Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.
Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография
Пути становления и
особенности мотивации для
На основе результатов
анализа, можно констатировать, что
особенности поведения
Сочетание выделенных выше
параметров мотивов (виды, уровни, этапы,
качества, проявления) целесообразно
изучать и диагностировать в
разнообразных ситуациях
Наше исследование студенческой деятельности и ее учебной мотивации позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам как успеваемость и посещаемость занятий, общая активность студентов по количеству его вопросов и обращения к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения.
В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние имение учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.
Психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения студентов к учению и сформированности учебной деятельности. Так, показано, что умение студентов ставить учебную задачу влияет на характер отношения к учению, что соответственно вызывает и изменение отношения к учению, которое становится теоретическим.
Сделанный выше общий вывод
был экспериментально подтвержден
в нашем психологическом
Вместе с тем, исследования
показывают, что причины различных
уровней учебной мотивации
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Альманах психологических тестов. М., 1995.
2. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 339 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980.Т. 1.
5. Ананьев Б.Г. К
6. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М., 1982.
7. Асеев В.Г. Мотивация
поведения и формирования
8. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.
9. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.
10. Ассев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
11. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.
12. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - № 3.
13. Бодалев А.А. Психология о личности. МГУ, 1988, с.63.
14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.
15. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.41-42.
16. Бондаренко С.М. Проблема
формирования познавательного
17. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986.
18. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989
19. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч.пособие для ВУЗов, 1993.
20. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.
21. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986.
22. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
23. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.
24. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 1997.
25. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. - с. 46 - 48.
26. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. С. 5-13.
27. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970.
28. Ковалев А. Г., Мясищев
В. Н. Психологические
29. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. - 191 с.
30. Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976.
31. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с.
32. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
34. Леонтьев А.Н. Лекция как общение. М., 1974. С.22.
35. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1989. С.225.
36. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. С.178.
37. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. - 173 с.
38. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. С.17.
39. Маслова Н.Ф., Туренская Е.С., Дубровина Р.С. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь, Изд-во СКИУУ, 1993, 72 с.
40. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1954.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 432 с.
42. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128.
43. Орлов Ю.М. Потребностно-
44. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. - 87 с.
45. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254 с.
46. Проблема формирования ценностных ориентаций // Межвузовский сборник, МГПИ, 1987.
47. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.
48. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.
49. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. - 136 с.
50. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.
51. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979.
52. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.
53. Симопова Н.И. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: Автореф. ...канд. психол. Н. М., 1982.
54. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. М., 1986. С.14.
55. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.
56. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол.: Е. П. Ильин (отв. ред.) и др.]. - Л., 1981. - 163 с.
57. Человек и его работа. Социологическое исследование. /Под ред. А.Г.Здравомыслова. М., 1967.
58. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981. - 95 с.
59. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
60. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.
61. Якобсон П.М. Общение
людей как социально-
62. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
63. Якунин В.А. Психология
учебной деятельности
Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы