Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

КП Развитие познавательной мотивации студентов средствами психологической службы.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

Пути становления и  особенности мотивации для каждого  студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление учебной мотивации  студента.

На основе результатов  анализа, можно констатировать, что  особенности поведения студентов  проявляются по-разному, в зависимости  от того в каких ситуациях оказывается  личность. Более того, состояние  учебной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную  деятельность в сравнении с его  собственными, реальными возможностями  и уровнем притязаний, а также  влияние на учебную мотивацию  мнение сверстников с тем или  другим уровнем способностей.

Сочетание выделенных выше параметров мотивов (виды, уровни, этапы, качества, проявления) целесообразно  изучать и диагностировать в  разнообразных ситуациях реального  выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что они являются не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его  жизни, а не останется только на словах. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.

Наше исследование студенческой деятельности и ее учебной мотивации  позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс  учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам как успеваемость и посещаемость занятий, общая активность студентов по количеству его вопросов и обращения к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).

Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат  разные мотивы, цели учения.

В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует  то или иное состояние имение учиться, что помогает понять причину тех  или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.

Психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения  студентов к учению и сформированности учебной деятельности. Так, показано, что умение студентов ставить учебную задачу влияет на характер отношения к учению, что соответственно вызывает и изменение отношения к учению, которое становится теоретическим.

Сделанный выше общий вывод  был экспериментально подтвержден  в нашем психологическом исследовании. Результаты обследования показали, что  уровень социально-психологической  особенности студенческого возраста определяется общей ориентацией  и связанны с развитием самосознания, осознания положения собственно "Я" в системе общественных отношений. Вполне естественно, что  учебная мотивация выступает  в качестве личностно-образующей системы  и связана с интеллектуальным развитием студента и налагает свой отпечаток на их личностное развитие в целом, поскольку повышает самооценку, саморегуляцию и восприятие культурных ценностей. В отличие от других мотиваций, учебная мотивация направлена на изучение влияния на различные сферы ее деятельности индивида, а также его поведение. Исследования в данной области показывают, что по всем психолого-педагогическим показателям, диагностированным у студентов (академические достижения, особенности "Я-концепции", т.е. самосознания, самоуважения и самооценки, установки по отношению к учебному заведению, креативность, независимость, комформность, любознательность, тревожность локализация контроля, т.е. склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним, либо внутренним фактором и обстоятельствам, и, наконец, проявления в общении кооперации-конкуренции). Все эти исследования имели характер сравнительный, что сопоставлялось различными показателями исследований.

Вместе с тем, исследования показывают, что причины различных  уровней учебной мотивации коренятся  не только в психологии отдельных  людей, но и в общих особенностях общественного устройства. Таковы главные  обстоятельства, неразрывно связывающие  авторитарно-бюрократическую пирамиду власти в современном обществе с  воспроизводящим ее авторитарно-бюрократическим обучение в системе образования. Вот почему единственной надеждой для гуманистических педагогических инноваций являются укрепляющиеся во всех современных демократических обществах антитолитарные плюралистические ориентации, которые должны оставлять шанс на выживание самых различных тренинговых программ, в том числе и гуманистическим начинанием.

 

БИБЛИОГРАФИЯ 

1. Альманах психологических  тестов. М., 1995.

2. Ананьев Б. Г. Некоторые  проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с. 

3. Ананьев Б. Г. Человек  как предмет познания. Л., 1968. - 339 с. 

4. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды.: В 2 т. М., 1980.Т. 1.

5. Ананьев Б.Г. К психофизиологии  студенческого возраста. // Современные  психологические проблемы высшей  школы. Л., 1974, Выпуск 2.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М., 1982.

7. Асеев В.Г. Мотивация  поведения и формирования личности. М., 1976.

8. Асеев В.Г. Проблема  мотивации и личности // Теоретические  проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.

9. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

10. Ассев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

11. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996.

12. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - № 3.

13. Бодалев А.А. Психология о личности. МГУ, 1988, с.63.

14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.

15. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.41-42.

16. Бондаренко С.М. Проблема  формирования познавательного интереса  при классно-групповом и программированном  обучении: по материалам психолого-педагогической  литературы. // Вопросы алгоритмизации  и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. М., 1973. Вып. 2.

17. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986.

18. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989

19. Гальперин П.Я. Введение  в психологию. Уч.пособие для ВУЗов, 1993.

20. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 1992. - 376 с.

21. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986.

22. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

23. Додонов Б.И. Эмоции  как ценность. М., 1978.

24. Зимняя И.А. Педагогическая  психология: Уч.пособие. - М., 1997.

25. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. - с. 46 - 48.

26. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. С. 5-13.

27. Ковалев А. Г. Психология  личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970.

28. Ковалев А. Г., Мясищев  В. Н. Психологические особенности  человека. Т. 1. Л., 1957-1960. - 264 с. 

29. Ковалев В. И. Мотивы  поведения и деятельности/Отв.  ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988. - 191 с.

30. Кон И. С. Психология  ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976.

31. Кон И. С. Психология  юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с.

32. Кузьмина Н. В. Формирование  педагогических способностей. Л., 1961.

33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с. 

34. Леонтьев А.Н. Лекция  как общение. М., 1974. С.22.

35. Леонтьев А.Н. Проблемы  развития психики. М., 1989. С.225.

36. Леонтьев А.Н. Психология  общения. Тарту, 1974. С.178.

37. Леонтьев Д. А. Тест  смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. - 173 с.

38. Маркова А.К. Формирование  интереса к учению у учащихся. С.17.

39. Маслова Н.Ф., Туренская Е.С., Дубровина Р.С. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь, Изд-во СКИУУ, 1993, 72 с.

40. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1954.

41. Мухина В.С. Возрастная  психология: Учебник для студентов  ВУЗов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 432 с. 

42. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128.

43. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. ...д-ра психол. н. М., 1984.

44. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. - 87 с.

45. Платонов К. К. Структуры  и развитие личности/ Отв. ред.  Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254 с.

46. Проблема формирования  ценностных ориентаций // Межвузовский  сборник, МГПИ, 1987.

47. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

48. Рубинштейн С.П. Основы  общий психологии. - СПб Питер., 1999.

49. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. - 136 с.

50. Рыбалко Е. Ф. Возрастная  и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 1990.-256 с.

51. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979.

52. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.

53. Симопова Н.И. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: Автореф. ...канд. психол. Н. М., 1982.

54. Формирование интереса  к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. М., 1986. С.14.

55. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.

56. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр./ Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол.: Е. П. Ильин (отв. ред.) и др.]. - Л., 1981. - 163 с.

57. Человек и его работа. Социологическое исследование. /Под  ред. А.Г.Здравомыслова. М., 1967.

58. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981. - 95 с.

59. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

60. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. - 1995. -  № 4. - С. 50-56.

61. Якобсон П.М. Общение  людей как социально-психологическая  проблема. М., 1973. С.12-13.

62. Якобсон П.М. Психологические  проблемы мотивации поведения  человека. М., 1969.

63. Якунин В.А. Психология  учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994

 

 

 

 


Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы