Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа
Актуальность проблемы. В настоящее время социо-культурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Основная задача клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы творческой деятельности
1.1 Понятие творчества и творческой деятельности…………………………….6
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность ……………..16
1.3 Социально-психологический портрет современной молодёжи…………...22
Глава 2 . Условия развития творческой самореализации молодежи в КДЦ «Рассвет»
2.1 Анализ деятельности учреждения культуры г. Улан-Удэ Культурно -Досугового Центра «Рассвет»……………………………………………………28
2.2 Творческая самореализация молодёжи, по результатам социологического исследования………………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………….45
Список литературы ……………………………………………………………….50
Через творчество реализуются
историческое развитие и связь
поколений. Оно непрерывно
Творчество способно
Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.7
Народ состоит
из личностей. Именно
Преобразующая деятельность
Творческая деятельность
– это самодеятельность, охватывающая
изменение действительности и самореализацию
личности в процессе создания материальных
и духовных ценностей, новых более прогрессивных
форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая
пределы человеческих возможностей. В
основе творчества лежит принцип деятельности,
а конкретнее трудовой деятельности. Процесс
практического преобразования человеком
окружающего мира в принципе обусловливает
и формирование самого человека. Творчество
является атрибутом деятельности лишь
человеческого рода. Родовой сущностью
человека, его важнейшим атрибутивным
свойством, является предметная деятельность,
суть которой – творчество. Однако этот
атрибут не присущ человеку с рождения.
В данный период он присутствует только
в виде возможности. Творчество не дар
природы, а приобретенное через трудовую
деятельность свойство. Именно преобразующая
деятельность, включение в неё являются
необходимым условием развития способности
к творчеству.9
Г.С. Батищев в своей
книге «Диалектика творчества»
писал, что творчество и деятельность
– это принципиально
Развитие любой деятельности,
в свою очередь, определяет
диалектика соотношения
В этом смысле творчество как
процесс исследования
Условием творческой
Не менее важным условием
Эти качества должны в каждом
случае ориентироваться на
В формировании творческих
Способ творческой деятельности – это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности – охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.
Важное понятие в данной теме – это «метод». Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.12
Познание себя включает выбор
своей темы в искусстве,
Классики по психологии
Кроме того необходимы
Поддержанию творческого
1.2 Самореализация личности через творческую деятельность
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека
возможно лишь в общественно значимой
деятельности. Причём важно, чтобы осуществление
этой деятельности детерминировалось
не, только извне (обществом), но и внутренней
потребностью самой личности. Деятельность
личности в этом случае становится самодеятельностью,
а реализация её способностей в данной
деятельности приобретает характер самореализации.
З. Фрейд был одним из первых,
кто попытался увидеть в доминантных инстинктах
человека потребность в самореализации.
Самореализация, по З.Фрейду, локализуется
в бессознательном слое человеческой
психики и проявляется в «стремлении к
удовольствию», присущем человеку с рождения.
Этой инстинктивной потребности в самореализации
противостоят навязанные обществом императивные
требования культуры (нормы, традиции,
правила и т.д.), основная функция которых
состоит в цензуре за бессознательным,
в подавлении инстинкту подобных потребностей.
Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентификации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентификация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.14
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:
а) трудовой способ существования;
б) наличие сознания;
в) специфический человеческий
вид взаимоотношений между
Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.
Удовлетворяя базовую
потребность в самореализации в
различных видах деятельности, личность
преследует свои жизненные цели, находит
свое место в системе общественных
связей и отношений. Было бы грубой
утопией конструировать единую модель
самореализации «вообще».
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее, важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.16
Информация о работе Развитие творческой самореализации современной молодежи в условиях КДЦ «Рассвет»