Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.
Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография
o исходный тип мотивационной структуры;
o личностная значимость
предметного содержания
o вид учебного задания;
o наиболее сильными являются
внутренние факторы:
Вторым по силе фактором, влияющим на изменение мотивационных структур, является такой вид проблемной ситуации, который через необходимость выбора, снятия оценки и снятия временных ограничений побуждает человека к творческой активности (Е.И. Савонько, Н.М. Симонова). Авторами установлено, что а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности; б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость; в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры.
В исследованиях выявлено
качественное своеобразие связей между
типом мотивационной структуры,
особенностями продукта деятельности
и характеристиками ее субъектов. Так,
на основе экспериментальных данных
было выявлено несколько групп студентов
по критерию качественного своеобразия
сочетаний таких характеристик,
как особенности структуры
В исследованиях по этой проблеме раскрыты факторы, через которые можно воздействовать на внутриструктурную динамику мотивационных структур, а следовательно, управлять их перестройкой. К таким факторам относятся снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость, вид работы (продуктивный, творческий). Творческий характер проблемный ситуации стимулирует тенденцию к дифференцированию и упорядочению компонентов структуры, то есть тенденцию к устойчивости. Все рассмотренное выше свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена, управление которой в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.
Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента
Система психологической
службы ВУЗа является необходимой частью
системы образования и в
За время, прошедшее с
момента создания психологической
службы и опубликования первого
"Положения о психологической
службе в системе народного
В современном образовании
значительно возросла вариативность
типов учебных заведений, появились
многочисленные авторские школы, предлагающие
собственные программы обучения
и развития. Усилилась тенденция
к поляризации учебных
Жизнь все настойчивей ставит перед ВУЗом задачу создания условий для проявления учеником личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение учащимися определенной суммы информации.
Для нормального функционирования психологической службы нужно достаточно квалифицированные кадры - психологи, способные организовать эту службу, знающие прикладные аспекты психологии, умеющие не только преподавать или только исследовать, но и вовремя предоставить необходимую информацию, дать обоснованный совет, консультацию и т.п. Все это требует специальной подготовки психологов для работы в учебных заведениях, предприятиях, в учреждениях. Неумелое или небрежное применение психодиагностических данных может принести больше вреда, чем пользы, особенно если они попадут в руки преподавателей, ошибочно полагающих, что во всех случаях имеются стандартные решения, не замечающих широкого диапазона индивидуальных и типичных особенностей студентов не только внутри одного ВУЗа, но и в различных ВУЗах и регионах.
Поэтому психологи, принимающие участие в работе психологической службы ВУЗом, должны, с одной стороны, систематически повышать психологическую грамотность лиц, пользующихся их информацией для управления, а с другой стороны - передавать ее только в той форме и в таком количестве, которые обеспечили бы ее эффективность и гарантировали от использования в ущерб студентам.
Немало вопросов возникает и при попытке передать самим студентам результаты психодиагностического обследования. И здесь нужно быть максимально чутким и осторожным: сообщить все необходимое так, чтобы помочь студенту разобраться в себе, но чтобы об этом не знали другие.
Также следует отметить,
что психолог для получения информации
с помощью известных ему
Организация деятельности службы.
1. Общее руководство службой и ответственность за ее организацию возлагается:
- в целом в сфере
общего и профессионального
- в сфере органов управления
субъектов Российской
- в сфере образовательного
пространства районов, городов,
- в образовательных учреждениях
любого типа и профиля (
2. Деятельность Службы
и отдельных ее подразделений
финансируется за счет
3. Структурные звенья
Службы предусмотрены в каждом
типе образовательных
- детских дошкольных
- общеобразовательных
- учреждениях специального образования;
- сельских школах;
- системе начального и
среднего профессионального
- учреждениях дополнительного образования;
- негосударственных
- высших образовательных учреждениях и др.
4. В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.
5. Административное управление
осуществляется отделами
6. Профессиональное руководство
осуществляется через сеть
7. Центры службы практической
психологии образования
8. Деятельность Службы
осуществляется специалистами,
9. Подготовка специалистов
Службы ведется в соответствии
с образовательным стандартом
по профессии и
10. Квалификационные стандарты
и требования утверждаются
11. Назначение на должность
педагога-психолога должно
Кодекс психолога в образовании
Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен:
- держать в тайне сообщаемую ему личную информацию;
- использовать процедуры
и техники, не ущемляющие
- предоставлять возможность
всем участникам
- использовать свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он работает;
- всегда способствовать
осознанию человеком того, что
он сам является причиной
- использовать техники,
соответствующие реальности
Направления работы психолога в ВУЗе.
а) Психологическое просвещение
- повышение психологической
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри ВУЗовской прессы и др.
б) Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов:
- по предупреждению возможных
социально-психологических и
- по созданию благоприятного
эмоционально-психологического
- по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех студентов ВУЗа с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по
предупреждению возможных проблем
развития личности всех учащихся ВУЗа
осуществляется психологом в форме
систематических
в) Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:
- выявления причин
- определения сильных
сторон личности, ее резервных
возможностей, на которые можно
опираться в ходе
Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы