Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 09:20, курсовая работа
Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37
çàãîëîâîêМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
Кафедра теории и методики
начального образования
Харитонова Вера Владимировна
Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа по педагогике студентки 3 курса по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Чернякова Н.В.
г. Южно - Сахалинск
2011г.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37
Приложения Ошибка! Закладка не определена.
Введение
Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
Ребенку жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще сохранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются. Их адекватность и активность значительно повышаются, предпринимаемые действия отличаются последовательностью и обдуманностью.
В современной методике проблема развития чувства времени трактуется неоднородно, она исследуется учеными практически во всех науках.
Проблему биологического времени впервые обозначил в середине прошлого столетия Карл Эрнест фон Бэр. В дальнейшем проблему биологического времени, а также механизм чувства времени разрабатывали И.И. Шмальгаузен, Т.А. Детлаф и др. В географии время исследовали А.Д. Арманд, В.А. Канке.
Проблема объективного и субъективного времени была предметом обсуждения в исследованиях П.Жане (он попытался рассмотреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности), Ш. Бюлер (она установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении жизненной активности в зависимости от возраста, предприняла попытку интегрировать биологическое и психологическое времена жизни в единой биографической системе координат), Ж. Пиаже, К. Левина, М.М. Бахтина и др.[8]
Проблемой развития представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались Т.Д. Рихтерман, Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Л.М. Маневцова, Р. Л. Непомнящая, О.Е. Дрень, А.Ф. Яфальян и другие.
Эта проблема остается актуальной и в наше время, от того насколько развиты представления о времени у детей зависит его дальнейшая жизнь, насколько легко он адаптируется к школе.
Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:
Параметры исследования:
Объект исследования: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную систему работы, направленную на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить эстетическое содержание, особенности проявления чувства времени как свойства и качества личности в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Разработать систему игр по развитию чувства времени для детей 5-7 лет.
3. Экспериментально проверить влияние разработанной системы игр на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если процесс обучения рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты, это будет способствовать тому, что представления о времени у детей быстро совершенствуются, становятся боле систематичными, осознанными.
Новизна исследования состоит в обосновании содержания понятия «чувство времени» как природосообразного свойства и эстетического качества личности, характеризующегося способностью личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.
Практическая значимость заключается в том, что материалами исследования могут воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений.
План исследовательской работы:
1.Констатирующий этап - (2010) заключался в поиске литературы по теме исследования, в подборе средств, методов и приемов работы по развитию временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста, в определении предмета, цели, гипотезы, задач исследования.
2. Формирующий этап - (2011) были определены критерии, показатели и уровни проявления чувства времени как качества личности, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Заключительный этап - (2011) завершен формирующий и проведен контрольный эксперименты, сформулированы выводы и оформлена курсовая работа.
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе
Чувство времени - природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир. Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста, когда у ребенка ведущей сферой является игровая деятельность. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.
Поэтому, прежде чем определить теоретические основы чувства времени, остановимся на основных подходах к пониманию эмоций и чувств.
«Эмоции (потрясаю, волную) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»[3].
Значительный вклад в понимание эмоциональной сферы человека внесла информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности личности и оценкой, которая дает возможность ее удовлетворения. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова названа общим законом человеческих эмоций.
Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).
В житейском понимании часто эмоции называют чувствами. В действительности научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким либо объектам.
Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализации побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга.
Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку. Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением о некотором объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям.
Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль, ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.
«Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга»[22]
Процессуальную характеристику эстетических чувств дает А.Ф. Лобова. Автор выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения явления, которое влияет на человека и вызывает эти чувства:
Чувство времени, как мы видим, включено в группу природосообразных чувств. Сензитивным периодом формирования природосообразных чувств, в том числе и чувства времени, является дошкольный возраст. Чувство времени - реальная оценка мира, способность к непосредственной правильной оценке времени. В мифологии Хронос - это бог времени, который управлял движением и гармонией мира, а чувство времени - «бог» внутреннего мира конкретной личности, оно синхронизирует все процессы.
Эстетическая хронологика неразделимо связана с пространством и ритмом, представляя собой логику космоса, природы и социума, где человек выступает мерой и частью универсального единства мира.
В эстетике темпоральная (временная) сущность и темпоральная форма целостного мира не тождественны представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетическая картина мира строится на принципиально иных основах, не тождественных простому линейному ряду. Эстетический образ вбирает в себя множество временных характеристик и сущностей. Но при этом чувство времени основано на способе сравнения одного момента с другим.
Александр Леонидович Чижевский приводит такой пример: если ударить по предмету, то слышится звук; если через несколько минут снова ударить по предмету, снова слышится звук. Пространство между этими звуками человек и называет «временем»: когда он слышит второй звук, первый остается в воображении разума, и это только информация, оставшаяся в памяти. Человек, сравнивая информацию в памяти с переживаемым на данный момент, получает чувство времени. По мнению Чижевского, не будь этого сравнения, не было бы и чувства времени (если человеку отказывает память, то мозг не способен делать такого рода выводы, следовательно, не возникнет и чувства времени).