Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 09:20, курсовая работа
Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37
Свою работу на формирующем этапе, мы начали с составления перспективных планов по работе с родителями и детьми (см. приложение №3, №4).
Первым этапом совместной деятельности детей, родителей, педагогов стало изготовление дидактического материала, пособий, игр. В группе оборудовали уголок занимательной математики, где ребята в любой момент могут свободно играть в любимые игры. Элементы занимательной математики использовались во время проведения занятий по математике, а также в свободной деятельности, на протяжении режимных моментов. Детям предлагалось много вопросов для рассуждения, в ходе решения которых они учились обосновывать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Ведущим видом детской деятельности была и остается игра, поэтому в основном вся работа с детьми проводилась в игровой форме.
Цель формирующего этапа эксперимента - разработка системы работы по развитию временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста. При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:
1. Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного);
2. Практически применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности.
Исходя из контрольной диагностики, и с целью проведения формирующей части исследования были подобраны дидактические игры и игры-упражнения по развитию временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы разделили все игры по принципу от простого к сложному.
Развитие чувства времени велось в трех направлениях:
Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени: линейности, цикличности, последовательности. (см. приложение № 5)
2) развитие психического времени
Цель: развивать умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего в деталях и развитии. (см. приложение № 6)
Цель: развивать умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях, выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета. (см. приложение № 7)
Конкретные сведения о временных представлениях дети получают не только на занятиях математики, но и на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и др. Проводились практические занятия, экскурсии с целью наблюдения за изменениями в природе, в жизни людей. С большим удовольствием ребята вместе с родителями приняли участие в конкурсах рисунков, поделок из природного материала, моделей часов «Будильник. Вчера, сегодня, завтра», а также:
Таким образом, формирующий
этап эксперимента представляет собой
организацию педагогической работы, где
осваивается в специально организованной
деятельности понятия о чувстве времени
как эстетическом феномене, его ценностном
смысле в жизнедеятельности ребенка, и
приобретается опыт руководствоваться
им в своей жизни.
Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами.
Первый этап педагогического исследования - повторное анкетирование родителей по вопросам развития временных представлений (чувства времени) у детей. После обработки анкет были получены следующие результаты:
№ вопроса |
Положительно ответило |
Отрицательно ответило |
1 |
90% |
10% |
2 |
85% |
15% |
3 |
75% |
25% |
4 |
85% |
15% |
5 |
100% |
------ |
6 |
75% |
25% |
7 |
100% |
--------- |
Исходя из результатов анкетирования, сделали вывод, что родители стали уделять больше внимания вопросам воспитания и развития своих детей.
В соответствии с планом была проведена повторная диагностика. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.
Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п.
Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие развитию знаний о времени.
При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.
Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках - задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев.
Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания - сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.
Количественные данные приведены в таблице:
Итоговый этап эксперимента
Группы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Уровни |
Физическое |
Психическое |
Художественное |
Физическое |
Психическое |
Художественное |
Спонтанный |
20%(4) |
20%(5) |
24%(5) |
44%(11) |
52%(13) |
40%(10) |
Ситуативный |
32%(8) |
36%(9) |
32%(8) |
36%(9) |
28%(7) |
40%(9) |
Константный |
48%(12) |
40%(10 |
44%(11) |
20%(4) |
20%(4) |
20%(4) |
Для подтверждения результатов проведенного исследования воспользуемся Т - критерием Вилкоксона для определения интенсивности сдвига в значении признака. Произошел ли сдвиг уровней развития временных представлений у старших дошкольников после проведения дидактических игр и игр-упражнений и является ли он статически значимым.
Были сформулированы гипотезы:
Н0 - интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития временных представлений не превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения;
Н1 - интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития временных представлений превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения;
№ п/п |
Испытуемые |
До |
После |
Разность |
Абсолютная разность |
Ранг |
1. |
Таня А. |
7 |
13 |
+6 |
6 |
16,5 |
2. |
Карина А. |
2 |
8 |
+6 |
6 |
16,5 |
3. |
Богдан М. |
13 |
17 |
+4 |
4 |
9,5 |
4. |
Максим З. |
8 |
10 |
+2 |
2 |
2 |
5. |
Максим К. |
10 |
15 |
+5 |
5 |
13 |
6. |
Есения К. |
2 |
12 |
+10 |
10 |
23 |
7. |
Виолетта С. |
1 |
8 |
+7 |
7 |
20,5 |
8. |
Олег М. |
10 |
14 |
+4 |
4 |
9,5 |
9. |
Варвара Н. |
12 |
12 |
0 |
0 |
0 |
10. |
Валерия О. |
12 |
6 |
-6 |
6 |
16,5 |
11. |
Дэнис О. |
4 |
7 |
+3 |
3 |
5 |
12. |
Ксения П. |
4 |
8 |
+4 |
4 |
9,5 |
13. |
Саша П. |
1 |
10 |
+9 |
9 |
22 |
14. |
Артем М. |
12 |
15 |
+3 |
3 |
5 |
15. |
Семен С. |
9 |
13 |
+4 |
4 |
9,5 |
16. |
Руслан С. |
14 |
18 |
+4 |
4 |
9,5 |
17. |
Ангелина Т. |
10 |
12 |
+2 |
2 |
2 |
18. |
Анна Х. |
1 |
8 |
+7 |
7 |
20,5 |
19. |
Паша Ч. |
1 |
7 |
+6 |
6 |
16,5 |
20. |
Ксения С. |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
21. |
Полина С. |
9 |
13 |
+4 |
4 |
9,5 |
22. |
Данил Ч. |
7 |
10 |
+3 |
3 |
5 |
23. |
Миша М. |
13 |
15 |
+2 |
2 |
2 |
24. |
Никита Ч. |
7 |
13 |
+6 |
6 |
16,5 |
«0» - нулевые сдвиги - 2
«+» - типичные сдвиги - 21
«-» - нетипичные - 1
Тэмп. (Ri ) - сумма рангов нетипичных сдвигов
Тэмп. = 16,5
Т0,05 = 83
Т0,01 = 62
Зона значимости |
Зона незначимости | |
16,5 |
62 |
83 |
Тэмп. |
Т0,01 |
Т0,05 |
Значения Тэмп. попадает в зону значимости, следовательно Н0 отклоняется.
Ответ: Так как Тэмп. < Ткритич., Н0 отклоняется, применяется Н1.
Вывод: формирующий этап прошел успешно, интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития временных представлений превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения.
Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности.
Заключение
Развитие у детей чувства времени - это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы - они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.
Наше исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные концепции о времени. Оно было посвящено проблеме развития временных представлений(чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно развить чувство времени если его рассматривать как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное время; при использовании дидактических игр и игр-упражнений в системе.