Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа
Путь к исследованию:
- на первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,
- на втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,
Содержание.
стр.
Введение (актуальность).
Глава 1. Теоретические основы (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия).
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Содержание практического опыта.
§2. Технологии и методики, используемые в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Результаты педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Заключение.
§1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту.
Список использованной литературы.
Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-образные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Заключение.
§1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.
Информационная карта о передовом педагогическом опыте.
Информационная карта опыта | |
Информационный раздел | |
Наименование (тема) опыта |
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии. |
Адрес опыта |
Общеобразовательные учреждения г.Новодвинска МОУ СОШ №2 и МОУ СОШ №6 |
Сведения об авторах опыта |
Автор: Кожина Лидия
Александровна учителю технологии МОУ
СОШ №2 г.Новодвинска. Научный руководитель:
Ложкина Лада Ивановна психолог, кандидат
психологических наук. |
Главная идея опыта |
Каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках технологии? |
Материалы, которыми представлен опыт |
Список литературы. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10) 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной техно-логии обучения// Директор школы, 1995 - №4. 3. Использование
проектной деятельности на 4. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4. 5. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с. 6. Марченко
А.В. Важная веха в реализации
образовательной области « 7. Пахомова Н.Ю.
Метод учебного проекта в 8. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание). 9. Развитие
творческой активности Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил. 10. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4 11.Горенков Е.
М. Технологические особенности
совместной деятельности 12.Молева Г.А.,
Богданова И. А. Применение принципов
развивающего обучения на |
Степень новизны опыта |
Исследовательский. Исследование с 1994 года по 2007 год. |
Содержательно-целевая направленность опыта |
С каким компонентом педагогического процесса связан опыт? Компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребёнок. |
Длительность функционирования опыта |
С 2007 года. |
Технологический раздел | |
Цели и задачи опыта |
Цель: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности. Задачи исследования: 1.Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме. 2.Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности. 3. Выделить параметры,
позволяющие оценить 4. Исследовать
отношение к предмету |
Методы, формы, средства, используемые в опыте |
Методы исследования. Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ, стимулирование. Метод учебного проекта. |
Этапы выполнения действий |
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку. На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков. На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и минимаркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками. |
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность опыта |
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. |
Степень научной обоснованности опыта |
Метод учебного проекта. |
Внедренческий раздел | |
Перспективы применения опыта |
Широко используя различные приемы активизации творческой активности, и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников. |
Необходимые ограничения и запреты |
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Творческая деятельность школьника осуществляется при непосредственном участии учителя. Творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. |
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту.
Я считаю, что развивать творческую активность учащихся очень важно. Дети не должны чувствовать жёстких рамок, важна свобода творчества. Если на уроке ученик реализует себя творчески, то в дальнейшем он будет с рад приходить на урок, получать новые знания, проявлять себя творчески, придумывать что-либо новое, интересное для него. Развиваясь творчески у ребёнка, расширяется умственный кругозор, повышается самооценка, он чувствует себя увереннее в обществе.
Я думаю, что нужно применять метод проектов, т.к. он способствует развитию самостоятельности, инициативы школьника, его интеллектуальных возможностей. Метод ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося, он способствует применению на практике полученных знаний.
Проанализировав полученные данные, описанные в опыте можно сделать вывод, что, применяя проекты на уроках технологии у учащихся формируются творческие качества, учащиеся охотно принимают участие в конкурсах, в творческих мероприятиях, занимают призовые места. Исходя из этого, можно сделать вывод, что применение проектной деятельности на уроках технологии положительно влияет на развитие творческой активности учащихся.
Список использованной литературы.
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
3. Использование
проектной деятельности на
4. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
5. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
6. Марченко
А.В. Важная веха в реализации
образовательной области «
7. Пахомова Н.Ю.
Метод учебного проекта в
8. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обучение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание).
9. Развитие
творческой активности
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил.
10. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
11.Горенков Е.
М. Технологические особенности
совместной деятельности
12.Молева Г.А.,
Богданова И. А. Применение принципов
развивающего обучения на
13.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 791 с.
14. Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 110 с.
15.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 797 с.
16.Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001.
(http://voluntary.ru/
17. (Головин С.Ю. Словарь практического психолога)
(http://vocabulary.ru/
18. (Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008).
(http://vocabulary.ru/
19.Сост. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин
Г.М.,. Соколова Г.Н, Терещенко О.В. Социология:
Энциклопедия, 2003) (http://voluntary.ru/
20. (Акмеологический словарь / Под общ.
ред. Деркача А.А. – М.: Изд-во РАГС, 2004. –
161 с.) (http://vocabulary.ru/
21. Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 244 с.
22. Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 61 с.
23.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 372 с.
24. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс.- М.: Питер 2011.- 296 с.
25. Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 243 с.
26.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 643 с.
27.Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос, 2001.- 6 с.
28. Рогов Е.И. Азбука психологии. Психология человека.- М.: Владос,2001.-61с.
29.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 767 с.
30.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Москва, 2005.- 767 с.