциала и умения применять нестандартные решения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2. Выявить взаимосвязь работы кружка с развитием творческих способностей.
3. Разработать и провести кружок.
4. Произвести диагностику уровня творческого потенциала.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы.
1.1 Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы
1.2 Особенности подросткового возраста
Глава 2. Методика организации и проведения кружковой работы
2.1 Организация кружковой работы
2.2 Разработка программы кружка «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Диагностические исследования уровня творческого потенциала и умения применять нестандартные решения школьников
Заключение
Список литературы
Учащийся должен знать:
Учащийся должен уметь:
Тематический план кружка «Лоскутная мозаика»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
2 |
3 |
Введение |
||
1 |
Инструменты и приспособления, необходимые для работы |
1 |
2 |
Характеристика и выбор тканей |
2 |
3 |
Закономерности цветовых сочетаний |
1 |
4 |
Техника лоскутной мозаики |
17 |
5 |
Применение лоскутной техники в изделиях |
9 |
Всего |
30 |
Содержание программы
Введение.
Предмет и задачи кружка.
История лоскутного шитья-пэчворк.
Тема 1. Инструменты и приспособления, необходимые для работы.
Рациональная организация рабочего места. Характеристика ножниц специального распарывателя, игл, ниток, бумаги, карандашей, измерительных инструментов, отделочных материалов, красителей.
Тема 2. Характеристика и выбор тканей.
Характеристика тканей по волокнистому составу по виду отделки. Подготовка ткани к работе.
Тема 3. Закономерности цветовых сочетаний.
Цветовой спектр. Характеристика хроматических цветов по трём признакам: цветовому тону, светлотой, насыщенностью. Цветовые сочетания.
Практическая работа: составление гармонирующих и негармонирующих цветовых сочетаний.
Тема 4. Техника лоскутной мозаики
Технические условия на раскрой лоскута определённой конфигурации. Техника шитья из полос, квадратов, прямоугольных треугольников, шитья на основу.
Практическая работа: изготовление прихватки по одной из техник шитья из лоскутков.
Тема 5. Применение лоскутной техники в изделиях.
Проработка композиции лоскутного изделия. Заготовка шаблонов. Раскрой деталей. Технологическая последовательность сборки изделия из лоскутков.
Практическая работа: выполнение комплекта для горячего наволочки панно.
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1 Диагностические исследования
уровня творческого потенциала
и умения применять не
Людям всегда был и будет свойственен поиск нового в любой области жизни. Человек, едва научившись ходить и летать, уже проявляет интерес к окружающему миру. Но уже что-то придумывает и изобретает.
Главная задача воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нём стремление к творчеству.
Участие в кружковой работе поможет подростку почерпнуть много поучительного, углубить свои знания, заполнить досуг, повысить уровень творческого потенциала.
Диагностические исследования проводились на преддипломной практике в ГОУ «Тюкалинской средней общеобразовательной школы» на работе кружка «Лоскутная мозаика». Кружок был организован на базе 8-9 классов. В группе кружка принимало участие 10 человек. В кружке была организована бригадная форма работы по 3-4 человека. Для оценки уровня творческого потенциала на этапе констатирующего эксперимента использовался тест-методика для оценки уровня творческого потенциала.
В тесте члены кружка должны были выбрать один из предложенных вариантов поведения в ситуациях описанных в тесте (приложение №2).
Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9,15 – постоянство; вопрос 10 – амбициозность; вопросы 12,13 – «слуховую» память; вопрос 14 – ваше стремление быть независимым; вопросы 16,17 – способность абстрагировать; вопрос 18 – степень сосредоточенности. По тесту определяются 3 уровня творческого потенциала – высокий, средний, низкий.
Данные уровня творческого потенциала членов кружка Тюкалинской средней общеобразовательной школы представлены в протоколе №1 (приложение №2).
Из протокола мы видим, что у всех членов кружка уровень потенциала средний, но количество баллов на этом уровне разное. Это показано на графике уровня творческого потенциала членов кружка на констатирующем исследовании (приложение №3).
Проанализировав полученные данные теста мы получили, что наиболее любознательных 30%, вера в себя преобладает у 10%, «слуховая» память у 40%, зрительная память у 40%, стремление быть независимым у 30%, степень сосредоточенности у 40%.
Кружок был организован на базе 8-9 классов. Работу выполняли бригадами по 3-4 человека. Одна бригада выполняла наволочку, вторая бригада выполняла комплект для кухни, третья бригада выполняла панно. Кружок проходил по 2 часа в неделю. Бригадам было предложено несколько эскизов наволочек, комплектов для кухни, панно. Из этих эскизов девочки выбирали те, которые будут выполнять. Когда девочки выбрали эскизы для выполнения этих эскизов они разработали шаблоны, и выполняли работу. Когда девочки закончили работу был проведён контрольный эксперимент по тому же тесту-методике. Данные в протоколе №2 (приложение №4).
Проанализировав, полученные данные мы видим, что у всех девочек уровень творческого потенциала увеличился. Данные представлены на графике контрольного эксперимента (приложение №5). У 20% учащихся увеличился до высокого уровня, у остальных 80% по количеству набранных очков уровень творческого потенциала близко подходит к высокому уровню.
Проанализировав, полученные данные теста мы получили, что наиболее любознательных 30%, вера в себя преобладает у 10%, «слуховая» память у 90%, зрительная память у 50%, стремление быть независимым у 50%, степень сосредоточенности у 40%.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что при работе в кружке дети развивают свои творческие способности. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза доказана.
Заключение
Таким образом, анализ изученной литературы [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25] позволяет заключить, что внеклассная работа, обладает некоторыми возможностями воспитательного воздействия на ребёнка, например, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, включение в различные виды внеклассной работы, обогащает личный опыт ребёнка.
З.А. Нефедова считает, что внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.[20]
Также специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
Так же мы определили особенности внеклассной воспитательной работы.
Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовём определяющие требования к ней:
Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа.
По педагогическому энциклопедическому словарю кружковая работа – это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности.[4]
Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Кружковая работа обеспечивает развитие познавательных сил и способностей.
По словарю педагогических терминов способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.[3]
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Деятельность может носить творческий характер. Если человек вносит в свою деятельность элементы нового, это и есть творчество.
Творчество (креативность) есть высшая, наиболее сложная, активная форма проявления отношения человека к работе.
Успешность развития творческих способностей зависит от особенностей развития детей определённого возраста.
Для подростка ведущую роль играет общение со сверстниками, в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление.
Для этого возраста характерна психологическая активность детей. Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй.
Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.
Для подростка ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка, это самый сложный и ответственный период становления личности на протяжении всего детства.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности «индивидуальности»; стремлением чем-то выделиться.
Самопознание, самоутверждение и самовыражение- главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию.
Для организации кружковой работы следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база школьных мастерских и интересы учащихся.
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:[15]
Участие в кружковой работе помогает подростку почерпнуть много поучительного, углубить свои знания, повысить уровень творческого потенциала.
Диагностические исследования проводились на преддипломной практике в ГОУ «Тюкалинской средней общеобразовательной школы» на работе кружка «Лоскутная мозаика». Кружок был организован на базе 8-9 классов. В группе кружка принимало участие 10 человек. В кружке была организована бригадная форма работы по 3-4 человека. Для оценки уровня творческого потенциала, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента использовался тест-методика для оценки уровня творческого потенциала.