Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность ……………..16
1.3 Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28
2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………….45
Список литературы ……………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Правленная.docx

— 328.34 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Восточно – Сибирская государственная академия культуры и искусств

Факультет социально -  культурной деятельности, наследия и туризма

Кафедра социально -  культурной деятельности

 

 

 

Развитие творческой самореализации современной молодежи

в условиях КДЦ «Рассвет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

                                   Выполнил (а):

                                             Студент 321 группы

                                            заочного отделения

                                      Иванищев В.Ю.

                                                      Научный руководитель:

Харитонова С. А.

                                                                  кандидат наук, доцент кафедры               Социально-культурной деятельности

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности

    1. Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
    2. Самореализация  личности через  творческую деятельность ……………..16
    3. Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22

Глава 2 . Условия развития творческой самореализации  молодежи  в КДЦ «Рассвет»

2.1 Анализ деятельности учреждения  культуры г. Улан-Удэ Культурно  -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28

2.2 Творческая самореализация  молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………...41

Приложения……………………………………………………………………….45

Список литературы ……………………………………………………………….50

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача клуба, как  социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем  деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека.

Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной  группы. Творчество в контексте социальной адаптации предполагает не только способность личности к выживанию в существующих и предполагаемых обстоятельствах при условии приспособления к ним без утраты имеющегося потенциала, но и осознанность ею самоидентификации на уровне общественной пользы. Самоидентификация и самореализация молодежи осуществляется при динамизации ее личностного потенциала. Вызвано данное обстоятельство, как назревшей внешней необходимостью, так и внутренней индивидуальной потребностью в социальной переориентации.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его  различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей  социальные институты досуга являются ведущими сферами социально  культурной  интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.1

Степень изученности. Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

          Концептуальные положения А.Д. Александрова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана представили возможность соискателю определить методологические направления изучения творчества в качестве вида социальной деятельности в контексте ситуационного взаимодействия личности и общества; теоретические выводы Г.С. Батищева, Ф.Н. Иконниковой, М.Г. Ярошевского, касающиеся субъекта творчества, преобразующего внешний мир и самого себя, были использованы для разработки диссертантом базовой модели социальной адаптации в контексте творческой самореализации студентов.

 К изучаемой нами проблеме близки  работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

Цель исследования  изучить особенности организации молодёжного досуга и творческой деятельности Культурно- Досугового Центра «Рассвет» и выявить проблемы в деятельности учреждения.

Задачи исследования:

  1. Изучение методической литературы по проблеме «самореализация личности;
  2. Дать характеристику понятиям «творчество», «творческие способности», «творческая самореализация»;
  3. Исследовать деятельность учреждения культуры г. Улан- Удэ  на предмет организации молодёжного досуга и творческой деятельности;
  4. Разработать программу социологического исследования, проанализировать  результаты, выработать рекомендации и предложения.

Объект исследования – современная молодежь.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования:

- теоретический анализ  специальной литературы;

        - социологическое исследование по организации молодёжного досуга и творческой деятельности в Культурно- Досуговом Центре «Рассвет».

       Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

База исследования: учреждение культуры г. Улан-Удэ культурно – досуговый центр «Рассвет».

       Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, приложения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности.

1.1 Понятие творчества и творческой деятельности.

            Преемственность и новаторство  пронизывают всю культурную жизнь  общества. Представители каждого  нового поколения занимаются  не только усвоением, но и  новаторской переработкой культурных  достижений прошлого, созданием  новых культурных ценностей, или,  иными словами, творчеством.

             Современные определения «творчества» можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие  напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений «творчества» и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.2          

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства 
           Творчество — это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно -  образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель—преобразование собственного духовного мира.

            Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.3

          Творчество  является атрибутом человеческой  деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило  возникновение человека и человеческого  общества, лежит в основе дальнейшего  прогресса материального и духовного  производства.                            Творчество является высшей формой  активности и самостоятельной  деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и  продуктивную деятельность, способность  к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании  с критическим отношением к  достигнутому результату. Рамки  творчества охватывают действия  от нестандартного решения простой  задачи до полной реализации  уникальных потенций индивида  в определенной области.4

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • философское
  • художественное
  • мифологическое
  • религиозное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого  фактора человека и феномена интеллигенции  выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое  творчество в качестве самостоятельных  видов.

                   С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».5

Информация о работе Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»