Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа
Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность ……………..16
1.3 Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28
2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………….45
Список литературы ……………………………………………………………….50
Творчество является
Известно, что наиболее полное
раскрытие способностей
Таким образом, творческая деятельность
– это самодеятельность, охватывающая
изменение действительности и самореализацию
личности в процессе создания материальных
и духовных ценностей, которая способствует
расширению пределов человеческих возможностей.17
Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.
Не обязательно чтобы
все члены общества писали стихи
или пели песни, были свободными художниками
или играли роль в театре. Тот
вид деятельности, в котором лучше
всего, свободнее всего проявляется
творческий подход, и тот объём, в
каком человек может его
Самореализация личности:
взгляд с позиций христианской психологии
Христианская психология - это учение
о человеке в его духовной динамике, в
"духовной брани", в его отношении
к господу.
В центре самореализации личности,
как ее понимает гуманистическая
психология, лежат понятия, так или
иначе связанные с
Самость - гипотетическое понятие,
введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр
тотальной, беспредельной и не поддающейся
определению психической личности".
Сознательное ego подчинено или включено
в самость, наделенную своим голосом, слышимым
иногда в моменты интуиции и сновидений.
Самоактуализация в этой концепции есть
по существу эволюция самости, происходящая
в направлении от бессознательного, к
нравственным идеалам.
Потребность в самореализации
- высшая в иерархии потребностей. В
результате ее удовлетворения личность
становится тем, кем она может
и должна стать в этом мире главное
профессиональное предназначение, дело
человека совершается вместе с сотворением
его личности. Но как человек узнает
о своем предназначении''.
Это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полу- сформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархинизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев. 19
Взглядам Понамарёва близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (а. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.20
Самость, самостояние человека -
это реализация его
Накопление ценностей души
Слабое место гуманистической
концепции творческой самореализации
человека, очевидно, и состоит в предположении
о скрытой мудрости организма и личности,
определяющих совершение человеком оптимального
выбора при открытости сознания всем слоям
опыта. Человек, как мощный компьютер,
выбирает возможности, точно удовлетворяющие
внутренние потребности. Предполагается,
что точное удовлетворение потребностей
- благо для личности и ее социального
окружения. Источник добра, имманентный
человеческой природе, подсказывает верный
выбор. Если самость, высшая и последняя
инстанция психики, разумна, то ее голос
безошибочен. Важно уметь услышать его
подсказку среди других голосов.22
Переход к рыночной экономики вызвал
значительные изменения социального положения
различных групп населения, в том числе
и таких которые традиционно считались
носителями передовых идей. Одно из главных
мест в новых условиях принадлежит молодёжи.
Выбранные ею социальные ориентиры во
многом определяет будущее общества.23
Молодость
охватывает период жизни от 14 до 29 лет,
когда человек более менее прочно утверждается
во взрослой жизни. Верхняя граница молодости
может существенно сдвигаться, особенно
в сторону следующей за ней взрослости.
Молодость – это, прежде всего,
Молодость считается
1. самосознание — целостное представление
о самом себе, эмоциональное отношение
к самому себе, самооценку своей внешности,
умственных, моральных, волевых качеств,
осознание своих достоинств и недостатков,
на основе чего возникают возможности
целенаправленного самосовершенствования,
самовоспитания;
2. собственное мировоззрение
как целостную систему
складываются в единую систему;
3. стремление заново и
критически осмыслить все
Молодежный возраст
представляет собой как бы «третий мир»,
существующий между детством и взрослостью,
так как биологическое ~ физиологическое
и половое — созревание завершено (уже
не ребенок), но в социальном отношении
это еще не самостоятельная взрослая личность.
Молодость выступает как период принятия
ответственных решений, определяющих
всю дальнейшую жизнь человека: выбор
профессии и своего места в жизни, выбор
смысла жизни, выработка мировоззрения.
Важнейший психологический процесс - становление
самосознания и устойчивого образа своей
личности, своего «Я». Становление самосознания
происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира — восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);
2) появляется осознание
необратимости времени,
3) формируется целостное
представление о самом себе, отношение
к себе, причем вначале осознаются
и оцениваются человеком
4) происходит осознание
и формируется отношение к
зарождающейся сексуальной
В молодости человек
В социологическом плане
Информация о работе Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»