Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

курсовая математика_1.doc

— 465.82 Кб (Скачать файл)

 

 

çàãîëîâîêМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Кафедра теории и методики

начального образования

 

 

Харитонова Вера Владимировна

Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Курсовая работа по педагогике студентки 3 курса по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»

 

 

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Чернякова Н.В.

 

 

г. Южно - Сахалинск

2011г.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7

1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7

1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11

1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15

1.4. Краткие выводы по главе I. 18

Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19

2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19

2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22

2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27

2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30

Заключение 35

Список литературы: 37

Приложения Ошибка! Закладка не определена.

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Ребенку жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще сохранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются. Их адекватность и активность значительно повышаются, предпринимаемые действия отличаются последовательностью и обдуманностью.

В современной методике проблема развития чувства времени трактуется неоднородно, она исследуется учеными практически во всех науках.

Проблему биологического времени впервые обозначил в середине прошлого столетия Карл Эрнест фон Бэр. В дальнейшем проблему биологического времени, а также механизм чувства времени разрабатывали И.И. Шмальгаузен, Т.А. Детлаф и др. В географии время исследовали А.Д. Арманд, В.А. Канке.

Проблема объективного и субъективного времени была предметом обсуждения в исследованиях П.Жане (он попытался рассмотреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности), Ш. Бюлер (она установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении жизненной активности в зависимости от возраста, предприняла попытку интегрировать биологическое и психологическое времена жизни в единой биографической системе координат), Ж. Пиаже,  К. Левина, М.М. Бахтина и др.[8]

Проблемой развития представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались Т.Д. Рихтерман, Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Л.М. Маневцова, Р. Л. Непомнящая, О.Е. Дрень, А.Ф. Яфальян и другие.

       Эта проблема остается актуальной и в наше время, от того насколько развиты представления о времени у детей зависит его дальнейшая жизнь, насколько легко он адаптируется к школе.

Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

    1. Знание временных эталонов. Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.
    2. Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей  в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за этот или иной отрезок.
    3. Развитие у детей оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

Параметры исследования:

Объект исследования: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: система работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную систему работы, направленную на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить эстетическое содержание, особенности проявления чувства времени как свойства и качества личности в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Разработать систему игр по развитию чувства времени для детей 5-7 лет.

3. Экспериментально проверить влияние разработанной системы игр на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: если процесс обучения рассматривается как целостная система,  включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты, это будет способствовать тому, что представления о времени у детей быстро совершенствуются, становятся боле систематичными,  осознанными.

Новизна исследования состоит в обосновании содержания понятия «чувство времени» как природосообразного свойства и эстетического качества личности, характеризующегося способностью личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.

Практическая значимость заключается в том, что материалами исследования могут воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений.

План исследовательской работы:

1.Констатирующий этап - (2010) заключался в поиске литературы по теме исследования, в подборе средств, методов и приемов работы по развитию временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста, в определении предмета, цели, гипотезы, задач исследования.

2. Формирующий этап - (2011) были определены критерии, показатели и уровни проявления чувства времени как качества личности, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

3. Заключительный этап - (2011) завершен формирующий и проведен контрольный эксперименты, сформулированы выводы и оформлена курсовая работа.

 

Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе

    1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе

 

Чувство времени - природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир. Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста, когда у ребенка ведущей сферой является игровая деятельность. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.

Поэтому, прежде чем определить теоретические основы чувства времени, остановимся на основных подходах к пониманию эмоций и чувств.

«Эмоции (потрясаю, волную) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»[3].

Значительный вклад в понимание эмоциональной сферы человека внесла информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности личности и оценкой, которая дает возможность ее удовлетворения. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова названа общим законом человеческих эмоций.

Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).

В житейском понимании часто эмоции называют чувствами. В действительности научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким либо объектам.

Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализации побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга.

Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку. Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением о некотором объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль, ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

«Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга»[22]

Процессуальную характеристику эстетических чувств дает А.Ф. Лобова.  Автор выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения явления, которое влияет на человека и вызывает эти чувства:

    • природосообразные (цвета, линии, пропорции, симметрии, ритма, динамики, темпа, пространства, времени),
    • социально значимые (мера, гармонии, тона, стиля, формы, грации, пластики, интонации, тембра)
    • духовно ценные (прекрасного, возвышенного, комического, безобразного, трагического, героического, низменного).

Чувство времени, как мы видим, включено в группу природосообразных чувств. Сензитивным периодом формирования природосообразных чувств, в том числе и чувства времени, является дошкольный возраст. Чувство времени - реальная оценка мира, способность к непосредственной правильной оценке времени. В мифологии Хронос - это бог времени, который управлял движением и гармонией мира, а чувство времени - «бог» внутреннего мира конкретной личности, оно синхронизирует все процессы.

Эстетическая хронологика неразделимо связана с пространством и ритмом, представляя собой логику космоса, природы и социума, где человек выступает мерой и частью универсального единства мира.

В эстетике темпоральная (временная) сущность и темпоральная форма целостного мира не тождественны представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетическая картина мира строится на принципиально иных основах, не тождественных простому линейному ряду. Эстетический образ вбирает в себя множество временных характеристик и сущностей. Но при этом чувство времени основано на способе сравнения одного момента с другим.

Александр Леонидович Чижевский приводит такой пример: если ударить по предмету, то слышится звук; если через несколько минут снова ударить по предмету, снова слышится звук. Пространство между этими звуками человек и называет «временем»: когда он слышит второй звук, первый остается в воображении разума, и это только информация, оставшаяся в памяти. Человек, сравнивая информацию в памяти с переживаемым на данный момент, получает чувство времени. По мнению Чижевского, не будь этого сравнения, не было бы и чувства времени (если человеку отказывает память, то мозг не способен делать такого рода выводы, следовательно, не возникнет и чувства времени).

Информация о работе Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста