Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа
Путь к исследованию:
- на первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,
- на втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,
Содержание.
стр.
Введение (актуальность).
Глава 1. Теоретические основы (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия).
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Содержание практического опыта.
§2. Технологии и методики, используемые в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Результаты педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Заключение.
§1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту.
Список использованной литературы.
1). творческая активность имеет личностно-деятельную основу;
2). системообразующий элемент творческой активности - мотивационно-потребностное ядро личности учащегося;
3). в развитии творческой активности необходимо усиление акцента как на активизацию мышления, так и мотивационно-потребностную сферу уч-ся;
4). творческая активность учащихся связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношениям к деятельности;
5). ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребностей, интересов, склонностей, способностей и т.д.) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности учащихся;
6). идея Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития - действенный инструмент стимулирования развития творческой активности учащихся.
§2. Технологии и методики, используемые в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:
• освоение предметных знаний;
• умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
• овладение междисциплинарными умениями;
• коммуникативными умениями;
• умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
• овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
• умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
История возникновения и развития метода учебных проектов.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
(А. А. Хромов).
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).
Основные концептуальные положения его теории:
• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• познавательная активность ребенка;
• связь обучения с жизненным опытом ребенка;
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».
Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем".Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.
Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.
Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Историографию метода проектов можно проследить в работах П.П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д.Дьюи, У.Килпатрика, Э.Коллингса, М.Н.Крупенина, Л.Э.Левина, А.П.Пинкевича, С.Т.Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
Творческие проекты. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии…
В основе творчества лежит
система творческого
• индивидуальной заинтересованностью;
• cоциальной значимостью.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?
Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятель-ность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.
Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не толь-ко как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.