Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети почти всё своё свободное время посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...................3
ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6
1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13
1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………18
ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26
2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29
2.3. Анализ результатов исследования …………………………………...33
Заключение……………………………………………………………....…35
Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

оканчательная версия 2.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, воля формируется в течение всей жизни. Развитие волевой активности происходит вместе с формированием всей личности и осуществляется в нескольких направлениях. "С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности". Все эти процессы онтогенетические начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью.

 

    1. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста

Один из основателей системы  физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что «Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания» [23]. 
Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место отводил подвижным играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни [16].

Большую часть своего времени  дети старшего дошкольного возраста заняты не общением, учением или  домашним трудом, а игрой, в ней  идет процесс воспитания в той  же мере, что и в остальных видах  деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении или труде  у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.

Подвижные игры - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего  содержания, морально-волевых качеств. 
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только родившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру [7].

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения  нам дает "Толковый словарь русского языка". В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных  факторов, действовать на основе своих  взглядов и побуждений.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным  направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад  в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные  игры ведут к закреплению у  ребенка необходимых волевых  качеств личности. Коллективные подвижные  игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков[25]. 
Работа со старшими дошкольниками обнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под волевыми качествами будем подразумевать особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Традиционно в психологии изучают волевые качества личности через проявление физического усилия.

     Вышеперечисленные волевые качества можно развить у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.

Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность  можно формировать и развивать  у детей довольно не сложными играми. 
Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильно эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Важно, чтобы к участию  в играх привлекались родители учащихся, которые могли бы, например, исполнять  роль экспертов. Проводимая психопрофилактическая  работа с родителями также может  способствовать развитию волевых качеств  дошкольников.

      Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержания, простота и занимательность [20].

     Содержание  игр определяется движениями, которые  входят в её состав: бег, прыжки, лазанье и т.д. 

     Подвижные  игры с правилами подбираются  не только с учётом возрастных  особенностей детей, но и с  учётом их возможностей выполнять  те или иные движения, соблюдать  игровые правила.

     Правила в  подвижных играх выполняют организующую  роль: ими определяются её ход,  последовательность действий, взаимоотношения  играющих, поведение каждого ребёнка.  Правила обязывают подчиняться  цели и смыслу игры; дети должны  уметь ими пользоваться в разных  условиях.

     Подвижные  игры с правилами – сознательная, активная деятельность ребёнка,  цель которой достигается точным  и своевременным выполнением  заданий, связанных с обязательными  для всех играющих правилами [27].

     По определению  П.Ф.Лесгафта, игра является упражнением,  посредством которого ребёнок  готовится к жизни. Увлекательное  содержание, эмоциональная насыщенность  подвижной игры побуждает к  определённым умственным и физическим  усилиям [16].

      Подвижные  игры с правилами – это двигательная  деятельность ребёнка, основным  содержанием которой является  выполнение движений в изменяющихся  условиях. Основной целью является  решение двигательной задачи. Структура  игры регламентируется правилами.  Правила чётко формулируются  с самого начала, и им должны  подчиняться все участники. Правила  определяют время выполнения  двигательных действий и требования  к их точности. Овладеть правилом  – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им [15].

     В рамках  действий по правилам остаётся  достаточный простор для личной  инициативы детей. Правила игр  приучают к действиям на основе  общих положений, а не по  частным указаниям и инструкциям.  В последнем случае любая инициатива  и самостоятельность исключаются;  в первом случае возможно свободное  развитие индивидуальных способностей. Ребёнок должен выбрать двигательное  действие или способ его выполнения, который позволит успешно решать  двигательную задачу за наименьшее  время, с наименьшей затратой  сил; при этом средство и  способ достижения положительного  результата в одной и той же игре не остаются постоянными, они согласуются со складывающейся обстановкой. В ходе подвижной игры с правилами у ребёнка может возникнуть новое решение и новый приём, неизвестный ему ранее. Это происходит за счёт способности образовывать новые формы движения из имеющихся элементов двигательных навыков, отдельных движений, приобретенных в процессе прямого обучения.

     Играющие должны  строго и точно соблюдать правила  игры, к ним они должны относиться  сознательно и ответственно, как  к закону. Правила помогают регулировать  двигательную деятельность и  осуществлять самоуправление, присваивают  каждому игроку определённую  роль, устанавливают его место  в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.

     Одна из  характерных особенностей подвижных  игр с правилами - стремление  к результату. Ребёнок испытывает  радость от удовлетворения потребности  в движениях, от эмоциональной  атмосферы игры, однако особый  эмоциональный подъём вызывает  достижение реального, наглядного  положительного результата –  выигрыша. Подвижные игры с правилами  предлагают детям 5-6 лет решать  индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с  другими играющими, учитывать  их поведение [27].

     Подвижная  игра с правилами связана с  выполнением основных движений, но не может быть средством  их разучивания.

     Отмечая назначение подвижных игр с правилами в физическом образовании П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что игры должны состоять главным образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении. Подвижные игры для дошкольников старшего возраста включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увёртыванием, подлезание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания подвижную игру с правилами используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятиях в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств [16].

     Подвижные  игры с правилами оказывают  благоприятное воздействие на  формирование воли детей 5-6 лет,  так как для достижения успеха  необходимо обладать решительностью, выносливостью, быстрой реакцией, быть способным в минимальное  время произвести целесообразное  действие в ответ на внезапное  изменение обстановки, иначе все  действия ребёнка будут запаздывающими, неэффективными.

     Чтобы действовать  в соответствии с условиями  и правилами подвижных игр,  ребёнок должен менять своё  поведение, а это требует применения  ранее выработанного стереотипа  в новых условиях, его изменения,  приспособления к окружающей  обстановке.

     Подвижные  игры с правилами являются  эффективным способом воспитания  выдержки, что особенно важно  для дошкольников 5-6 лет, у которых  процесс возбуждения преобладает  над процессом торможения.

     В подвижных  играх с правилами, как подчеркивала  А. Усова, у детей начинает  формироваться интерес к соревнованию  в ловкости, смекалке, быстроте, смелости, организованности, что также способствует  формированию волевых качеств  у детей 5-6 лет [8].

     В старшем  дошкольном возрасте появляется  возможность выбирать подвижные  игры с правилами: это могут  быть игры с прыжками в длину  с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников  соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют  большое удовольствие игры с  ярким сюжетом. 

     Игры с элементами  соревнования построены на различных  движениях и их сочетаниях, могут  включать как индивидуальные, так  и командные соревнования. С пятилетнего  возраста, по данным В. Панкова,  можно использовать разнообразные игры - эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступным подвижные игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и др. Целесообразно продолжать разучивать подвижные игры как своего, так и других народов [27].   

Важным является воспитание волевых качеств в коллективе. Действуя вместе со сверстниками, ради достижения общей цели, ребёнок обучается  ориентироваться на их нужды и  желания, учится сдерживать себя, уступать, подчинять свои деяния интересам  коллектива. В процессе коллективной подвижной игры с правилами дети старшего дошкольного возраста приобретают организованность [31].

     При проведении  подвижных игр с правилами  со старшими дошкольниками необходимо  обогащать содержание этих игр,  учитывать игровые интересы детей,  углублять нравственно-моральные  чувства (доброжелательность, взаимовыручка  и уважение к старшим и их  труду, патриотизм) - это способствует  формированию благородных стремлений, стимулирует высокие общественные  мотивы деятельности и является  одним из главных условий развития  воли.

     Развитие воли  в старшем дошкольном возрасте  является важным условием дальнейшего  обучения ребёнка в школе. Для  того чтобы успешно учиться,  ребёнок 5-6 лет должен подчиняться  определённым требованиям, сообразовывать  свои действия с даваемым ему  заданием. Никакое систематическое  обучение невозможно, если ребёнок  не владеет собой, если он  действует только под влиянием  непосредственных побуждений, не  умея подчинить свои действия  указаниям учителя, требованиям  школьной программы. На развитие  воли решающее влияние оказывает  воспитание.

Информация о работе Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр