Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности. Воображение часто называют фантазией. Однако фантазия – это продукт воображения. Она изменяет облик действительности, отраженной в сознании, позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Фантазиями являются сновидения, мифы, сказки и др.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников
1.1 Психологические основы развития воображения
1.2 Особенности развития воображения младших школьников
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента..
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Как известно, детям свойственно  предметное восприятие окружающего  мира, (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.). В ходе развития ребенка  оно преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек  обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает  незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом и совершается  в силу социализации личности, ее духовного  развития, интеллектуального и эмоционального обогащения. Смена предметного восприятия, однако, происходит не всегда, и человек  живет среди предметов, фактов, случаев, выпадая при этом из общественных отношений, культурных ценностей.

На процесс перевода предметного  восприятия мира в ценностное было направлено мероприятие «Презентация мира». Группе детей предъявляется  какой-либо предмет и предлагается описать роль этого предмета в  жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения  несет в самом себе, когда включен  в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета.

Для проведения данной работы предметом  презентации была представлена живая  роза в вазе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

 

- Что значит для нас простой  цветок розы?

- Какая от него может быть  польза?

- Что бы было, если бы роз  не было на земле?

- Выскажите ваше личное отношение к этому цветку?

Дети поочередно высказывали свои соображения. При этом можно было и подходить к цветку, и брать его в руки. Прежде всего дети увидели в розе «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение». Прозвучало и: «черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Дима Кононов высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Девочки говорили больше о любви: «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

В ходе данной работы мы отметили довольно высокое ценностное восприятие детьми реальности, их готовность и умение рассуждать, строить выводы. В дальнейшем такую работу можно усложнить, предложив  детям самим выбрать предмет  презентации.На уроках ученики пробовали «оживлять» окружающий мир, приписывать человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Ребята представляли себя снегом, сосулькой, звездой и т.д. Так, одно из занятий было посвящено приему «оживление» при сочинении сказок. Разработка урока представлена в Приложении Б. Несмотря на то, что такая деятельность давалась учащимся не очень легко, так как требовала максимального приложения творческих сил, работа доставляла радость. В детях изначально заложена тяга к сочинительской деятельности. Во время работы с устными высказываниями и письменными работами мы старались не давать установок, не составлять четкого, строгого плана ответа или сочинения, так как все виды работ по словесному творчеству требуют от маленьких авторов «открытия», собственного видения предмета. Педагогу, чтобы помочь реализации детских возможностей и способностей, достаточно создать в классе творческую атмосферу, атмосферу положительных эмоций и устранения боязни неудач.

 

2.3 Диагностика воображения  младших школьников на контрольном  этапе эксперимента

На заключительном этапе исследования нами была проведена диагностика  динамики развития творческого воображения  у детей контрольной и экспериментальной  группы.

Для исследования воображения снова  был использован тест «Выведение следствий». Список вопросов второго  замера:

- «Что произойдет, если оживут  все сказочные герои?»;

- «Что произойдет, если люди  смогут читать мысли друг друга?»;

- «Что произойдет, если все растения  начнут ходить?»;

- «Что произойдет, если больше  никогда не наступит зима?»

- «Что произойдет, если исчезнут  все автомобили?»

Таблица 3 - Результаты диагностики  воображения учащихся экспериментального 3«А» класса

Ф.И.О. 

Качество ответа

1. Бахарь Данил 4

 

2. Владимиров Алексей 5

 

3. Иванова Ксения 2

 

4. Исмаилова Рубина 5

 

5. Камерный Влад 4

 

6. Кононов Дима 5

 

7. Кремлян Карина 1

 

8. Лисанова Алина 4

 

9. Лымарев Кирилл  4

 

10. Лысохмара Настя 4

 

11. Максимовский Толя 5

 

12. Миленькая Лена 4

 

13. Найденова Аня 4

 

14. Панченко Лиза 4

 

15. Панченко Юля 1

 

16. Пивоварова Алена 5

 

17. Полтавцев Влад 4

 

18. Сидоров Сергей 5

 

19. Томасов Саша 5

 

20. Харьковский Женя  4

 

Рисунок 4

Коэффициент оригинальности в экспериментальном  классе составил 79/20=4.

Таблица 4 - Результаты диагностики  воображения учащихся контрольного 3«Б» класса

Ф.И.О. 

Качество ответа

1. Авдеева Алена 5

 

2. Барило Руслан 4

 

3. Гончаров Илья 4

 

4. Добренко Настя 4

 

5. Егоренко Дима 4

 

6. Жудин Никита 4

 

7. Ковалев Слава 4

 

8. Колинько Даша 4

 

9. Николаенко Руслан  2

 

10. Рафаилов Руслан 1

11. Садоян Зина 4

 

12. Садоян Теймур 4

 

13. Чигрина Настя 5

 

14. Шевцов Дима 4

 

15. Шелудько Таня 4

 

16. Шепотько Ксения 2

 

17. Шилова Оля 2

 

18. Стрельцов Олег 2

 

19. Максименко Александр 4

 

20. Рева Лена 4

 

Рисунок 5

Коэффициент оригинальности в контрольном  классе: 70/20=3,5. Подсчет коэффициента оригинальности в группах показал  его рост в экспериментальном  классе.

Результаты контрольного и констатирующего  экспериментов представлены на рисунке 6:

Рисунок 6 - Сравнительные результаты

контрольного и констатирующего  экспериментов

По сравнению с начальным  этапом исследования коэффициент оригинальности воображения в экспериментальном  классе возрос на 0,7, достигнув показателя в 4 балла. В контрольном классе показатели практически не изменились: 3,4 –  показатель на констатирующем этапе  эксперимента; 3,5 – на контрольном  этапе. Несмотря на статистическую незначительность сдвигов в творческой активности воображения младших школьников, наблюдается несомненная тенденция  роста именно в экспериментальной  группе. Это позволяет нам говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а проведенная нами программа способствовала росту  творческой активности воображения  у младших школьников.

 

 

Заключение

Развитие воображения детей  играет важную роль в общем развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании жизненного опыта. В  силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя  его для оптимизации учебной  деятельности.

Значение воображения трудно переоценить  Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас  событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С.Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения» [6]. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

Решая любую мысленную задачу, ребенок  использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся  информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно  без активной работы воображения. Воображение  обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика, заменяя недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

В развитии детей велика роль самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще  не так важен социальный статус среди  товарищей, как реакция на его  деятельность взрослых: родителей и  учителя. Любые методики, даже самые  полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Лишь умело используя  их, можно добиться высоких результатов. Стоит отметить, что при организации  занятий в целом, и в частности  занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть предельно  чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной учеником работе может полностью лишить ребенка  желания заниматься творчеством. Педагогу рекомендуется соблюдать следующие  правила:

- выполнять некоторые организационные  функции: помогать в организации  конкурсов, утренников, издании газет  и их редактировании;

- помощь оказывать преимущественно  индивидуальную;

- особенно высоко ценить удачный  образ, точно выбранное слово,  юмор, умение замечать детали;

- создавать атмосферу положительных  эмоций;

- не давать никаких заданий  и не делать замечаний –  предоставлять полную свободу  творческих попыток.

Развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С  другой стороны, складывающиеся в процесс  развития свойств личности – ее характер, способности, направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через  работу воображения происходит компенсация  недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно расширяет  и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Кульминационный момент творческого  процесса – вдохновение, характеризующееся  наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным  подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и  особенной силой воображения. В  состоянии вдохновения ребенок  решает задачу, стоящую перед ним  легче, ярче, полнее.

В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и отбирает необходимые представления и  их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации  и др. Вот почему сила и яркость  воображения во многом зависит не только от полноты и богатства  имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения. Все эти процессы находят свое отражение и реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на творческих занятиях. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

В нашем экспериментальном классе работа над сочинениями была организована не в строгих урочных рамках. Элементы сочинений включались и во внеклассные  занятия и в домашнюю работу детей, хотя задания и не давались с целью  обязательного их выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.

Показатели исследования не продемонстрировали существенных сдвигов в уровне развития воображения школьников. Это можно  объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.

Никакое школьное обучение не может  происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения, обучение способствует вместе с тем его дальнейшему  развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника  становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий  и, прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.

В заключении необходимо еще раз  отметить тот факт, что использование  на уроках русского языка приемов  работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию творческих способностей младших  школьников, но и положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Андреева И.В. Педагогика и  психология. – СПб: Издательский  Дом Нева», 2003.

2 Баркан А.И. Плохие привычки  хороших детей. Учимся понимать  своего ребенка. - М.: Дрофа-плюс, 2003.

3 Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 2001. – 156 с

4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1988. – 350 с.

5 Возрастная и педагогическая  психология. Хрестоматия: учебное  пособие для студентов педагогических  учебных заведений/ сост. Дубровина  И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М.: Академия, 2001

6 Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте// Вопросы психологии, 1972.

7 Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. - М.: Издательство МПСИ, 1986. – 736 с.

8 Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 190 с. -

9 Коршунова Л.С. Воображение  и его роль в познании. - М.: Издательство  МГУ, 1979. – 72 с.

10 Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

11 Купров В.Д. Образно-эмоциональное описание предмета// Начальная школа. - 1989. – № 2. – С.20–23.

12 Львов М.Р. Методика преподавания  русского языка в начальных  классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.

13 Маклаков А.Г. Общая психология. - Издательство: Питер, 2000. – 382 с.

14 Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением