Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение часто называют фантазией. Однако фантазия – это продукт воображения. Она изменяет облик действительности, отраженной в сознании, позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Фантазиями являются сновидения, мифы, сказки и др.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников
1.1 Психологические основы развития воображения
1.2 Особенности развития воображения младших школьников
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента..
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

15 Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии/ Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А.Люблинской. - М.: Просвещение, 1971. – 152 с.

16 Подласый И.П. Можно ли учить по-всякому?// Школьные технологии. -2003. - №4. – С.20-22.

17 Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990.

18 Розенберг Л.А. Развитие творческих  сил, литературных способностей  младших школьников// Начальная школа. - 1995. - № 2 - С.25-28.

19 Симановский А.Э. Развитие творческого  мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. –

20 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

21 Субботина Л.Ю. Развитие воображения  детей. Популярное пособие для  родителей и педагогов. - Ярославль:  Академия развития, 1996. – 240 с.

22 Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с. –

23 Ушинский К.Д. Собрание сочинений.  Т.2. - М., 1985. - 776 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Разработка занятия по написанию коллективного мини-сочинения 

«Звуки весны»

Цели:

- закрепить полученные ранее  знания (глагол, лексическое значение, предложение, текст, строение  текста, признаки весны);

- учить детей писать сочинение  по опорным словам;

- активизировать интерес к слову,  речи, диалогическому общению;

- развивать письменную речь, творческие  способности, воображение;

- воспитывать умение работать  в группе.

Оборудование:

карточки трех цветов по количеству детей, листы формата А4, таблички-указатели, четыре листа ватмана (один лист с началом текста), ручки, фломастеры, магнитофон.

Ход урока.

1. Организационный момент. Каждый  ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную или желтую). По  цвету карточки формируются три  группы. Каждая группа рассаживается  за отдельный стол, на котором  выставлена табличка-указатель соответствующего  цвета. 

2. Вводная часть

Учитель: - Закройте глаза и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных  звуков). Что вы услышали?

Дети: - Различные звуки живой, неживой  природы и человека.

Учитель: - А как об этом сказать, используя глаголы?

Дети: - Шелестеть, кричать, свистеть, звенеть, щебетать, журчать …

Учитель: - Что общего в лексическом  значении этих глаголов?

Дети: - Обозначают звуки.

(Звучит магнитофонная запись  звуков).

Учитель: - Что вы услышали? Как вы думаете, какое это время года? По каким признакам вы догадались, что это весна?

Дети: - Птицы поют, ручей звенит…

 

Учитель: - Давайте придумаем тему нашего коллективного мини-сочинения. (После обсуждения учитель на доске записывает тему сочинения: «Звуки весны».)

3. Учитель раздает листы-таблицы  (каждый лист формата А4 разделен на 2х2 части, каждая часть пронумерована).

Учитель: - Запишите самостоятельно в  своих таблицах в первой части  все глаголы звучания, связанные  с весной, которые вы вспомните, в  течение 1 минуты. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в парах, допишите там же слова, которые вспомнил сосед. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь  мнениями в группах, если получится, допишите там же еще слова. (Дети выполняют задание).

- Теперь давайте обсудим и  запишем на доске все глаголы  звучания, которые знает наш класс.  Для этого группы выберут ведущего, ведущие по очереди зачитают  слова из своих таблиц. (Учитель  записывает на доске все глаголы,  которые говорят учащиеся). Внимательно  посмотрите на выписанные глаголы,  подумайте, на какие три группы  их можно разделить?

Дети: - Звуки живой природы. Звуки  неживой природы. Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним  связанными.

Учитель: - Посмотрите на свои цветные  карточки, на каждой написано слово. Соберитесь в группы нового состава за столами, где выставлены таблички-указатели  с вашим словом. (Дети выполняют задание. На табличках-указателях написаны слова «щебетать», «журчать», «кричать»).

- Какое слово объединило первую  группу? (Щебетать.)

- Вторую? (Журчать.) Третью? (Кричать.)

- Какое лексическое значение  у каждого глагола? К какой  группе относится каждый глагол? (Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком.)

Задача каждой группы учащихся: выписать «свои» глаголы и подобрать к  ним ассоциации - существительные, обозначающие источник звука. (Дети выполняют задание, учитель помогает каждой группе).

Учитель: - Чтобы продолжить работу, вернитесь в группы прежнего состава (по цвету карточки). Познакомьтесь  с результатами работы соседей и  заполните пустые части таблицы. В результате проделанной работы у каждого учащегося получается такой лист:

1. Журчать, жужжать, капать, смеяться, выть, скулить, долбить, шуршать, чирикать, булькать, щебетать, скрипеть, пищать, рычать, фыркать, храпеть, завывать, капать, кричать, кашлять, топать, чихать, смеяться, петь. 

2. Птицы - чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи – шуршать, медведь – топать.

3. Река журчит, водопад шумит,  ветер свистит, гром гремит, листья  шелестят, вода капает, капли звенят. 

4. Человек смеется, чихает, кашляет,  поет, фыркает, топает.

 

 

4. Учитель вывешивает на доску  лист ватмана со следующим  текстом: «Наступила весна. Все  вокруг ожило. Мир наполнился  звуками».

Учитель: - Теперь каждая группа, используя  свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: «синие» – о  звуках живой природы, «красные»  – о звуках неживой природы, «желтые» – о звуках, издаваемых человеком.

Время работы до 10 минут. Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате работы на уроке получилось три части  текста:

I. Речка журчит, освободившись ото  льда. Ветер шелестит молодыми  листочками. Падая с крыши, звенят  капельки.

II. Ёжики вылезли из своих  нор и весело фыркают. Одни  птицы щебечут, другие свистят,  третьи чирикают, а четвертые  заливаются трелями. 

III. Люди перестали чихать, кашлять,  а стали петь песни. Дети  хлопают в ладоши и весело  смеются.

5. Все листы вывешиваются на  доску. Чтение текста вслух.  Оценка коллективного мини- сочинения учащимися.

Учитель: - Давайте вспомним правила  построения текста: должна быть вводная  часть, основная часть, заключение. Все  ли части есть в нашем тексте?

Дети: - У нас нет заключения! (В результате обсуждения дети придумывают  заключение: например, «Все рады приходу  весны!»)

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Учитель: - Пользуясь собранным  сегодня материалом, напишите дома свое собственное сочинение «Звуки весны». Самые интересные мы выберем  и издадим в нашей классной стенгазете.

 

 

Приложение Б

Разработка урока развития творческого воображения 

«Оживление» при сочинении  сказок»

Цели занятия:

- познакомить с приемом «оживление»  и создать условия для практического  применения его при сочинении  сказок;

- развивать воображение, логическое  мышление и речь учащихся;

- воспитывать интерес к произведениям  художественной литературы, потребность  в творческом самовыражении.

Оборудование:

произведения Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», А.Толстого «Приключения Буратино», Л. Гераскина «В стране невыученных уроков», Е.Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак».

Ход урока.

1. Организационный момент. Учитель: - Сегодня на уроке мы вновь  будем фантазировать, сочинять. Поможет  нам в этом новый прием. Настроимся  на работу, определив наши действия  на уроке. Что обязательно мы  будем делать на уроке?

У – (узнавать, удивляться)

Р – (развивать, рассуждать)

О – (обсуждать, открывать)

К – (корректировать)

2. Учитель: - Ребята! У меня для  вас письмо. Кто бы это мог  написать?

«Здравствуйте, дорогие друзья! Спешу  сообщить вам о том, что меня волнует. Я никого не трогаю, не беспокою, всегда даю возможность написать работу на «отлично», а меня царапают, делают надписи ручкой - мне больно и  обидно. Я мечтаю быть такой же чистой, нарядной, как и вы, мои ученики. Помогите мне!»

 

- Вы догадались? Что скажете? (Это  парта.)

- Что необычного в том, что  вы сейчас услышали? Парта, как  живая, нам говорит. (Парта ожила.)

- Как можно назвать этот прием? (Оживление.)

- Этот прием в литературе  называется «олицетворение». Олицетворение  - перенесение свойств одушевленных  предметов на неодушевленные.

- Какой человек по характеру  может понять боль и тревогу  неживого предмета? (Чувствительный, добрый.)

- А сейчас проявив свою чуткость, попробуйте от лица ожившего  предмета рассказать по плану: 

Что меня тревожит?

Чего боюсь?

Что я не люблю?

Что я люблю?

О чем мечтаю?

- Вы можете выбрать сами предмет,  который ожил, а можете воспользоваться  предложенными. А мы постараемся догадаться, о чем вы рассказываете.

3. Самостоятельная работа в группах.  Слушание текстов-загадок.

Учитель: - Чья просьба о помощи, рассказ показался более значимым? Что пожелаем хозяевам этих вещей? (Будьте внимательные, аккуратнее, добрее.)

- Когда предмет оживает, он  не только начинает чувствовать,  думать, говорить, но с ним еще  могут происходить разные приключения.  Чтобы продолжить работу по  сочинению сказки, создайте структуру  сказки (добрые и злые герои,  цель, место действия). Попробуйте  сочинить сказку, выбрать предмет,  который у вас ожил.

4. Самостоятельная работа в парах.  Слушание сказок.

Учитель: - Чья сказка показалась вам  более интересной, почему?

5. Домашнее задание.

Учитель: - Дома попробуйте написать свою, новую сказку.

6. Итог урока.

Учитель: - Давайте вспомним, а в  каких сказках использовался  прием «оживление»? Кто стал живым? Из чего он? Кто автор сказки? («Стойкий оловянный солдатик», «Буратино», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и другие -учитель показывает не названные книги.)

- Что можете сказать о сказках,  в которых используется прием  оживления? (Они необычны и очень  интересны.)

- Вернемся к целям урока, которые  себе поставили. Давайте отметим  то, что у нас получилось из  намеченного:

У – узнали новый прием «оживление»

Р – развивали умение фантазировать

О – обсуждали сказки

К– корректировали, делали критические замечания

- Какие у вас впечатления  об уроке? Говорят, что и  стены «слышат». Что они могли  бы сказать о вас, когда вы  уйдете? (Дети поработали дружно и интересно.)


Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением