Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего школьников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.
Актуальность темы заключается в том, что современные дети почти всё своё свободное время посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...................3
ГЛАВА Ӏ. Теоретические основы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх……………………………6
1.1. Сущность понятия «воли», характеристика выдержки как волевого качества ….…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития выдержки у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….13
1.3. Цель, задачи и средства развития выдержки у старших дошкольников. Подвижная игра как средство развития выдержки детей старшего дошкольного возраста ………………….……………………………18
ГЛАВА ӀӀ. Исследование эффективности подвижных игр в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста …………………………...26
2.1. Оценка сформированности выдержки детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….……………26
2.2. Подвижные игры в развитии выдержки у детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................29
2.3. Анализ результатов исследования …………………………………...33
Заключение……………………………………………………………....…35
Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

оканчательная версия 2.docx

— 108.02 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Анализ результатов исследования

 Целью контрольного этапа эксперимента являлось выявление развитие выдержки детей после формирующего этапа эксперимента старших дошкольников посредством подвижных игр.

Задачи:

  1. провести повторную диагностику, направленную на развитие выдержки;
  2. сравнить результаты детей контрольной и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента.

Результаты проведенной  работы были выявлены в ходе наблюдения за поведением детей в процессе проведения подвижной игры, которая проводилась  на констатирующем этапе эксперимента, это игра «Волк и овцы».

Критерии эксперимента остались те же, что и на констатирующем этапе.

Результаты развития выдержки на контрольном этапе эксперимента представлены на гистограмме на рисунке 3.

Рисунок 3. Гистограмма выраженности показателей выдержки на контрольном этапе у детей старшего дошкольного возраста

Сравнительный анализ результатов  констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошло изменение количества детей для которых характерно не сформированность умения сдержанность эмоций, оно сократилось на 15% (с 54  % до 39  %). В то время как в контрольной группе -  на 6%  (с 60% до 54%). Они могут действовать по правилам игры, сдерживать собственные эмоции, проявлять стремление постоянно доводить начатое дело до конца, умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умеют продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

     Следовательно,  полученные в ходе эксперимента  результаты подтверждают эффективность  работы по развитию выдержки  детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Без волевых качеств и  твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес  для формирования волевых качеств  дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют  возможность ребенку проверить  и развить свои способности, включают его в соревнования с другими  учащимися. Участие дошкольников в  подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает выдержку, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.

Для того чтобы игра дошкольника  носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых  качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так  и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в  игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

В организованных нами играх  для дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован  материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный и др.).

Работа с детьми включала широкое использование подвижных  игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств учащихся как выдержка, ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Игры проводили на открытом воздухе на игровой площадке. Знакомили детей с новыми для них играми: "Волк и овцы", "Лиса на одной ноге", "Кто раньше дойдет до флажка?", "Пустое место" и другими.

    Я пришли к выводу, что игры оказывают влияние на развитие выдержки, самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

   1. Приказ МО РФ от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении введении в действие федеральные государственные требования в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 2. Абрамов, Г.С. Общая психология  [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов  / Г.С. Абрамов. – Москва:  Академический  проект, 2002. - 496 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. – 287 с.

 4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя/ Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

 5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателей д/с / З.М. Богуславская, Л.А. Соколова. – М.: «Просвещение» 1991. – 160 с.

 6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна. – М.: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

 7. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка[Текст]/ А. Валлон.- М.: Просвещение, 1967.- 195 с.

 8. Вильчковский, Э.С. Развивайте двигательные функции у детей [Текст]/ Э.С. Вильчковский. – К.: ТЦ Сфера, 1983.-205 с.

 9. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] : собр. соч. Т. 4. – М.: 1984. – 641 с.

10. Гельфан, Е.М. От игры к самовоспитанию[Текст]/ Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков. – М.: Педагогика, 1971. – 104 с.

 11. Глязер, С.В., Зимние игры и развлечения[Текст]/ С.В. Глязер. – М.: ФиС, 1972. – 324 с.

 12. Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студ. пед. ВУЗов/ М.Н. Жуков. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.

 13. Ильин, Е. П. Психология воли [Текст]/ Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

 14. Калугин, М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки [Текст]: пособие для родителей и педагогов /М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева.– Ярославль: "Академия развития", 2000. – 224 с.

15. Кенеман, А.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Кенеман, Хухлаева Д.В.  – М.: Просвещение, 1985.- 271с.

16. Лесгавт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1988. – 400 с.

17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //– 4-е изд. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 456 с.

18. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учебных заведений – 2-е изд./ Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

 19. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учебник для студентов выс. пед. учебных заведений - 3-е изд./  Р.С. Немов.  - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

20. Панкеев, И.А. Русские народные игры [Текст]/ И.А. Панкеев.–М.:Яуза,1998.–240с.

 21. Петров, В.М. Весенние праздники игры и забавы для детей [Текст]/ В.М. Петров, Г.И. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 144 с.

 22. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов/ И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 576 с.

23. Развитие личности ребёнка [Текст]/ Под ред. Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2003 – 640 с.

 24. Развитие личности ребёнка [Текст]/ Под ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272 с.

 25. Спиваковская, А.С. Игра – это серьёзно [Текст]/А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

 26. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое/ В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 1993. – 448с.

 27. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст]/ Э.Я. Степаненкова– М.: «Академия», 2006.–368 с.

 28. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. - 512с.

 29. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. - 304 с

  30.  Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М: НПО "Модек", 1995. - 416с.

31. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева// Детская психология: [сайт]. - М., - URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10340.php (22.11.12).

               32. http://www.elitarium.ru/2008/01/30/volja_na_sluzhbe_uspekha.html (15.10.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие волевых качеств (выдержки) у детей 5-6 лет посредством подвижных игр