Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность ……………..16
1.3 Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28
2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………….45
Список литературы ……………………………………………………………….50

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Правленная.docx

— 328.34 Кб (Скачать файл)

         Через творчество реализуются  историческое развитие и связь  поколений. Оно непрерывно раздвигает  возможностей человека, создавая  условия для покорения новых  вершин. Предварительным условием  творческой деятельности выступает  процесс познания, накопления знания  о предмете, который предстоит  изменить.            

            Творчество способно приобретать  различные формы — от открытия  новых законов природы до изобретения  новых средств и тактики уничтожения  людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может  быть использовано и во благо,  и во вред человеку. Итак, две  основные движущие силы культуро - творчества — это отдельная  личность и народ или множество  людей, образующих культурную  общность и в своей повседневной  деятельности творящих новое.  Культура выступает как поле  реализации творческих способностей  человека. Однако она не только  побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него  определённые ограничения. Культурные  запреты призваны защитить общество  от разрушительных действий преступных  анти- социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.6

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой  деятельности людей. Возникающее в  творческом процессе взаимодействие между  различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи  традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.7

     Народ состоит  из личностей. Именно отдельная  личность способна к активной  творческой деятельности. Когда  мы говорим, что народ творит  культуру, это означает, что авторство  отдельных творений не подчёркивается  и не остаётся в памяти людей.  Разные люди вносят свой вклад  в то, что называют творчеством  народа. Прежде чем личность сможет  начать активные творческие действия, она должна сформироваться в  социальной среде, которая поддерживает  творчество, а не гасит, подавляет  его. Если творчество личности  совпадает с основным направлением  общественного прогресса, то она  может внести весомый вклад  в мировую культуру. В историю  прочно вошли имена многих  выдающихся философов, учёных, изобретателей,  художников, писателей. Часто благодаря  их титаническим усилиям в  культуре происходил настоящий  прорыв от одного качественного  состояния к другому. Деятельность  личности порой может быть  направлена против главной линии  общественного прогресса. Существует  не так уж много людей, творческая  деятельность которых может быть  оценена полностью однозначно  — либо как хорошая, либо  как плохая. Так, создатели ядерного  оружия не только поставили  мир на грань выживания, но  и заложили основу для развития  ядерной энергетики, что способствовало  решению сложных экономических  проблем.8

         Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта  творчества, прививает ему соответствующие  знания, навыки, воспитывает волю, делает  его всесторонне развитым, позволяет  создавать качественно новые  уровни материальной и духовной  культуры, тесть, творить. Таким  образом, принцип деятельности, единство  труда и творчества раскрывают  социологический аспект анализа  основ творчества. Культурологический  аспект исходит из принципа  преемственности, единства традиции  и новаторства. Творческая деятельность  есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество  тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо  говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее  развитие культуры (духовной и  материальной). Творчество возможно  лишь на основе преемственности  в развитии культуры. Субъект  творчества может реализовать  свою задачу, лишь взаимодействуя  с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации.           
        Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.9              

Г.С. Батищев в своей  книге «Диалектика творчества»  писал, что творчество и деятельность – это принципиально противоположные  формы человеческой активности. Иного  мнения придерживаются философы, рассматривающие  творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального  мира, созидающие новые объекты и  качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.10

          Развитие любой деятельности,  в свою очередь, определяет  диалектика соотношения ориентировки  на процесс и результат. В  случае полного игнорирования  намеченной цели деятельность  уподобляется «полевому поведению» (по Левину) или характеризуется  разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат  деятельность лишается своего  собственно целеполагающего творческого  характера, а её субъект превращается  в Homo faber – человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

             В этом смысле творчество как  процесс исследования неизведанного,  сотворения нового, познания своей  природы, самосовершенствования  личности и созидания добра,  красоты и гармонии является  сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом  реализации потенциала каждого  индивидуума.11

            Условием творческой деятельности  является сочетание и одновременное  развитие изобразительных и творческих  навыков - овладение творческими  операциями с отработкой выразительных  средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше – изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных  заданиях.

            Не менее важным условием формирования  способностей к творческой деятельности  является принцип дифференциации  и интеграции. Само творчество, построенное  на нестандартном соединении  разных элементов, не может  быть построено на готовых,  жёстко образованных формах . Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов – восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

           Эти качества должны в каждом  случае ориентироваться на формирование  способности:

  • самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;
  • владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;
  • в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.                                                                                                     

               В формировании творческих способностей  обязательным является самопознание  и поиск индивидуального стиля  деятельности с опорой на психофизиологические  особенности, которые включают: скорость  включения в работу, длительность  работоспособности, условия необходимые  для пробуждения и протекания  творчества. Кроме того, необходимо  проанализировать свои психические  процессы, попытаться найти способы  деятельности, которые помогут компенсировать  недостающие качества.       

             Способ творческой деятельности – это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности – охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

          Важное  понятие в данной теме –  это «метод». Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.12

              Познание себя включает выбор  своей темы в искусстве, нахождения  условий, наиболее благоприятных  для творчества, выработку режима  и ритма деятельности, соответствующего  динамике работоспособности. 

              Классики по психологии творчества  утверждают, что гением в любом  виде творчества становится только  такой человек, который нашёл  свой индивидуальный стиль деятельности.

               Кроме того необходимы систематическая  и постоянная включённость в  творчество и поиск нового  при  выполнении всех видов  деятельности, требование не позволять  стандарту и шаблону проявляться  нигде. Первоначально это вызывает  волевые усилия, а затем переходит  в привычку и включается автоматически  как личностное образование. 

              Поддержанию творческого потенциала  способствует постановка новых  целей и задач, овладение более  сложными видами созидательной  деятельности, поскольку функционирование  в отработанном виде деятельности  снижает энергетический тонус   и творческий потенциал.13

1.2  Самореализация  личности через  творческую деятельность          

Известно, что наиболее полное  раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. 
          З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.           

Немало страниц посвящает  характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентификации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентификация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.14           

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет  не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим  существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: 

а) трудовой способ существования; 

б) наличие сознания; 

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.15          

Особенность потребности  в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных  актах деятельности (например, написание  романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.          

Удовлетворяя базовую  потребность в самореализации в  различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит  свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще».           

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство  и всесторонность её способностей, но и (что не менее, важно) богатство  и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.16

Информация о работе Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»