Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:09, курсовая работа
Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение часто называют фантазией. Однако фантазия – это продукт воображения. Она изменяет облик действительности, отраженной в сознании, позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Фантазиями являются сновидения, мифы, сказки и др.
Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников
1.1 Психологические основы развития воображения
1.2 Особенности развития воображения младших школьников
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента..
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников
1.1 Психологические основы развития воображения
1.2 Особенности развития
1.3 Значение творческой
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников
2 Экспериментальное
2.1 Диагностика развития
2.2 Развитие творческого
Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Воображение - это присущая только
человеку, возможность создания новых
образов путем переработки
Воображение особенно важную роль играет в творчестве, на практике проявляясь в различных видах творческой деятельности: в науке, в искусстве и т.д. Из всех видов творческой деятельности наиболее лишенной фантазии кажется практическая работа, которую человек ежедневно выполняет на работе и в быту, но и здесь есть широкий простор для творчества, и уже продуктом и конечным результатом «деловой» и «бытовой» фантазии становятся реальные предметы и практические дела людей.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается еще в детстве, через развитие высших психических функций. Если говорить о младших школьниках, то развить у детей такую важную и сложную психическую функцию, как воображение, помогает творческая деятельность в процессе обучения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает снижение активности этой функции.
До последнего времени в России
современное обучение и воспитание,
к сожалению, развивали в детях
в основном только одну сторону творческих
способностей – исполнительскую, а
более сложная и важная сторона,
творческая, оставалась несколько в
стороне. Теперь, когда в отечественной
системе образования произошла
ее переориентация на гуманистические,
личностно-ориентированные и
Творчество младших школьников можно разделить на, так называемые, составные: рисование, музыка, конструирование, литература.
Литературному творчеству детей на уроках следует уделять особое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения.
С психологической точки зрения именно литературное (словесное) творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю»
Проблема исследования заключается в противоречии между многообразием существующих методов и приемов организации работы над сочинением в начальной школе и тем, что на данный момент сочинительской деятельности учащихся не уделяется должное внимание и время, либо работа сводится к стереотипному уроку с четко заданной темой и традиционной структурой.
Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект исследования - процесс работы над сочинением в начальных классах.
Предмет исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников.
Гипотеза исследования – систематическое применение содержательных методов и приемов работы над сочинением способствует более продуктивному, интенсивному развитию творческого воображения младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-
2) выделить наиболее интересные и эффективные методы и приемы в работе над сочинением;
3) изучить динамику развития
творческого воображения
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ источников, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ №61 г. Краснодара. В эксперименте участвовали два класса: 3 «А» (20 учащихся) и 3 «Б» (20 учащихся). Возраст детей 9-10 лет.
1 Теоретические основы развития
творческого воображения
Психологические основы развития воображения
Воображение - важный психический
процесс, присущий только человеку. Психический
процесс - это акт психической
деятельности, имеющий свой объект
отражения и свою регуляционную
функцию. Воображение – познавательный
психический процесс, заключающийся
в создании человеком новых образов
на основе имеющихся у него представлений
[1, с.116]. Воображение основано на оперировании
конкретными чувственными образами
или наглядными моделями действительности,
но при этом имеет черты
Процесс воображения всегда протекает
в неразрывной связи с другими
психическими процессами — памятью
и мышлением. Говоря о воображении,
мы лишь подчеркиваем преобладающее
направление психической
«Воображение есть творческий –
иногда сознательный, иногда бессознательный
- акт мышления. Оно в отличие
от сознательно управляемого и контролируемого
мышления находится под сильным
влиянием мотивации, которая как
бы детерминирует извне его
Воображение является высшей психической
функцией и отражает действительность.
Однако с помощью воображения
осуществляются мысленный отход
за пределы непосредственного
Воображение комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, т.е. создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически. Воображение человека - способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии
В основе воображения и творческого
мышления лежат следующие
- четкое и ясное представление образов и предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно
- способность комбинировать
Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление, которое в свою очередь вызывают: новизна воспринятого «что-то»; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком [3, с.9]. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком, особенно ребенком, неосознанно.
Воображение характеризуется активностью,
действенностью. Опережающее отражение
действительности происходит в воображении
в виде ярких представлений, образов.
Механизмы переработки
ВООБРАЖЕНИЕ
(фантазия)
психологическая функция,
направленная
на создание новых образов
Рисунок 1 – Схема «Классификация способов создания образов»
1. Агглютинация, то есть «склеивание»
различных, несоединимых в
2. Гиперболизация - парадоксальное
увеличение или уменьшение
3. Схематизация - способ создания
фантастических образов, когда
отдельные представления
4. Типизация характерна
5. Акцентирование - в создаваемом
образе какая-то часть, деталь
выделяется, особо подчеркивается.
Классическим примером
Основой создания любых образов
фантазии является синтез и аналогия.
Аналогия может быть близкой, непосредственной
и отдаленной, ступенчатой. Например,
внешний вид самолета напоминает
парящую птицу. Это близкая аналогия.
Космический корабль –
Рассматривая вопрос о развитии воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком.
Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось ранее непосредственно.
Несмотря на различия, нельзя резко
ограничивать друг от друга творческое
и воссоздающее воображение. В деятельность
воссоздающего воображения
1.2 Особенности развития воображения младших школьников
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Существовало неправильное мнение,
что воображение достигает
Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго-начале третьего года жизни. Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождаются новые связи между явлениями и предметами. Младший дошкольник с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть воображение, некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуется аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.