Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

КП Развитие познавательной мотивации студентов средствами психологической службы.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

Тема: Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение.

     Глава I. Психологические  особенности мотивации в студенческом  возрасте.

1.1. Социально-психологические  особенности студенческого возраста.

1.2. Структура мотивационной  сферы студента в исследованиях  зарубежных и отечественных психологов.

1.3. Специфика учебной  мотивации студента.

1.4. Роль психологической  службы ВУЗа в развитии мотивации  студента.

     Глава II. Изучение  специфики учебной мотивационной  сферы студента (лингвистического  университета, англо-психологического  факультета).

2.1. Описание методов исследования.

2.2. Анализ и интерпретация  полученных результатов. 

     Глава III. Рекомендации  по работе психологической службы  ВУЗа в целях формирования  устойчивой положительной мотивации  к обучению у студента.

Заключение 

Библиография 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход от старшего школьного  возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес  определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные  периоды развития возникают новые  мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и  качества личности, характерные для  предшествующего периода. Таким  образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей  системы и связаны с развитием  самосознания, осознания положения  собственного "Я" в системе  общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся  к важнейшим компонентам структуры  личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне формирования личности.

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной  мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.

Задачи  исследования:

1. Изучить социально-психологические  особенности студенческого возраста.

2. Выявить специфику учебной  мотивации студента.

3. Исследовать особенности  учебной мотивационной сферы  студента.

4. Разработать рекомендации  по формированию устойчивой положительной  мотивации студентов к процессу  обучения в ВУЗе.

Адекватно логике нашего исследования мы использовали следующие методы работы: наблюдение, беседы, анкеты, тесты, методика "Мотивация учебной деятельности", методика "Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)", тест смысложизненных ориентаций (СЖО) и тест Лири.

В ходе предварительного изучения проблемы нами была сформулирована следующая  гипотеза:

Развитие положительной  учебной мотивации у студентов  является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной  профессиональной подготовки студента.

Практическая значимость исследовательской работы заключается  в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной  мотивации студента лингвистического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов  сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте

1.1. Социально-психологические  особенности студенческого возраста

Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для  особого положения молодого человека в учении, но и для овладения  другими возможностями, ролями и  притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Юность - период жизни после  отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это  период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного  отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных  ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению  к себе ("Кто Я?", "Каким  Я должен быть?"), по отношению  к другим людям, а также к моральным  ценностям. Именно в юности молодой  человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра  и зла. "Честь", "достоинство", "право", "долг" и другие характеризующие  личность категории остро волнуют  человека в юности. В юности молодой  человек расширяет диапазон добра  и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне  от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренний позиции - весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в  мире, сколь бы ни была она интеллектуально  готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет  опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей ("Если бы молодость знала..."). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому  полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения  и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку. 

Юность - период, когда молодой  человек продолжает рефлектировать на свои отношения с семьей в поисках  своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любит, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм,  а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Юность - когда молодой  человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых  является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе - стремятся к  идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возраст юность готова пережить чувство первой любви. У каждого  она индивидуальна не только по времени  проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет  себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные  с успехом в любви. Многое при  решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание  своей личности, начав сознательно  строить способы общения, молодой  человек продолжает этот путь совершенствования  значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

 Юноша продолжает открывать  через постоянные рефлексии свою  ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым - ироничный взгляд, меткое слово  другого человека могут разом  обезоружить молодого человека  и сбить с него так часто  демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему  внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать  возможное поведение другого  и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

В этот период жизни человек  решает, в какой последовательности он приложит свои способности для  реализации себя в труде и в  самой жизни.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив  в юность подростком, молодой человек  завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного  развития и земного существования. Он планирует свое место среди  людей, свою деятельность, свой образ  жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенестически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

В юности получает новое  развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.

Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности  психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие  ее переход на более высокую степень  организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре  личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование  его отношений к окружающей среде  и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность (Эльконин, 1982).

К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению  к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего "Я"), понятийный элемент (представление о своей  индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений  над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую  переоценку ранее сложившихся ценностей  и смысла жизни - возможно, их изменение  и дальнейшее развитие.

Смысл жизни - это важнейшее  новообразование ранней юности. И. Кон  отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.

Также важным новообразованием юности является появление жизненных  планов, а в этом проявляется установка  на сознательное построение собственной  жизни как проявление начала поиска ее смысла.

Именно в юности обостряются  способности к чувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

В то же время именно в  юности обостряется потребность  к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения  сторонних и близких людей  для того, чтобы через рефлексии  укрепить чувство личности, чтобы  сохранить свою индивидуальность, реализовать  свои притязания на признание. Обособление  как средство удержания дистанции  при взаимодействии с другими  позволяет молодому человеку "сохранять  свое лицо" на эмоциональном и  рациональном уровне общения.

Идентификация-обособление  в юности имеет свою специфику: юноша  одновременно "горячее" и "холоднее", чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с  животными, с природой. На том и  другом полюсе добра и зла, идентификации  и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной  влюбленности и возможной неудержимой  ненависти. Любовь - всегда идентификация  в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается  в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение  человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может  опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства  и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает  в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность  для тонкого чувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно - холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь "нравственным пылесосом", либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентаций. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы