Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа
Путь к исследованию:
- на первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,
- на втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,
Содержание.
стр.
Введение (актуальность).
Глава 1. Теоретические основы (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия).
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Содержание практического опыта.
§2. Технологии и методики, используемые в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Результаты педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Заключение.
§1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту.
Список использованной литературы.
Готовность к какой-либо деятельности - это непременное условие её продуктивности. При дифференцированном подходе к исследованию данного понятия выделяются разные виды, уровни, структурные компоненты. Достаточно устойчиво вычленяются лишь два типа готовности: активно-действенное состояние личности и психологическая предпосылка эффективности деятельности. Мы их называем внешней и внутренней готовностью к творческой проектной деятельности.
Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими её направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве - показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определённые цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением.
Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.
Творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Толковый словарь русского языка. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 791 с.)
Активность – сила, энергия, с которой человек воздействует на окружающий мир. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 110 с.)
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (из опыта) (А. А. Хромов).
Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной. ( Термин из опыта).
Технология – совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 797 с.)
Самореализация – реализация потенциала личности.(Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001).
(http://voluntary.ru/
Креативность – творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. (Головин С.Ю. Словарь практического психолога)
(http://vocabulary.ru/
Учебная деятельность - один из ведущих видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельного обучения и применения полученных знаний на практике. (Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008).
(http://vocabulary.ru/
Социализация- совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и филоонтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.
(Сост.
Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М.,.
Соколова Г.Н, Терещенко О.В. Социология:
Энциклопедия, 2003). (http://voluntary.ru/
Потенциал творческий – может рассматриваться
как нереализованные, но имеющиеся у человека
способности (или способности еще не развитые,
не связанные со сферой их проявления
даже в плане представлений) или как творческая
характеристика личности, складывающаяся
из интеграла специальных способностей,
инициативы, мотивации достижения и организаторских
или инновационных способностей, побуждающих
к изменению, совершенствованию, оптимизации
существующего положения дел, деятельности.
(Акмеологический словарь / Под общ. ред.
Деркача А.А. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.)
(http://vocabulary.ru/
Способности – индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 244 с.)
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому–либо объекту или явлению. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 61 с.)
Мышление – высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 372 с.)
Организованность группы – социально-психологическая характеристика высокого уровня развития группы, которая проявляется в чётком распределении обязанностей, эффективном взаимодействии членов группы друг с другом, успешной совместной деятельности. (Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс.- М.: Питер 2011.- 296 с.)
Задатки – врождённые анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 243 с.)
Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 643 с.)
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны его социально значимых отличий от других людей. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 6 с.)
Мотивация–побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос,2001.-61с.)
Стимул–побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 767 с.)
Стремление–первичное побуждение,чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 767 с.)
Выводы по главе.
1).Проанализировано, что творческий
процесс в современных
2).Вопрос о формировании и
развитии творческой
3).Потребности являются
Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции опыта и т.д.).
§1. Содержание практического опыта.
Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.
Системообразующий элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.
Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:
• потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
• преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;
• готовность к преобразующей деятельности;
• эвристический потенциал;
• сама преобразующая деятельность.
Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.
Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся и ее структура.
Предлагаемая дидактическая модель - попытка предупредить противоречия между объективной необходимостью развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе и недостаточной разработанности данной проблемы в теоретическом и методическом плане.
Структура дидактической модели процесса развития творческой активности учащихся:
• логико-методологический блок.
• психолого-дидактический блок.
• технологический блок.
Логико-методологический блок.
1.
Цели развития творческой
а) цель развития в целом смысле слова - продвижение учащихся на новые стадии, этапы познавательных, эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, способности, склонности);
б) в дидактической модели при раскрытии цели развития творческой активности учащихся авторы исходят из ее существенных характеристик:
• широкой активно-мотивированной умственной деятельности;
• способности мобилизовать свой ум, волю и произвольно организовать свой познавательно-преобразующий процесс;
• конструктивной самостоятельности, легкости образования неожиданных ассоциаций:
• способности перестраивать схемы действий и в конечном итоге - решать творческие нестандартные задачи;
в) цели развития творческой активности учащихся с различных точек зрения:
• с психолого-педагогической: цель - изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);
• с социальной: цель - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;
• с дидактической: цель - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.
2. Основные интегральные
• преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;
• готовность к преобразующей деятельности;
• творческий потенциал;
• процесс творческой деятельности.
3. Исходные теоретические