Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети почти всё своё свободное время посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...................3
ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6
1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13
1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………18
ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26
2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29
2.3. Анализ результатов исследования …………………………………...33
Заключение……………………………………………………………....…35
Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

оканчательная версия 2.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

Своеобразным проявлением  выдержки является долготерпение (стоицизм). Это способность человека долго переносить без срывов страдание, душевную муку, жизненные невзгоды, быть стойким.

Решительность. Разными авторами решительность понимается по-разному. Удачное определение решительности дает Е.П. Ильин. Решительность - это способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни [13].

Часто решительность отождествляется  со смелостью («смело – значит уверенно, без колебаний»). Однако, несмотря на то, что смелость и решительность  могут в опасной ситуации обнаруживать корреляцию (чем боязливее человек, тем он более нерешителен) или  проявляться в комплексе (например, расхрабриться – значит набраться  смелости и решиться на что-либо), все  же это разные волевые проявления.

Смелость (храбрость) – это  способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением [26].

В бытовом сознании возникновение  страха принимается за трусливость. На самом деле страх – это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому  среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять  своими действиями и поведением с  трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации [19].

Непонимание опасности не свидетельствует о смелости человека: если страх не возникает, то человеку и преодолевать его не надо.

Как показали Е. П. Ильин и Н.Д.Скрябин, - с определенным комплексом типологических особенностей нервной системы. Смелый, но не достаточно выдержанный человек, вероятно, не всегда сможет преодолевать испуг. Храбрость обеспечивает более высокую надежность человека в экстремальной ситуации [13].

Целеустремленность –  это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости  от удаленности цели по времени и  характера затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется  в таких волевых качествах, как  терпеливость, упорство и настойчивость.

Терпеливость – это  однократное длительное противодействие  неблагоприятным факторам, в основном физиологическим (утомлению, гипоксии (недостатку кислорода), голоду, жажде, боли), препятствующим достижению цели в данный отрезок времени [26].

Е. П. Ильина под терпеливостью  понимает "способность поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия напряженность (интенсивность) работы на заданном уровне при возникновении внутренних условий, препятствующих этому (например, при утомлении, недостатке кислорода и т. п.) [13].

Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно связано со стремлением во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда ученик пытается решить трудную задачу, не поддающуюся с первого раза решению [26].

Негативным проявлением  упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам, и поэтому требования и просьбы при упрямстве носят нередко формальный характер. Подчас человек упрямствует в своем решении только потому, что решение исходит от него и отказ от этого решения может, как ему кажется, подорвать его авторитет. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют грубое обращение, игнорирование их существенных потребностей или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Проявление упрямства в деятельности может явиться следствием стремления к самоутверждению, хотя со стороны может расцениваться как бесцельная трата времени и сил – ведь все равно ничего не получится.

Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой установки (инерционной доминанты). Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека. Не случайно еще У. Макдауголл считал настойчивость одним из объективных качеств целенаправленного поведения. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства [30].

     Морально-волевые качества.

В реальной жизни волевое  поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными  установками. Поэтому при характеристике волевого поведения используются понятия, отражающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность.

Они могут иметь разные мотивы и оттенки. Одно дело, например, героизм, проявляемый в безвыходной  ситуации. Другое дело – героизм, проявленный  без принуждения, как самопожертвование. По этому поводу писатель Борис Агапов писал: «Мне не очень нравится героизм, по поводу которого можно спросить: «Слава героям, но кто виноват?»[3] Русские ученые, ища способы борьбы с чумой, прививали себе эту страшную болезнь и лечили ее найденными методами. Некоторые умирали. Это был героизм не вынужденный из-за катастрофы, а решенный добровольно, после размышлений, то есть свободный от анестезии аффекта. Это есть истинно человеческий героизм, героизм самопожертвования».

Вот к такому героизму и  должны стремиться люди, если им приведется в своей жизни столкнуться  с аналогичными обстоятельствами.

Таким образом, изучение научной литературы показало, что, волевые качества рассматриваются в разных контекстах. Вместе с тем можно выделить два основных подхода к определению сущности этих понятий и к их исследованию. Первый из них рассматривает волю в контексте проблемы сознания, второй — в контексте проблемы мотивации. К волевым качествам относят решительность, смелость, упорство, выдержка, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность. И в рамках данной работы выдержка понимается, как устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. 

 

    1. Особенности развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

     Дошкольный возраст - возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Как отмечают В. С. Мухина, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за самим собой, - ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений [17].

Дошкольник начинает управлять  своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания  и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех  лет и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.

В.С. Мухина отмечает, что "сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с  действиями непреднамеренными, импульсивными" [17].

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот  или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять  указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать  свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять  собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение – это прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас [2].

На протяжении дошкольного детства  меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей  картине поведения. В старшем  дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного  возраста. Таким образом, для дошкольника  характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Развитие воли ребенка тесно  связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка  наиболее важными, ведет к тому, что  он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию  побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные  стороны:

1) развитие целенаправленности  действий;

2) установление взаимозависимости  между целью действий и их  мотивом;

3) возрастание регулирующей роли  речи в выполнении действий [17].

Целенаправленность, идущая изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинает складываться в раннем возрасте и проявляется больше в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка. В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У младших дошкольников успех или неудача еще не влияет существенно на преодоление трудности и длительность сохранения цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей 5-6 лет неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца [6].

По мнению психологов-практиков, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева  на протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера [23]. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью - непосредственным результатом действия - хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Особые требования к воле ребенка  предъявляют ситуации, в которых  сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор  между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой  одного из них.

Дошкольники в какой-то мере уже  могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями.

Возможности разумного выбора решения  существенно увеличиваются к  старшему дошкольному возрасту. Они  основываются на формирующемся у  детей соподчинении мотивов: решение  начинает определяться не более сильным  в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор [2].

В психологии принято положение, что  основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным взглянуть на себя как  бы со стороны, рассматривать себя и  свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать. Овладение речью происходит не сразу, а в несколько этапов. При этом речь развивается одновременно по нескольким линиям. Одна из главных среди них - это речь как средство саморегуляции [2].

Ядро психологической концепции  Л.С. Выготского составляет тезис: "С  помощью речи ребенок впервые  оказывается способным к овладению  собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения" [24].

Выполнение волевых действий в  детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу  приобретает в поведении ребенка  это регулирующее значение. Ребенок  овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы  управления поведением, которые к  нему в его опыте применяют взрослые.

Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка  начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними - образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника - ролевой игре, которая была названа Л. С. Выготским школой произвольного поведения [24]. В ряде исследований отечественных психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. В исследовании Л. И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности [6].

Информация о работе Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр