Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:09, курсовая работа
Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение часто называют фантазией. Однако фантазия – это продукт воображения. Она изменяет облик действительности, отраженной в сознании, позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Фантазиями являются сновидения, мифы, сказки и др.
Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников
1.1 Психологические основы развития воображения
1.2 Особенности развития воображения младших школьников
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента..
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Для исследования воображения младших школьников нами был использован тест «Выведение следствий» [22, с.69-70].
Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».
Перед каждым ребенком ставилась задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список вопросов первого замера:
- «Что произойдет, если дождь будет литься не переставая?»;
- «Что произойдет, если животные начнут говорить человеческим голосом?»;
- «Что произойдет, если все горы превратятся в сахарные?»;
- «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;
- «Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?».
При оценке результатов учитывалось качество ответов:
- оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;
- необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла;
- банальный ответ («Ничего не будет», «Такого не бывает» и т.п.) – 2 балла;
- ответ не по существу или встречным вопросом – 1 балл.
Интерпретация результатов: чем меньше
баллов набрано, тем больше ребенок
нуждается в занятиях по развитию
воображения и творческого
В ходе первоначальной диагностики были получены следующие результаты.
Таблица 1 – Результаты диагностики воображения учащихся экспериментального 3«А» класса
Ф.И.О.
Качество ответа
1. Бахарь Данил 1
2. Владимиров Алексей 4
3. Иванова Ксения 1
4. Исмаилова Рубина 5
5. Камерный Влад 4
6. Кононов Дима 4
7. Кремлян Карина 1
8. Лисанова Алина 1
9. Лымарев Кирилл 4
10. Лысохмара Настя 4
11. Максимовский Толя 4
12. Миленькая Лена 4
13. Найденова Аня 4
14. Панченко Лиза 2
15. Панченко Юля 1
16. Пивоварова Алена 4
17. Полтавцев Влад 4
18. Сидоров Сергей 4
19. Томасов Саша 5
20 Харьковский Женя 4
Рисунок 2
Коэффициент оригинальности воображения
высчитываем следующим образом:
общая сумма показателей
Таким образом, коэффициент оригинальности в экспериментальном классе равен: 65/20=3,3.
Таблица 2 – Результаты диагностики воображения учащихся контрольного 3«Б» класса
Ф.И.О.
Качество ответа
1. Авдеева Алена 4
2. Барило Руслан 4
3. Гончаров Илья 4
4. Добренко Настя 2
5. Егоренко Дима 4
6. Жудин Никита 4
7. Ковалев Слава 4
8. Колинько Даша 4
9. Николаенко Руслан 2
10. Рафаилов Руслан 2
11. Садоян Зина 4
12. Садоян Теймур 4
13. Чигрина Настя 4
14. Шевцов Дима 4
15. Шелудько Таня 4
16. Шепотько Ксения 1
17. Шилова Оля 2
18. Стрельцов Олег 2
19. Максименко Александр 4
20. Рева Лен а 4
Рисунок 3
В контрольном классе коэффициент оригинальности равен: 67/20=3,4.
Сравнительный анализ данных экспериментального и контрольного классов показал, что артовые возможности учащихся примерно равны.
Дальнейшая работа в экспериментальном классе, была рассчитана на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения.
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в
развитии творческой личности. Необходимо
как можно больше включать в практику
учащихся виды деятельности направленные
на активизацию процессов
Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.
Ведущий начинает сказку: «Жил-был
маленький Винтик. Когда он появился
на свет, то был очень красивый, блестящий,
с новенькой резьбой и восьмью
гранями. Все говорили, что его
ждет великое будущее. Он вместе с
другими винтиками будет
Ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «.......» в номере «.......».В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Найденова. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.
Сочинения, проводимые на уроках родного языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения-миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным «узким» характером темы.
Как правило, на уроках русского языка
в начальной школе дети учатся
писать сочинения-миниатюры
Один из уроков русского языка в нашем экспериментальном классе был посвящен написанию коллективного сочинения-миниатюры. Разработка урока представлена в Приложении А.
Есть особая сфера жизни ребенка,
которая обеспечивает специфические
возможности для личностного
развития – это игра. Основной психической
функцией, обеспечивающей игру, является
именно воображение, фантазия. Далее
мы приводим несколько примеров, представляющих
собой сочетание игровых
1. «Новый поворот старой сказки».
2. Предлагаем (письменно или устно)
рассказать историю своей
3. Берем хорошо известную детям книжку и вместе придумываем новую историю к иллюстрациям из нее.
4. Находим репродукции картин, с
содержанием которых учащиеся
еще не знакомы, и даем
5. «Конкурс загадок». Детям дается
определенное время на
6. К стихам – через шутку.
Можно подсказать ученикам
Только бабушка заснула…
Утро наконец настало…
7. Отгадка в рифму. С помощью этой игры можно незаметно подвести детей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания (плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).
Приемы переработки
«Фантастическая история». Вырезаем вместе с детьми цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Затем изображение каждого животного разрезаем еще на несколько частей и перемешиваем. Берем лист бумаги и клеящий карандаш.
Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю.
Агглютинация – частный случай
такого приема, как комбинирование,
когда свойства одного предмета переносятся
на другой. Детали, которые сочетаются
в новый образ, могут быть даны
и в словах. Этим приемом воспользовался
известный итальянский
Вот как об этом пишет Дж.Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...» [17, с.47-48]. Дж.Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - второе сочетание. «Это, — пишет Дж.Родари, - открытие, изобретение, стимул» [17, с.54-57]. Это и есть «бином фантазии».
Мы воспользовались на практике данным приемом. Учащиеся написали на карточках существительные, затем карточки перемешали, и каждый из ребят вытянул для себя по два слова. На основе полученных сочетаний нужно было придумать фантастическое существо и его историю.
В основе игры «Сказка-калька», которая также использовалась нами на практике, лежит способ схематизации. «Сказка-калька», также предложенная Дж.Родари в книге «Грамматика фантазии», - прием, когда из старой сказки получается новая, с различными степенями узнаваемости или полностью перенесенная на чужую почву.
Берется популярная сказка, например «Золушка», и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям: «Золушка живет с мачехой и сводными сестрами. Сестры едут на пышный бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал. Принц в нее влюбляется...» и т.д. Вторая операция состоит в том, чтобы еще более абстрагировать сюжет: «А» живет в доме «Б» и находится с «Б» в иных отношениях, нежели «В» и «Г», тоже живущие с «Б». «Б», «В» и «Г» отправляются в «Д», где происходит нечто, обозначаемое буквой «Е». «А» остается одна (один). Но благодаря вмешательству «Ж» «А» тоже может отправиться в «Д», где производит неизгладимое впечатление на «3» и т.д. Имея в наличии готовую схему, забываем о первоначальном сюжете, и, опираясь только на одну лишь схему, пытаемся придумать новый сюжет.
Опираясь на прием акцентирования, можно из характерных особенностей персонажа вывести, например, и его приключения. Например, стеклянный человечек, также предложенный Дж.Родари. Выбранный персонаж должен действовать, двигаться, знакомиться, подвергаться каким-либо случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого он, согласно замыслу, сделан. Анализ материала, в данном случае стекла, подскажет, с какой меркой мы должны подходить к своему герою. «Стекло прозрачно. Можно читать его мысли. Он не может говорить неправду, это сразу бы увидели; один выход - надеть шляпу. Несчастливый это день в краю стеклянных людей, когда входит в моду носить шляпу; ведь это значит, что входит в моду скрывать свои мысли. Стекло хрупкое, значит, дом стеклянного человека должен быть весь обит чем-нибудь мягким. Тротуары будут застелены матрацами. Рукопожатия отменены. Тяжелые работы - тоже. Врачом в подлинном смысле этого слова будет не медик, а стеклодув. Стекло может быть цветным. Стекло можно мыть и т.д.».
По такому принципу школьникам предлагалось сочинить приключения деревянного персонажа, человека изо льда, из сливочного масла и т.д., а также придумать собственных персонажей.
Развитию умения воссоздавать образ,
пользуясь схемой, картой и другими
видами символического изображения
способствует игра «Путешествие по географической
карте». Каждому ученику дается карта
- туристская маршрутная схема с
изображением какой-либо реки. По берегам
реки нанесены схематические изображения
городов, деревень, железной дороги, мостов
и пр. Детям предлагается: «Видишь,
по реке плывет теплоход. Представь
себе, что ты стоишь на палубе, смотришь
на берега. И вот обо всем, что
ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста,
мне». Эту методику можно использовать
и для того, чтобы определить,
как у ребенка развито