Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

КП Развитие познавательной мотивации студентов средствами психологической службы.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

Таким образом, первым этапом нашего исследования было знакомство и наблюдение. Знакомство проходило  в виде беседы в непринужденной обстановке, без присутствия преподавателей. Студенты реагировали адекватно, с  желание рассказывали об их проблемах  в учебе и отношениях с преподавателями  и сокурсниками. В результате наблюдение мною были выделены существенные особенности  каждой группы. Было выделено, кто является лидером, какой тип взаимоотношений  у студентов данной группы, как  влияет лидерство на учебную деятельность.  В ходе беседы нам удалось выявить, что необходимо для успешного  обучения, с точки зрения студента. Какое место занимает преподаватель  в жизни студента. Для максимально  возможного сбора информации нами была использована анкета.

В связи с тем, что учебная  мотивация, бесспорно, имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его  поведения и деятельности, в процессе анализа полученных данных мы выявили, что наиболее характерными особенностями  для студентов I курса является направленность на  учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание, суть которого - установка по отношению  к себе. Для этого возраста характерно появление жизненных планов, проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. Также характерными особенностями является обостренные способности к чувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Знаменательно, что некоторая часть студентов I курса начинают тяготеть к лидерству (стремятся научиться оказывать влияние на других).

У 23%  студентов наблюдается  потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой  других как лидера, которому дозволено  говорить большее время, принимать  решение. Что очень помогает преподавателям правильно организовать процесс  обучения в группе. У большей части  студентов (77%) наблюдается потребность  в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно следуют условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с преподавателями и сокурсниками. Они общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Выявлено, что существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании.

Обобщая полученные результаты нужно отметить, что у 87% студентов  доминируют широкие социальные мотивы. У 61% студентов преобладает мотивация  благополучия и мотивация содержанием.

Следующим этапом нашей работы было сбор информации (тестирование), используя  выбранные нами методики.

По результатам исследования методики "Опросник терминальных ценностей", можно сказать, для большинства  студентов, получивших высокий балл по показателю "высокое материальное положение" (67%), материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной  значимости и положительного отношения  к себе. Заинтересованность студентов  в высоком уровне материального  благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и  низкой социальной защищенностью студентов, это часто оказывается основанием для развития чувства собственной  значимости и повышенной самооценки.

У 82% студентов выражена высокая  потребность в достижениях, это  объясняется стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов  в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности. Они, как  правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Эта  потребность объясняется самим  характером учебной деятельности студентов.

Большое количество студентов (79%) имеет высокую потребность  в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании  сохранить неповторимость, своеобразие  собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться  влиянию массовых тенденций.

Вопреки нашим ожиданиям, было установлено, что немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных (13%).

Наиболее значимыми сферами  жизнедеятельности для всех студентов  являются сфера обучения и образования  и сфера увлечений. Профессиональная же сфера для большинства студентов  еще не имеет того значения, какое  для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная  и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает  с их любимыми занятиями.

Что касается интереса к  общественной жизни, то студенты стремятся  найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место  в группе, расширить круг своих  знакомств. Это можно объяснить  тем, что на данном этапе жизни, у  студентов первого курса едет процесс адаптации, у многих меняются взгляды и убеждения, появляются новые знакомые, друзья.

По результатам исследования методики "Смысложизненных ориентаций" можно сказать о том, что для большинства студентов (84%) характерно наличие в жизни целей в будущем, это выражается в том, чтобы хорошо окончить университет, найти место в обществе и притворить свою мечту (цель) в "жизнь". Что придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Наряду с этим, для 20% студентов (опрошенных) будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по-нашему мнению с тем, что студенты еще находятся в стадии самоопределения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе.

 

Высокие баллы по шкале "локус  контроля-Я" (более 70% студентов) соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Наиболее характерной чертой является способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Помимо этого, 20% студентов  считают, что сам процесс жизни  на данном этапе, является не интересным и не столь эмоционально насыщенным. Это признак неудовлетворенности  своей жизнью в настоящем: при  этом, однако, ей могут придавать  полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в  будущее. Это можно объяснить, тем, что они находятся на новом  этапе жизни, на новой ступени, они  еще не осознают это в полной мере, из-за отсутствия опыта, который придет к 4-5 курсу. Они находятся в некой  прострации, полностью не осознают свой нынешний статус студента.

 

Сопоставив все полученные результаты, мы можем отметить, что  развитие учебной мотивации студента связана с сформированностью личностных особенностей студента.

На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие  две группы студентов первого  курса: с высоким и низким уровнем  учебной мотивации.

1 группа студентов - с высоким уровнем учебной мотивации (около 84%).

Это проявляется в следующих  характеристиках: направленность на  учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Они, как правило, тщательно планируют  свою жизнь, ставя конкретные цели. Высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремлении к независимости от других и желании  сохранить неповторимость, своеобразие  собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться  влиянию массовых тенденций. Появление жизненных планов, обостренная способность к вчувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности. Способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

2 группа студентов - с низким уровнем.

Хочется отметь, что таких студентов немного (12%), но они есть. Для подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума.

Психологическая диагностика  профессионального поведения педагога осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной  профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации  или самого преподавателя и выполняется  в форме многопозиционного анализа  занятий педагога на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи занятия.

г) Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными  к категории группы риска по тем  или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет  право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила ВУЗа или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых  занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных  для них, имеющих сходные поведенческие проблемы.

д) Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании  ими природы их затруднений, в  анализе и решении психологических  проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в ВУЗе; помощь в формировании новых установок  и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

 

 

 

Модели работы психолога в образовании.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные  цели и занимает различные позиции  по отношению к происходящему  в ВУЗе. Сложились различные модели деятельности психолога в ВУЗе.

Возможны различные модели работы психолога в образовании. Выбранная модель определяется не столько  квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько  его профессиональной позицией с  одной стороны, запросом и позицией администрации - с другой.

Первая  модель. Психолог работает на "территории" своего кабинета и ведет консультации со студентами, их родителями и педагогами по их обращению. Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит в ВУЗе, как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога - это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы студента.

Вторая  модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики студентов по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных педагогов, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными студентами. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости отдельных учащихся.

Третья  модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов со студентами и преподавателями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации преподавателя со студентами. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях со студентами формирует у них соответствующие социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами, делает акцент не на "вытаскивание из ямы, а на предупреждение о том, что впереди яма".

Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание преподавателей и руководства образовательного учреждения в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений в ВУЗе, внесения в Правила ВУЗа идеи уважения чести и достоинства каждого, задачи превращения ВУЗа в открытую систему, направленную на развитие личности каждого ее участника.

 

Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента

Главная задача психологической  службы в ВУЗе - помочь студентам  как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы  в ВУЗе; разумно преодолеть возникшие  психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки.

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние  и внешнее поведение человека.

Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы