Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность ……………..16
1.3 Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28
2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………….45
Список литературы ……………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Правленная.docx

— 328.34 Кб (Скачать файл)

               Творчество является производной  реализации индивидом уникальных  потенций в определенной области.  Поэтому между процессом творчества  и реализацией способностей человека  в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер  самореализации, существует прямая  связь. 

             Известно, что наиболее полное  раскрытие способностей человека  возможно лишь в общественно  значимой деятельности. Причем важно,  чтобы осуществление этой деятельности  детерминировалось не, только извне  (обществом), но и внутренней потребностью  самой личности. Деятельность личности  в этом случае становится самодеятельностью,  а реализация её способностей  в данной деятельности приобретает  характер самореализации.  
               Таким образом, творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.17 

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в  умении «играть» на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности  решать изобретательские или организационные  задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход. 

Не обязательно чтобы  все члены общества писали стихи  или пели песни, были свободными художниками  или играли роль в театре. Тот  вид деятельности, в котором лучше  всего, свободнее всего проявляется  творческий подход, и тот объём, в  каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение  всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в  деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для  многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. Если человек освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно – пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит. 18

Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии 
    Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к господу.          

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая  психология, лежат понятия, так или  иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через  познание себя, познание своей самости. 
          Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". Сознательное ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного, к нравственным идеалам.          

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В  результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может  и должна стать в этом мире главное  профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением  его личности. Но как человек узнает о своем предназначении''.          

Это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его  сторон. Из множества полу- сформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархинизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев. 19           

Взглядам Понамарёва близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (а. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.20

              Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного  права на выбор, выбор направления  развития, жизненных целей и ценностей.  Сама по себе реализация этой  человеческой прерогативы при  осознании всех возможностей, выслушивании  звучащих на разные лады голосов,  согласно представлениям гуманистической  психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный  выбор есть основное сущностное  отношение человека к миру.21

             Накопление ценностей души происходит  в духе неуклонно-поступательного  развития, перенесенного в сферу  индивидуальной психики, хотя  возможность отступления - отрицательного  духовного движения - также предусмотрена. 
          Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта.  Человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.22

 

    1.  Социально-психологический портрет современной молодёжи

            Переход к рыночной экономики вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.23 
            Молодость охватывает период жизни от  14 до 29 лет, когда человек более менее  прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости.

             Молодость – это, прежде всего,  время создания семьи и устройство  семейной жизни, время освоения  выработанной профессии, определения  отношения к общественной жизни  и к своей роли в ней. Молодости  свойствен оптимизм. Человек приступает  к реализации своего жизненного  замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви.

                Молодость считается оптимальным  временем для самореализации. Возникшие  трудности  не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Отвечая самому себе на вопросы, «Кто я?  Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует: 
1. самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2. собственное мировоззрение  как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной  философии, которая опирается  на усвоенную ранее значительную  сумму знаний и сформировавшуюся  способность к абстрактно-теоретическому  мышлению, без чего разрозненные  знания не 

складываются в единую систему;

3. стремление заново и  критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность  и оригинальность, создать собственные  теории смысла жизни, любви,  счастья, политики и т п. ; 
        Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс -  становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего  мира —   восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание  необратимости времени, понимание  конечности своего существования.  Именно понимание неизбежности  смерти заставляет человека всерьез  задуматься о смысле жизни,  о своих перспективах, о своем  будущем, о своих целях. Постепенно  из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но  часто недосягаемого образца  начинают вырисовываться несколько  более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;

3) формируется целостное  представление о самом себе, отношение  к себе, причем вначале осознаются  и оцениваются человеком особенности  его тела, внешности, привлекательности,  а затем уже морально-психологические,  интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых  результатов в разных видах  деятельности, учета мнений других  людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и  способностей, формируется самоуважение—   обобщённое  отношение   себе:

4) происходит осознание  и формируется отношение к  зарождающейся сексуальной чувственности.24    

               В молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшее  психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.)25

           В социологическом плане выделяют  две стороны влияния общественного  прогресса как объективного фактора  на тенденции социального развития  молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся  объективные и субъективные условия  макросреды опосредуют особенности  включения молодёжи в социальную  структуру общества, что сказывается  как на формировании социального  облика молодого поколения, так  и на степени развитости самой  социальной структуры. С другой  стороны, факторы общественного  прогресса, отображаясь в сознании  молодых людей, влияют на их  потребности, интересы, ценностные  ориентации в их поведенческих  программах, что, в конечном счете,  также отражается на социальном  облике молодёжи. Молодёжь характеризуется  теми общественными отношениями  и общественными формами, которые  определяют её как самостоятельную  социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой  её объективной сущности. Социальные  особенности молодёжи определяются  специфической позицией, которую  она занимает в процессе воспроизводства  социальной структуры, а также  способностью не только наследовать,  но и преобразовывать сложившиеся  общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Информация о работе Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»