Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации студента и разработка рекомендаций по ее развитию средствами психологической службы ВУЗа.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста.
2. Выявить специфику учебной мотивации студента.
3. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Психологические особенности мотивации в студенческом возрасте.
1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста.
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов.
1.3. Специфика учебной мотивации студента.
1.4. Роль психологической службы ВУЗа в развитии мотивации студента.
Глава II. Изучение специфики учебной мотивационной сферы студента (лингвистического университета, англо-психологического факультета).
2.1. Описание методов исследования.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Глава III. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗа в целях формирования устойчивой положительной мотивации к обучению у студента.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

КП Развитие познавательной мотивации студентов средствами психологической службы.docx

— 94.03 Кб (Скачать файл)

o исходный тип мотивационной  структуры; 

o личностная значимость  предметного содержания деятельности;

o вид учебного задания; 

o наиболее сильными являются  внутренние факторы: доминирование  мотивационной ориентации, особенности  внутриструктурной динамики и  психологическое содержание мотивационной  структуры. 

Вторым по силе фактором, влияющим на изменение мотивационных  структур, является такой вид проблемной ситуации, который через необходимость  выбора, снятия оценки и снятия временных  ограничений побуждает человека к творческой активности (Е.И. Савонько, Н.М. Симонова). Авторами установлено, что  а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности; б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость; в) психологическое  содержание личностной значимости зависит  от типа мотивационной структуры.

В исследованиях выявлено качественное своеобразие связей между  типом мотивационной структуры, особенностями продукта деятельности и характеристиками ее субъектов. Так, на основе экспериментальных данных было выявлено несколько групп студентов  по критерию качественного своеобразия  сочетаний таких характеристик, как особенности структуры мотивации, продукта, особенности протекания экспериментальной  деятельности, субъектные характеристики.

В исследованиях по этой проблеме раскрыты факторы, через которые  можно воздействовать на внутриструктурную  динамику мотивационных структур, а следовательно, управлять их перестройкой. К таким факторам относятся снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость, вид работы (продуктивный, творческий). Творческий характер проблемный ситуации стимулирует тенденцию к дифференцированию и упорядочению компонентов структуры, то есть тенденцию к устойчивости. Все рассмотренное выше свидетельствует о сложности учебной мотивации как психологического феномена, управление которой в учебном процессе требует учета ее структурной организации, динамичности, возрастной обусловленности.

Учебная мотивация, представляя  собой, особый вид мотивации, характеризуется  сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны  такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем  интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

 

1.4. Роль психологической  службы ВУЗа в развитии мотивации студента

Система психологической  службы ВУЗа является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние  и формирует запросы на необходимые  виды и способы ее развития.

За время, прошедшее с  момента создания психологической  службы и опубликования первого "Положения о психологической  службе в системе народного образования" (1989), значительно изменились как  социальное положение населения  России, так и сама система образования.

В современном образовании  значительно возросла вариативность  типов учебных заведений, появились  многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения и развития. Усилилась тенденция  к поляризации учебных заведений, что приводит, в частности, к "вымыванию" сильных педагогов из обычных  ВУЗов в ВУЗы элитные. Вместе с  тем на волне процесса "деидеологизации" образования из ВУЗов ушло привычное  прежде воспитание. Сегодняшние ВУЗы фактически не ставит перед собой  социальных целей. Наконец, привычной  уже особенностью современного образования  является наличие в ВУЗе психолога.

Жизнь все настойчивей  ставит перед ВУЗом задачу создания условий для проявления учеником личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции  относительно разнообразных социально  значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными  способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение учащимися  определенной суммы информации.

Для нормального функционирования психологической службы нужно достаточно квалифицированные кадры - психологи, способные организовать эту службу, знающие прикладные аспекты психологии, умеющие не только преподавать или  только исследовать, но и вовремя  предоставить необходимую информацию, дать обоснованный совет, консультацию и т.п. Все это требует специальной  подготовки психологов для работы в  учебных заведениях, предприятиях, в учреждениях. Неумелое или небрежное  применение психодиагностических данных может принести больше вреда, чем  пользы, особенно если они попадут  в руки преподавателей, ошибочно полагающих, что во всех случаях имеются стандартные  решения, не замечающих широкого диапазона  индивидуальных и типичных особенностей студентов не только внутри одного ВУЗа, но и в различных ВУЗах  и регионах.

Поэтому психологи, принимающие  участие в работе психологической  службы ВУЗом, должны, с одной стороны, систематически повышать психологическую  грамотность лиц, пользующихся их информацией  для управления, а с другой стороны - передавать ее только в той форме  и в таком количестве, которые  обеспечили бы ее эффективность и  гарантировали от использования  в ущерб студентам.

Немало вопросов возникает  и при попытке передать самим  студентам результаты психодиагностического  обследования. И здесь нужно быть максимально чутким и осторожным: сообщить все необходимое так, чтобы  помочь студенту разобраться в себе, но чтобы об этом не знали другие.

Также следует отметить, что психолог для получения информации с помощью известных ему методов  психологического исследования нуждается  в специальной аппаратуре, бланках  протоколов, опросников. Ему нужны  помощники - лаборанты, которые выполняли  бы всю предварительную обработку  данных психодиагностического обследования. Было бы неразумным для этого использовать время самого психолога; у него есть свои, более важные задачи: суметь разобраться  в полученных результатах, объяснить  их людям, если нужно - провести дополнительные исследования.

 

Организация деятельности службы.

1. Общее руководство службой и ответственность за ее организацию возлагается:

- в целом в сфере  общего и профессионального образования  - на соответствующее структурное  подразделение Минобразования России;

- в сфере органов управления  субъектов Российской Федерации  (республик, краев, областей, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) - на первых заместителей начальников  управлений;

- в сфере образовательного  пространства районов, городов,  районов в городах - на первых  заместителей руководителей муниципальных  органов управления образованием, а при их отсутствии в штатном  расписании - на соответствующих  специалистов;

- в образовательных учреждениях  любого типа и профиля (первичное  звено Службы) - на их первых  руководителей. 

 

2. Деятельность Службы  и отдельных ее подразделений  финансируется за счет соответствующего  бюджета и целевых средств  учредителей - государственных органов  управления образованием, местных  (муниципальных) органов управления  образованием и частных лиц. 

 

3. Структурные звенья  Службы предусмотрены в каждом  типе образовательных учреждений  Российской Федерации: 

- детских дошкольных образовательных  учреждениях; 

- общеобразовательных учреждениях начального, основного общего и среднего полного образования;

- учреждениях специального образования;

- сельских школах;

- системе начального и  среднего профессионального образования; 

- учреждениях дополнительного образования;

- негосударственных образовательных  учреждениях;

- высших образовательных  учреждениях и др.

 

4. В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.

5. Административное управление  осуществляется отделами службы  практической психологии федерального  уровня, республиканских, региональных, городских и районных управлений  и департаментов образования,  руководителями учреждений образования.  Деятельность этих структурных  единиц направлена на определение  стратегии развития и функционирования  Службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого  условий, координацию работы всех ее звеньев.

6. Профессиональное руководство  осуществляется через сеть специальных  психологических учреждений разного  уровня: районных, областных, городских  и региональных центров, научно-методических  кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов.

7. Центры службы практической  психологии образования являются  образовательными учреждениями  системы образования Российской  Федерации (согласно положению  об образовательных учреждениях  психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам) и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность Центра и оказывает необходимую помощь.

 

8. Деятельность Службы  осуществляется специалистами, окончившими  высшее учебное заведение по  специальности "психология" или  прошедшими переподготовку и  получившими соответствующую квалификацию  в области детской, возрастной  и педагогической психологии, имеющими  диплом государственного образца.

9. Подготовка специалистов  Службы ведется в соответствии  с образовательным стандартом  по профессии и квалификационными  требованиями для представителей  различных специализаций и категорий.

10. Квалификационные стандарты  и требования утверждаются Экспертным  советом по подготовке кадров  Министерства общего и профессионального образования России.

11. Назначение на должность  педагога-психолога должно определяться  на основании документов об  образовании и стажа профессиональной  деятельности согласно действующим  нормативам в системе общего  и профессионального образования  Российской Федерации. Научно-методическое  обеспечение Службы ведется научными  коллективами, отдельными специалистами  по заказам соответствующих подразделений  службы практической психологии  образования. При этом оно ориентировано  как на выполнение актуальных  запросов Службы, так и на перспективу  ее развития. Служба работает  в тесном контакте с учреждениями  медицины, органами опеки и попечительства, органами МВД и прокуратуры,  представителями общественности, оказывающими  образовательному учреждению помощь  в воспитании и развитии детей. 

 

 

Кодекс психолога  в образовании 

Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен:

- держать в тайне сообщаемую  ему личную информацию;

- использовать процедуры  и техники, не ущемляющие достоинство  участников образовательного процесса;

- предоставлять возможность  всем участникам образовательного  процесса отказаться от продолжения  работы на любом ее этапе; 

- использовать свои инструменты  для расширения свободы выбора  человека, с которым он работает;

- всегда способствовать  осознанию человеком того, что  он сам является причиной своих  достижений;

- использовать техники,  соответствующие реальности данного  человека.

 

Направления работы психолога в ВУЗе.

а) Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Осуществляется в следующих  формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая  газета или раздел внутри ВУЗовской прессы и др.

б) Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая  совместная работа психолога и педагогов:

- по предупреждению возможных  социально-психологических и психологических  проблем у студентов; 

- по созданию благоприятного  эмоционально-психологического климата  в педагогическом и ученическом  коллективах, созданию правил  ВУЗа, в основе которых - уважение  чести и достоинства всех ее  граждан; 

- по выявлению детей  группы риска (по различным  основаниям).

Психопрофилактическая диагностика  осуществляется в форме скринингового  обследования всех студентов ВУЗа с  использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп  риска (по социально-психологическим  и интеллектуальным основаниям) и  заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем  развития личности всех учащихся ВУЗа осуществляется психологом в форме  систематических психологических  тренингов, дифференцированных по проблемам  и возрасту учащихся, в содержание которых включены знания, умения и  навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного  возраста. Психолог также методически  обеспечивает включение данной тематики в содержание других предметов.

 

в) Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:

- выявления причин возникновения  проблем в обучении и развитии;

- определения сильных  сторон личности, ее резервных  возможностей, на которые можно  опираться в ходе коррекционной  работы;

Информация о работе Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы