Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:32, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети почти всё своё свободное время посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.
Введение…………………………………………………………...................3
ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6
1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13
1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………18
ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26
2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29
2.3. Анализ результатов исследования …………………………………...33
Заключение……………………………………………………………....…35
Список литературы………………………………………………………...37
Прежде чем
ребёнок сам начнёт ставить
себе сознательные цели, ему указывает
их воспитатель. Давая
Необходимо
привлекать родителей к
Таким образом, при формировании волевых качеств детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет целесообразно использовать подвижные игры, так как данные игры имеют яркий сюжет, эмоциональную раскраску, конечную цель действий, в них ребёнок может удовлетворить свои потребности в движениях, реализовать свой творческий потенциал.
Глава II. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 Рябинка» в период с 19.11.12 по 20.04.13 г.
В исследовании приняли участие дети одной группы старшего дошкольного возраста в количестве 26 человек.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
2.1. Оценка сформированности выдержки
детей старшего дошкольного возраста
Цель: оценить выдержку детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) выделить критерии оценки выдержки старших дошкольников;
2) отобрать методики для изучения выдержки детей старшего дошкольного возраста;
3) сравнить полученные
результаты экспериментальной
Для оценки развития выдержки были определены следующие критерии:
- соответствие действий ребенка правилам игры;
- умение сдерживать собственные эмоции.
Соответствие придерживаться правилам на протяжении всей игры.
Умение сдерживать собственные эмоции характеризуется в том, что нужно подавлять импульсивные эмоциональные реакции, продолжать игровые действия в соответствии с правилами игры.
Для изучения выдержки по выше названным критериям была подобрана игра "Волк и овцы". Специфика игры заключалась в том, что водящий должен был поймать всех участвующих в игре детей. На обоих концах площадки, отмечали участки, имевшие 1-2 метра в ширину, и назывались загонами. Пространство, находящееся между участками (загонами), носило название поля, причём на одной из его сторон отделили чертой небольшое пространство, служащее логовищем для водящего (волка). Дети собирались на площадке, и при помощи считалки выбирались водящие (волк) и (пастух), остальные дети исполняли роль овец. После этого дети (овцы) размещались на одном из участков (загонов), а водящий (пастух) становился на игровой площадке 1метр от участка, где располагались все дети. Водящий (волк), устроившийся на участке (логовище), предлагал водящему (пастуху) погнать детей (овец) на площадку (поле), а сам в это время старался схватить кого-нибудь из них и увести на свой участок. Водящий (пастух) при этом изо всех сил старался оградить детей, направляющихся в противоположный участок, от водящего (волка), но это не всегда ему удавалось, так как водящий (волк) отличался ловкостью. Пойманный ребенок становился помощником водящего (волка). После этого водящий (волк) снова обращался к водящему (пастуху) со словами: «Гони стадо в поле», и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником задерживал бегущих к противоположному участку детей. Постепенно число помощников водящего (волка) увеличивалось, и он каждый раз вместе с ними продолжал выходить на площадку за остальными детьми. Игра продолжалась до тех пор, пока водящий не поймает всех детей. Для правильного ведения игры требовалось соблюдение правил, состоящих в том, что водящий (волк) не должен оставлять свой участок до тех пор, пока все дети не выйдут из своего участка и не двинутся по направлению к противоположному участку. Водящему (волку) не предоставлялось право забираться в участок, - он мог ловить детей лишь на площадке, то есть просторе, отделяющем оба участка. Фиксировалось умение детей придерживаться правилам игры и умениям сдерживать собственные эмоции.
Анализ полученных результатов на констатирующем этапе показал, что у дошкольников результативность выполнения тестового упражнения по критерию соответствие действий ребенка правилам игры характерна для менее 50% (46%) обследуемых, дети в процессе игры не нарушали правила, у 54% не наблюдалось умения придерживаться правилам игры. Дети не помогали водящему ловить других детей, а сами от него убегали. Результаты оценки развития умения сдерживать собственные эмоции показал, что сформированность данного умения характерно для 44% детей, у 56% детей отсутствует умение сдерживать собственные эмоции.
Результаты развития выдержки на констатирующем этапе эксперимента представлены на гистограмме на рисунке 1.
Рисунок 1. Гистограмма выраженности показателей выдержки у старших дошкольников на констатирующем этапе
Сергей Н. и Ксения К. отказались играть, так как они не смогли справиться с трудностями, всех ловить. Алина Ц., Полина Б., Стас Д., Ринат Я., Саша Т. и Варвара С. наоборот проявляли выдержку при достижении цели в изменившейся обстановке количество помощников у водящего увеличивалось. Анна К., Алина Д. и Егор Л. не справлялись со своими эмоциями: кричали, проявляли не довольствие.
Далее дети были разделены на две группы экспериментальную и контрольную.
Результаты развития выдержки на констатирующем этапе эксперимента представлены на гистограмме на рисунке 2.
Рисунок 2. Гистограмма выраженности показателей выдержки у старших дошкольников на констатирующем этапе
Как видно из гистограммы успешно справились с заданием 46% детей экспериментальной группы, и 40% детей контрольной группы. Соответственно, не справились с заданием – 54% детей экспериментальной группы и 60% в контрольной группе.
Таким образом, можно констатировать, что выдержка у дошкольников экспериментальной и контрольной групп развита в недостаточной степени (успешно выполнение задания характерно для 46% детей экспериментальной и 40% контрольной группы). Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп показал аналогичную ситуацию в экспериментальной и контрольной группе. А значит, имеется необходимость для проведения формирующего эксперимента, формы, методы и приемы которого были бы направлены на развитие выдержки у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие выдержки старших дошкольников в процессе подвижных игр.
Задачи:
Данные игры проводились
в процессе непосредственно
1) развитие умения ребенка удерживать и достигать цель деятельности, поставленной взрослым;
2) развитие умения самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата;
3) развитие умения ребенка сдерживать свои эмоции;
4) развитие умения достигать цели не снижая эффективности работы;
5)учить продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
6) учить понимать задачи и цель игры;
7) развитие умений прилагать усилия в достижении цели.
3 апреля 2013 года была проведена подвижная игра «Лиса на одной ноге». Цель игры заключалась в формировании выдержки в развитии умения детей удерживать и достигать цель, поставленную взрослым. Для проведения данной подвижной игры детям раздавался инвентарь (жгуты). Один ребёнок выбирался водящим «лисой». Выбиралось место на площадке для игры, где располагался водящий (норка для лисы). По сигналу педагога дети начинали движение по площадке, а водящий (лиса), снабжённый жгутом, должен был их догонять, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом. В том случае, когда ему это удавалось, он присоединялся к остальным детям, а ребенок задетый жгутом становился водящим (лисой). Если же он промахнулся, то есть жгут никого не задел, он должен был быстро убежать на свое место, чтобы избежать ударов жгута направленных на других участников игры. Наблюдения показали, что не все дети проявляли выдержку, нарушались правила игры, и было замечено снижение их активности, так как они забывали правила игры. Например, Юлия Ш. забывала движения водящего (лисы) и не прыгала на одной ноге, а бегала. Для корректировки действий ребенка педагогом использовался прием указания: «Давайте вспомним, как должна двигаться лиса?»
5 апреля была проведена подвижная игра с правилами «Стоп, машина!»
Цель игры заключалась в формировании выдержки и приложении усилий в достижении цели. Выбирался ведущий, который становился на 4 метра от игроков, к ним спиной. Игроки выстраивались в шеренгу и по сигналу ведущего, начинали движение к нему. Сигналом служило слово «старт». Задача игроков, быстрее всех добежать до ведущего и коснуться его спины. Но во время движения игроков, в любой момент, любое количество раз, ведущий мог произнести фразу «Стоп, машина!», и все игроки должны были замереть на месте. Ведущий мог обернуться и посмотреть, если он замечал, что кто-то шевелится или улыбается, тот игрок штрафовался. Он должен был отойти назад на 5 шагов или вернуться на исходную позицию. После этого ведущий снова начинал игру и мог остановить её в любой момент. Победившим считался игрок, дотронувшийся до спины ведущего, он сам становился ведущим. Умение не допускать ошибки, чтобы не получить штраф, формировало ответственность.
Наблюдения показали, что не все дети соблюдали правила игры, и было замечено, что они забывали правила игры. Так, например, Артём Л., Вика Л. В роли водящих забывала останавливать детей. Для корректировки действий ребенка педагогом использовался прием указания: «Как мы должны останавливать игроков?»
На основе выше приведенного руководства подвижными играми 8 апреля 2013 года была проведена подвижная игра «Кто раньше дойдёт до флажка?». Цель игры заключалась в формировании выдержки и способности управлять собой (ребёнок должен преодолеть желание бежать). Организовывая эту игру, необходимо было провести на земле линию – отсюда начиналась игра. Напротив черты на расстоянии 15 метров ставился стол, на который клался флажок. Дети делились на две команды, им предлагалось стать «на старте» и по сигналу (звук бубна) дойти до флажка. При этом подчёркивалось, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальные ребята должны были смотреть, кто из их сверстников первым поднимет флажок, и награждали победителя аплодисментами.
Дети плохо понимали цель игры, приходилось повторять правила игры. Многие не могли контролировать свою ходьбу и бегали, но некоторые дети напротив, старались контролировать свою ходьбу. Так, например, Саша Т., Стас Д. проявили выдержку и целеустремленность и дошли до флажка без бега.
11 апреля 2013 года была проведена подвижная игра «Пустое место».
Цель игры заключалась в формировании выдержки и развитие умения длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Для проведения данной игры необходимо было выбрать водящего. Детям предлагалось стать в круг лицом внутрь круга. Водящий, находясь за кругом, обходил его и приговаривал слова. Дети повторяли слова. На последнем слове водящий дотрагивался до кого-нибудь из ребят. Ребёнок после слов: «Раз, два, три – беги!», начинал бежать в одну сторону, а водящий – в другую. Их задачей было оббежать круг и первым занять свободное место. Кто не успел – становился водящим. Выбирать себе в противники можно было ребёнка, который ещё не бегал.
Данная игра
требовала усилий, что способствовало
овладению своим поведением. В
ней были элементы
При помощи данного комплекса подвижных игр у детей формировались такие волевые качества, как выдержка. В процессе игр ребенок мог самостоятельно оценить свое поведение и поведение других детей. Проводя данный комплекс подвижных игр использовался индивидуальный подход к каждому ребенку. В начале каждой игры дети чувствовали себя нерешительно, но в процессе игр становились все, более настойчивы, сдержанные и устремлены к достижению цели игры. В процессе проведения подвижных игр использовались такие методические приемы, как объяснение, команда, указание, создание проблемной ситуации.
Информация о работе Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр