Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.
Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография
- раннего выявления
- определения индивидуального
стиля познавательной
Осуществляется в форме
плановой диагностики или диагностики
по запросу учащихся, администрации,
педагогов и родителей и
Психологическая диагностика
профессионального поведения
г) Психологическая коррекция
- систематическая
В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила ВУЗа или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для них, имеющих сходные поведенческие проблемы.
д) Психологическое
Глава II. Изучение специфики учебной мотивации студента
2.1. Описание методов исследования
1. Методика "Мотивация учебной деятельности"
Методика "Мотивы учебной деятельности", под редакцией д.п.н. Масловой Н.Ф., ставит своей целью выявить мотивы учебной деятельности с помощью анкетирования. Этот метод позволяет собрать наибольшее количество информации об обследуемом предмете. В частности ставится задача из перечисленных 12 утверждений подчеркнуть те пункты, которые наиболее соответствуют стремлениям и желаниям студентов. В результате анализа полученных данных предполагается классификация мотивов, включающая следующие группы: а) широкие социальные мотивы, б) мотивация благополучия, в) престижная мотивация, г) мотивация содержанием, д) мотивация прессом и е) узкие социальные мотивы.
Основными критериями позволяющими
осуществить качественный анализ являются:
а) Богатство и разнообразие мотивов,
- предполагает сочетание нескольких
групп мотивов. б) Социальная ценность
мотивов, раскрывает адаптивность к
группе, обществу. в) Присутствие в
структуре мотивации
2. Методика "Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)"
Использование следующей методики позволяет определить ценностные терминальные ориентации студента, в том числе и к процессу обучения.
Идея создания этой методики возникла в результате работы с рядом известных тестов, направленных на диагностику различных аспектов направленности личности. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т. Тарочковой "Жизненные цели", тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил "Шкала ценностей", методика М. Рокича "Изучение ценностей человека", опросник Олпорта-Верона-Линдсея и некоторые другие. Так, например, методика "Жизненные цели" направлена на диагностику значимости для индивида таких жизненных целей, как учебно-образовательные, профессиональные, супружеско-семейные, интраперсональные и досуговые; опросник "Шкала ценностей" ориентирован на измерение ценностей, определяющих профессиональный путь человека.
В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.
В качестве диагностического
инструмента для выявления
1. Собственный престиж,
т.е. завоевание своего
2. Высокое материальное
положение, т.е. обращение к
факторам материального
3. Креативность, т.е. реализация
своих творческих возможностей,
стремление изменять
4. Активные социальные
контакты, т.е. установление
5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
6. Достижения, т.е. постановка
и решение определенных
7. Духовное удовлетворение,
т.е. руководство морально-
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Опросник также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни и сфера увлечений.
3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Согласно задачам нашего
исследования, мы посчитали необходимым
использовать методику СЖО, которая
позволяет нам выявить
Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А. Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающемся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру.
Тест смысложизненных ориентаций включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:
Субшкала 1. Цели в жизни.
Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.
Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.
Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).
Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни.
4. Тест Лири
Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучений взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)". Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, - трудового коллектива) можно составить обобщенный "представленческий" портрет к.л. ее члена, например, - лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Кроме перечисленных методик мы использовали беседы и метод наблюдения.
Метод наблюдения в психологии - это преднамеренное, систематизированное, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его анализа и объяснения. В психологии наблюдение направлено не на внешнее действие, а на их психологическое содержание. Явления должны получать психологическую интерпретацию.
Признаки:
1. Наблюдение всегда строится
на основе определенной
2. В ходе наблюдения
выдвигается гипотеза о
3. Наблюдение должно носить
целенаправленный и
4. Научное наблюдение отличается полнотой, нужно зафиксировать все проявления. Для этого используются технические средства.
Особенности:
1. Естественность поведения испытуемых (достоинство).
2. Наблюдение - это самый
трудный метод, который
Метод наблюдения имеет несколько
вариантов. Внешнее наблюдение - это
способ сбора данных о психологии
и поведении человека путем прямого
наблюдения за ним со стороны. Внутреннее
наблюдение (самонаблюдение) применяется,
когда психолог-исследователь
2.2. Анализ и
интерпретация полученных
В проведенном исследовании принимали участие студенты I курса факультета английского языка и психологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Выборка составила около 92% студентов. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (89%), что в целом отражает специфику ВУЗа. Исследование проводилось в начале учебного года (октябрь 1999 года).
Целью нашего исследования было выявление психологических особенностей и анализ учебной мотивации студентов. Почему наше внимание привлекли именно учебная мотивация студентов? В первую очередь наш интерес определяется тем, что развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я" в системе общественных отношений. Учебная мотивация относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которой можно судить об уровне сформированности личности.
Изучение влияния учебной
мотивации личности индивида на различные
сферы ее деятельности подтверждает
положение о том, что общие
и специфические условия
Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы