Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:51, курсовая работа
Путь к исследованию:
- на первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,
- на втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,
Содержание.
стр.
Введение (актуальность).
Глава 1. Теоретические основы (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии и его педагогические цели (с указанием разрешаемого в опыте противоречия).
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта (решаемой проблемы) развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Практика реализации (рассматриваемого процесса, принципа, явления, функции, опыта и т.д.).
§1. Содержание практического опыта.
§2. Технологии и методики, используемые в опыте развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§3. Результаты педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Выводы по главе.
Заключение.
§1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту.
Список использованной литературы.
В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.
Этапы выполнения проекта.
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.
Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и минимаркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.
В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.
Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "Технология", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы "Технология".
Программа "Технология" дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.
Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость; стоимость.
§3. Результаты педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
В эксперименте приняли участие:
- контрольная группа – учащиеся 5-6 классов школы № 6 г. Новодвинска.
- экспериментальная группа – учащиеся 5-6 классов шк.№2 г. Новодвинска.
Учащиеся экспериментальной группы выполняли проекты на уроках технологии, а учащиеся контрольной группы проекты не выполняли.
Из выше проведенного анализа теоретических источников установлено, что к показателям повышения творческой активности учащихся относятся: отношение ребят к предмету, участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях, развитие творческих качеств в результате выполнения творческих проектов.
Отношение учащихся к предмету технология.
Учащимся была предложена анонимная
анкета: «Твое отношение к предмету технология»
и даны варианты ответов: а) нравится, б)
равнодушна, в) не нравится. Анализ
результатов показал, что учащимся экспериментальной
группы предмет технология нравится больше,
чем учащимся контрольной группы (таблица
1).
Надо отметить, что процент положительного отношения к предмету технология в экспериментальной группе у шестиклассников вырос по сравнению с пятиклассниками, возможно потому, что они выполняли проекты дважды.
Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету.
Таблица 1. отношение к предмету пятиклассников.
группы |
нравится |
равнодушна |
не нравится % |
контрольная |
73.7 |
21.1 |
5.3 |
экспериментальная |
89.3 |
10.7 |
0 |
Отношение к предмету шестиклассников.
группы |
нравится |
равнодушна |
не нравится % |
контрольная |
62.5 |
25 |
12.5 |
экспериментальная |
86.1 |
11.1 |
2.8 |
Динамика развития творческой активности учащихся.
Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям: а) участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества (таблица 2).
Учащиеся экспериментальной группы участвовали в различных школьных, городских творческих мероприятиях и демонстрировали свои выполненные проекты. А учащиеся контрольной группы не принимали участия в подобных мероприятиях, возможно потому, что не было объектов демонстрации.
Таблица 2. Участие в творческих мероприятиях в 2006-2007 учебном году.
№ мероприятия. |
5 класс (человек) |
6 класс (человек) |
1). Выставки в школе. |
72 |
68 |
2).Выставки городские. |
12 |
18 |
3).Школьная научно- исследовательская конференция. |
4 |
7 |
4).Гороской конкурс «Милые фасончики». |
1 |
4 |
5).Выступления перед |
65 |
57 |
6).Оформление кабинета |
12 |
16 |
7).Подарки родственникам, друзьям, учителям. |
18 |
20 |
б) продуктивность творчества видна по результатам побед и наград (таблица 3).
Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участников экспериментальной группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.
Таблица 3. Достижения и победы в творческих мероприятиях учащихся экспериментальной группы в 2006-2007 учебном году.
1. |
Школьный конкурс в 5 классах 1,2,3.места. |
2. |
Школьная научно-исследовательская конференция 1,2,3 места. |
3. |
Городской конкурс «Милые фасончики» 3 место. |
4. |
Городская выставка творческих работ в ДЮЦ к 30-летию г. Новодвинска 2 место. |
Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности.
Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со стороны учителя).
Формирование творческих качеств.
В процессе эксперимента выявилось, что продуктивная творческая деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности (таблица 4). В связи с этим была проведена анкета для учащихся экспериментальной группы, где они указывали, какие качества у них развились благодаря проектной деятельности на уроках технологии.
Таблица 4. Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента (по методике В.И.Андреева).
Вопрос: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения проектов на уроках технологии?
Качества творческой личности. |
Ответы учащихся (%). |
1. Целеустремленность |
73,9 |
2. Воля |
34,8 |
3. Познавательная активность |
26 |
4. Эмоциональность |
17,4 |
5. Любознательность |
47,8 |
6. Лидерство |
13 |
7. Смелость |
69,6 |
8.Решительность |
26 |
9.Самоконтроль |
43,5 |
10.Открытость |
30,4 |
11. Независимость |
8,7 |
12. Инициативность, активность |
21,7 |
13. Чувство юмора |
39,1 |
14. Яркое воображение |
47,8 |
15. Оригинальность |
39,1 |
16. Увлеченность |
56,5 |
17. Сообразительность |
43,5 |
18. Гибкость мышления |
17,4 |
Вывод: проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств учащихся.
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
http://pedsovet.org/component/
Посетив этот сайт, можно ознакомиться с опытом развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
На сайте описано содержание опыта. Опыт представлен в трёх главах. В каждой главе есть подпункты, которые раскрывают сущность этих глав.
Главы: теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности, метод учебного проекта в школьном образовании, организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Подпункты первой главы: творческое развитие школьников как педагогическая проблема, философские, психолого-педагогические и методические подходы к понятиям «активность», «творческая активность», дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся.
Подпункты второй главы: история возникновения и развития метода учебных проектов, творческие проекты на уроках технологии, этапы выполнения проекта.
Подпункты третьей главы: отношение учащихся к предмету технология, динамика развития творческой активности, формирование творческих качеств.
Также в опыте есть введение, заключение и список литературы, используемой для раскрытия опыта.
На сайте можно ознакомиться с информацией об авторе и научном руководителе этого опыта.
Выводы по главе.
Заключение автора опыта.
Результаты эксперимента показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.