Развитие творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии в 5,6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Путь к исследованию:
- на первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,
- на втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,

Содержание работы

Содержание.
стр.
Введение (актуальность).
Глава 1. Теоретические основы (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия).
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Содержание практического опыта.
§2. Технологии и методики, используемые в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Результаты педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Заключение.
§1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по практической педагогике.docx

— 78.57 Кб (Скачать файл)

Готовность к какой-либо деятельности - это непременное условие её продуктивности. При дифференцированном подходе к исследованию данного понятия выделяются разные виды, уровни, структурные компоненты. Достаточно устойчиво вычленяются лишь два типа готовности: активно-действенное состояние личности и психологическая предпосылка эффективности деятельности. Мы их называем внешней и внутренней готовностью к творческой проектной деятельности.

Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими её направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве - показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определённые цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением.

Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.

Творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Толковый словарь русского языка. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 791 с.)

Активность – сила, энергия, с которой человек воздействует на окружающий мир.     (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 110 с.)

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. (из опыта) (А. А. Хромов).

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе   которой лежит активизация  творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой    школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной. ( Термин из опыта).

Технология – совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 797 с.)

Самореализация – реализация потенциала личности.(Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001).    

(http://voluntary.ru/dictionary/567/word/samorealizacija).

Креативность – творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. (Головин С.Ю. Словарь практического психолога)

(http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/kreativnost)

 Учебная деятельность - один из ведущих видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельного обучения и применения полученных знаний на практике. (Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008).

(http://vocabulary.ru/dictionary/893/word/uchebnaja-dejatelnost)

Социализация- совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и филоонтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.

(Сост. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М.,. Соколова Г.Н, Терещенко О.В. Социология: Энциклопедия, 2003). (http://voluntary.ru/dictionary/568/word/socializacija).

Потенциал творческий – может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и организаторских или инновационных способностей, побуждающих к изменению, совершенствованию, оптимизации существующего положения дел, деятельности. (Акмеологический словарь / Под общ. ред. Деркача А.А. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.) (http://vocabulary.ru/dictionary/948/word/potencial-tvorcheskii)

Способности – индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 244 с.)

Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому–либо объекту или явлению. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 61 с.)

Мышление – высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 372 с.)

Организованность группы – социально-психологическая характеристика высокого уровня развития группы, которая проявляется в чётком распределении обязанностей, эффективном взаимодействии членов группы друг с другом, успешной совместной деятельности. (Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс.- М.: Питер 2011.- 296 с.)

Задатки – врождённые анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.-  243 с.)

Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от  низшего к высшему. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 643 с.)

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны его социально значимых отличий от других людей. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 6 с.)

Мотивация–побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. (Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос,2001.-61с.)

Стимул–побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 767 с.)

Стремление–первичное побуждение,чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 767 с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе.

1).Проанализировано, что творческий  процесс в современных исследованиях  трактуется как высший мыслительный  процесс. Для творчества недостаточно  мышления только логического. Необходимо  подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые  оригинальные  идеи, альтернативные результаты  логического хода рассуждений. Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел  американский психолог Дж. Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно "правильных" ответов. В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственно правильный ответ.

2).Вопрос о формировании и  развитии творческой активности  ученика ставится на повестку  дня в педагогической науке  и практике. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активность  представляется одним из ключевых  качеств личности, во-вторых, если  мы признаем ученика субъектом  обучения, то вопрос о его активности  в учебно-познавательной деятельности  должен лежать в основе решения  всех остальных проблем. Ибо, по  мнению философов, активность - это  «первый и необходимый признак»  субъекта, «отличающий его от  объекта» (М.С. Коган). В-третьих, активность  не является неизменным наследственным  свойством, она формируема. И, наконец, актуальность исследований проблемы  развития творческой активности  обусловлена требованиями личностно-ориентированного  подхода в обучении.

3).Потребности являются источником  творческой активности личности, определяющими её направленность  на творческий процесс. Потребность  в творчестве - показатель высокого  уровня развития личности. Стремясь  удовлетворить свои творческие  потребности, человек в практической  деятельности на основе внутренней  готовности к ней реализует  определённые цели. Внутренняя готовность  к творческой деятельности проявляется  также в особенностях и уровне  развития высших психических  процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается  в самостоятельной реализации  собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых  и совершенствованию существующих  идеальных и реальных (материальных) продуктов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции опыта и т.д.).

§1. Содержание практического опыта.

Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.

Системообразующий  элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.

Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.

Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:

•  потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

•  преобразующие отношения к изучаемым предметам,  объектам;

•  готовность к преобразующей деятельности;

•  эвристический потенциал;

•  сама преобразующая деятельность.

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний,  фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение,  сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой,  умение слушать,  наблюдать,  планировать,  контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать  интуитивные механизмы,  эвристический потенциал.

Дидактическая  модель процесса развития творческой активности учащихся и ее структура.

Предлагаемая дидактическая модель - попытка предупредить  противоречия  между объективной необходимостью развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе и  недостаточной  разработанности данной проблемы в теоретическом и методическом плане.

Структура дидактической модели  процесса  развития  творческой активности учащихся:

•  логико-методологический блок.

•  психолого-дидактический блок.

•  технологический блок.

Логико-методологический блок.

1. Цели развития творческой активности  учащихся:

а) цель развития в целом смысле слова - продвижение  учащихся  на новые стадии,  этапы познавательных,  эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, способности, склонности);

б) в  дидактической модели при раскрытии цели развития творческой активности учащихся авторы исходят из ее существенных характеристик:

•   широкой активно-мотивированной умственной деятельности;

• способности мобилизовать свой ум,  волю и произвольно организовать свой познавательно-преобразующий процесс;

• конструктивной самостоятельности,  легкости образования  неожиданных ассоциаций:

• способности перестраивать схемы действий и в конечном  итоге  - решать творческие нестандартные задачи;

в) цели развития творческой активности учащихся с различных точек зрения:                 

•  с психолого-педагогической: цель - изменение принципа организации усвоения содержания образования,  основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);    

• с социальной: цель - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;

•  с  дидактической:  цель - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.

2. Основные интегральные компоненты  творческой активности учащихся:

•  преобразующее отношение к изучаемым предметам,  объектам, явлениям;

•  готовность к преобразующей деятельности;

•  творческий потенциал;

•  процесс творческой деятельности.

3. Исходные теоретические посылки, отражающие особенности предлагаемой  модели:

Информация о работе Развитие творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии в 5,6 классах