Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:32, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети почти всё своё свободное время посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.
Введение…………………………………………………………...................3
ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6
1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13
1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………18
ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26
2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29
2.3. Анализ результатов исследования …………………………………...33
Заключение……………………………………………………………....…35
Список литературы………………………………………………………...37
Таким образом, воля формируется в течение всей жизни. Развитие волевой активности происходит вместе с формированием всей личности и осуществляется в нескольких направлениях. "С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности". Все эти процессы онтогенетические начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью.
Один из основателей системы
физического воспитания дошкольников
Е.А. Аркин подчеркивал, что «Игра дает
ребенку ту полноту жизни, которую он хочет,
отсюда исходит, что именно игра должна
быть рычагом дошкольного воспитания»
[23].
Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей
оригинальной системе физического воспитания
значительное место отводил подвижным
играм. Он рассматривал игру как упражнение,
с помощью которого ребенок готовится
к жизни [16].
Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных видах деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.
Подвижные игры - первая деятельность,
которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании
ее свойств и обогащении ее внутреннего
содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость
и привлекательность приобретают, прежде
всего, те действия и те проявления личности,
которые, став доступными, еще не стали
повседневными. Именно новые, только родившиеся
и еще не укрепившиеся как нечто привычное
приобретения развития по преимуществу
входят в игру [7].
Самостоятельность - независимость,
свобода от внешних влияний, принуждений,
от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность
- способность к независимым
Особую роль в развитии
воли у детей по всем перечисленным
направлениям выполняют игры, причем
каждый вид игровой деятельности
вносит свой, специфический вклад
в совершенствование волевого процесса.
Конструктивные предметные игры, появляющиеся
первыми в возрастном развитии ребенка,
способствуют ускоренному формированию
произвольной регуляции действий. Подвижные
игры ведут к закреплению у
ребенка необходимых волевых
качеств личности. Коллективные подвижные
игры с правилами кроме этой задачи
решают еще одну: укрепление саморегуляции
поступков[25].
Работа со старшими дошкольниками обнаруживает
их психологическую потребность в прохождении
всевозможных испытаний для подтверждения
своей умелости, проявления волевых качеств
(упорства, решительности, выдержки и др.).
Мы под волевыми качествами будем подразумевать
особенности волевой регуляции, проявляющиеся
в конкретных специфических условиях,
обусловленных характером преодолеваемой
трудности. Традиционно в психологии изучают
волевые качества личности через проявление
физического усилия.
Вышеперечисленные волевые качества можно развить у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.
Таким образом, можно сказать,
что такое качество как решительность
можно формировать и развивать
у детей довольно не сложными играми.
Признаками выдержки являются: проявление
терпения в деятельности, выполняемой
в затрудненных условиях; умение держать
себя в конфликтных ситуациях; умение
тормозить проявление чувств при сильно
эмоциональном возбуждении; умение контролировать
свое поведение в непривычной обстановке.
Важно, чтобы к участию в играх привлекались родители учащихся, которые могли бы, например, исполнять роль экспертов. Проводимая психопрофилактическая работа с родителями также может способствовать развитию волевых качеств дошкольников.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержания, простота и занимательность [20].
Содержание игр определяется движениями, которые входят в её состав: бег, прыжки, лазанье и т.д.
Подвижные
игры с правилами подбираются
не только с учётом возрастных
особенностей детей, но и с
учётом их возможностей
Правила в
подвижных играх выполняют
Подвижные
игры с правилами –
По определению
П.Ф.Лесгафта, игра является упражнением,
посредством которого ребёнок
готовится к жизни.
Подвижные
игры с правилами – это
В рамках
действий по правилам остаётся
достаточный простор для
Играющие должны
строго и точно соблюдать
Одна из
характерных особенностей
Подвижная игра с правилами связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.
Отмечая назначение подвижных игр с правилами в физическом образовании П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что игры должны состоять главным образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении. Подвижные игры для дошкольников старшего возраста включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увёртыванием, подлезание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания подвижную игру с правилами используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятиях в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств [16].
Подвижные
игры с правилами оказывают
благоприятное воздействие на
формирование воли детей 5-6 лет,
так как для достижения успеха
необходимо обладать
Чтобы действовать
в соответствии с условиями
и правилами подвижных игр,
ребёнок должен менять своё
поведение, а это требует
Подвижные
игры с правилами являются
эффективным способом
В подвижных
играх с правилами, как
В старшем
дошкольном возрасте
Игры с элементами
соревнования построены на
Важным является воспитание волевых качеств в коллективе. Действуя вместе со сверстниками, ради достижения общей цели, ребёнок обучается ориентироваться на их нужды и желания, учится сдерживать себя, уступать, подчинять свои деяния интересам коллектива. В процессе коллективной подвижной игры с правилами дети старшего дошкольного возраста приобретают организованность [31].
При проведении
подвижных игр с правилами
со старшими дошкольниками
Развитие воли
в старшем дошкольном возрасте
является важным условием
Информация о работе Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр