Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа
Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность ……………..16
1.3 Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28
2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………….45
Список литературы ……………………………………………………………….50
ФГБОУ ВПО Восточно – Сибирская государственная академия культуры и искусств
Факультет социально - культурной деятельности, наследия и туризма
Кафедра социально - культурной деятельности
Развитие творческой самореализации современной молодежи
в условиях КДЦ «Рассвет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Иванищев В.Ю.
Харитонова С. А.
Улан-Удэ
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1
Анализ деятельности
2.2 Творческая самореализация
молодёжи, по результатам
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………….50
Введение
Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека.
Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Творчество в контексте социальной адаптации предполагает не только способность личности к выживанию в существующих и предполагаемых обстоятельствах при условии приспособления к ним без утраты имеющегося потенциала, но и осознанность ею самоидентификации на уровне общественной пользы. Самоидентификация и самореализация молодежи осуществляется при динамизации ее личностного потенциала. Вызвано данное обстоятельство, как назревшей внешней необходимостью, так и внутренней индивидуальной потребностью в социальной переориентации.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.1
Степень изученности. Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Концептуальные положения А.Д. Александрова, Н.С. Злобина, М.С. Кагана представили возможность соискателю определить методологические направления изучения творчества в качестве вида социальной деятельности в контексте ситуационного взаимодействия личности и общества; теоретические выводы Г.С. Батищева, Ф.Н. Иконниковой, М.Г. Ярошевского, касающиеся субъекта творчества, преобразующего внешний мир и самого себя, были использованы для разработки диссертантом базовой модели социальной адаптации в контексте творческой самореализации студентов.
К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
Цель исследования изучить особенности организации молодёжного досуга и творческой деятельности Культурно- Досугового Центра «Рассвет» и выявить проблемы в деятельности учреждения.
Задачи исследования:
Объект исследования – современная молодежь.
Предмет исследования – процесс развития творческих способностей средствами социально-культурной деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы;
- социологическое исследование по организации молодёжного досуга и творческой деятельности в Культурно- Досуговом Центре «Рассвет».
Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.
База исследования: учреждение культуры г. Улан-Удэ культурно – досуговый центр «Рассвет».
Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения, приложения, списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности.
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности.
Преемственность и новаторство
пронизывают всю культурную
Современные определения «творчества» можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений «творчества» и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.2
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно
новые материальные и духовные ценности
или итог создания субъективно нового.
Основной критерий, отличающий творчество
от изготовления (производства) — уникальность
его результата. Результат творчества
невозможно прямо вывести из начальных
условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности
такой же результат, если создать для него
ту же исходную ситуацию. Таким образом,
в процессе творчества автор вкладывает
в материал некие несводимые к трудовым
операциям или логическому выводу возможности,
выражает в конечном результате какие-то
аспекты своей личности. Именно этот факт
придаёт продуктам творчества дополнительную
ценность в сравнении с продуктами производства
Творчество
— это человеческая деятельность, создающая
принципиально новые материальные и духовные
ценности. Творчество всегда предполагает
определённый отказ от старого и создание
культурных новаций. Но в разных культурах
направленность и характер творчества
могут существенно различаться. Западная
модель творчества ориентирована главным
образом на изменение человеком внешней
среды, приведение мира в соответствие
с собственным замыслом творческой личности.
На Востоке в среде гуманитарно - образованных
людей преобладает внутреннее творчество,
при котором преобразующая активность
направляется творцом на самого себя.
Её цель—преобразование собственного
духовного мира.
Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека – это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.3
Творчество
является атрибутом
Творчество — это:
Существуют разные виды творчества:
иначе говоря, виды творчества
соответствуют видам
Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.
С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».5
Информация о работе Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»