Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети почти всё своё свободное время посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...................3
ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6
1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13
1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………18
ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26
2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29
2.3. Анализ результатов исследования …………………………………...33
Заключение……………………………………………………………....…35
Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

оканчательная версия 2.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………...................3

ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6

1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6

1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13

1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста   ………………….……………………………18

ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26

2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26

2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29

2.3. Анализ результатов  исследования …………………………………...33

Заключение……………………………………………………………....…35

Список литературы………………………………………………………...37

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы «Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр» состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.

Актуальность темы заключается  в том, что современные дети почти  всё своё свободное время посвящают  компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем –  портится зрение, нарушается обмен  веществ, наблюдаются проблемы с  позвоночником.

Физическое воспитание даёт возможность не только укрепить здоровье детей и повысить защитные силы организма, но развивает такие волевые качества как решительность, инициативность, ответственность, выносливость, настойчивость, самостоятельность, выдержку, упорство.

В соответствии с Законом  РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования  и науки РФ  от 23.11.2009 № 655 утверждены  федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. ФГТ фиксируют, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль [1].

Подвижная игра – это  ещё и средство проявить свои качества, способствующие разнообразному развитию сюжета, достижению поставленной цели. Поэтому непосредственно именно в подвижных играх педагоги реализуют  те или иные воспитательные, образовательные  и развивающие задачи. В подвижной игре  дети не только приобретают двигательные навыки и развивают координацию, они становятся активными, волевыми, учатся раздумывать и добиваться успеха, развивают коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности, приобщаются к взаимодействию в коллективе.

Е.С. Вильчковский работал над проблемой использования подвижных игр в разных возрастных группах, организацией данного процесса и руководство ими с детьми дошкольного возраста [8]. Следовательно, важным средством физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является подвижная игра.

П.Ф. Лесгафт – основоположник теории физического воспитания, уделял большое значение подвижным играм  – как средству развития воли, самоорганизованности, дисциплинированности у детей [15], в том числе развития выдержки у детей дошкольного возраста.

Выдержка – одно из волевых  качеств, выполняющих тормозную  функцию. Она дает возможность ребенку проявить большее напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости ребенка, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца [31].

Таким образом, возникает  необходимость разработки игр, направленных на развитие конкретных волевых качеств  дошкольников, в том числе и  выдержки.

Целью работы является разработка и апробация комплекса подвижных  игр, направленных на развитие выдержки детей 5-6 лет.

Объект исследования –  выдержка детей 5-6 лет.

Предмет исследования –  процесс развития выдержки детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Гипотеза исследования заключается  в предположении о том, что  подвижные игры эффективны в развитии выдержки детей старшего дошкольного возраста.

     Задачи исследования:

1) раскрыть теоретические  основы развития волевых качеств  у детей 5-6 лет посредством  подвижных игр;

2) изучить развитие выдержки у детей 5-6 лет;

3) отобрать содержание подвижных игр, направленных на развитие выдержки детей 5-6 лет;

4) оценить эффективность  работы по развитию выдержки детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств в подвижной игре

 

    1. Сущность понятия «воли», характеристика волевых качеств

Еще в древности волю понимали как реальное и самостоятельное явление. Платон сравнивал жизнь с колесницей, запряженной двумя конями – чувствами и волей. Управляет колесницей разум. Соответственно этим трем сферам личности выделяются и три типа психических процессов: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Это же нашло отражение и в названии основных психологических течений XIX века (сенсуализм, волюнтаризм, интеллектуализм), и в классификации психических заболеваний. Мы привыкли к триадической модели, а она влечет за собой взгляд на волю как на самостоятельное явление. Однако нет однозначности по этому вопросу [24]. Е. П. Ильин считает, что воля – это классификационное понятие. Воля, пишет он, - это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека [13]. 

Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом  собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и  добиваться своего. Можно сказать, что  становление воли является магистральной линией развитие личности ребенка.

      В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами [9]. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков [30] . А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования [23]. В. А. Иванников пишет, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое – волю. Кроме того, в одних ситуациях человек демонстрирует волевые качества, а в других проявляет их отсутствие. Это наводит исследователей (Иванников В. А., Эйдман Е. В.) на мысль о том, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства [24].

Существует много определений  волевых качеств личности. Одним  из наиболее удачных можно считать определение Б. Н. Смирнова. Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом  достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными особенностями  проявления свойств нервной системы: силы – слабости, подвижности –  инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов. Например, страх  сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над  возбуждением. Поэтому им труднее  быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может  быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить «силу воли», а потому, что для  ее проявления у него имеются меньшие  генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, однако, что  не следует прилагать усилия для  развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего  оптимизма, и стандартных, тем более  волюнтаристских, подходов в преодолении  слабости волевой сферы человека.

Следует отметить, что у  одного и того же человека различные  волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Следовательно, это означает, что понимаемая так  воля (как механизм преодоления препятствий  и трудностей, т. е. как «сила воли») неоднородна и проявляется по-разному в различных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как «сила воли») нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо [18].

      Что касается классификации волевых качеств, то можно сказать, что сколько авторов, столько и классификаций. Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две большие группы, связанные с активностью и торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй – выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность, организованность [31]. Но невозможно разделить все волевые качества строго на две группы. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других.

        В.  И. Селиванов объективным основанием  для разграничения волевых качеств  тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость, ко второй группе – выдержку, выносливость, терпение [31].

Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные, отмечает Е. П. Ильин [13]. Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам П. А. Рудик, Е. П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. А. Ц. Пуни и Б. Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность. К основным первые авторы отнесли настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность [22].

Другим путем в решении  проблемы классификации волевых  качеств идет В. К. Калин. Он выделяет базальные (первичные) и системные (вторичные) качества. К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Ко вторым - настойчивость, и дисциплинированность,        самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В этих качествах, как отмечает автор, наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности [30].

      Волевые качества, характеризующие самообладание. П. А. Рудик определяет самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. По другому определению самообладание – это власть человека над самим собой. С нашей точки зрения, самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя ряд самостоятельных волевых качеств, связанных с подавлением побуждений, обусловленных отрицательными эмоциями [26].

К волевым качествам, характеризующим  самообладание, относятся выдержка, решительность, смелость.

В своей работе я обращаю  внимание на такие волевые качества личности как выдержка.

Выдержка – это устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта [32]. Последние могут быть прямыми физическими (например, когда человек бросается на обидчика с кулаками), косвенными физическими (например, человек, уходя, с досады хлопает дверью), прямыми вербальными (человек отвечает на сделанное ему замечание колкостью, вступает в перебранку) и косвенными вербальными (в случае, когда недовольство кем-то высказывается за его спиной в эмоционально-повышенных тонах своим товарищам или родным).

В бытовом сознании это  волевое качество понимается как  хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении  конфликта. Однако это не совсем точно, так как хладнокровие может быть связано с эмоциональной не возбудимостью, бесчувственностью человека.

Информация о работе Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр