Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

курсовая математика_1.doc

— 465.82 Кб (Скачать файл)

 

Свою работу на формирующем этапе, мы начали с составления перспективных планов  по работе с родителями  и детьми (см. приложение №3, №4).

Первым этапом совместной деятельности детей, родителей, педагогов стало изготовление дидактического материала, пособий, игр. В группе оборудовали уголок занимательной математики, где ребята в любой момент могут свободно играть в любимые игры. Элементы занимательной математики использовались во время проведения занятий по математике, а также в свободной деятельности, на протяжении режимных моментов. Детям предлагалось много вопросов для рассуждения, в ходе решения которых они учились обосновывать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Ведущим видом детской деятельности была и остается игра, поэтому в основном вся работа с детьми проводилась в игровой форме.

     Цель формирующего этапа эксперимента - разработка системы работы по развитию временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного  возраста. При проведении  формирующего эксперимента решались следующие задачи:

1.  Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного);

2.  Практически применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности.

Исходя из контрольной диагностики, и с целью проведения формирующей части исследования были подобраны дидактические игры и игры-упражнения по развитию  временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы разделили все игры по принципу от простого к сложному.

Развитие чувства времени велось в трех направлениях:

  1. развитие физического времени

Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени: линейности, цикличности, последовательности. (см. приложение № 5)

2) развитие  психического  времени

Цель: развивать умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего в деталях и развитии. (см. приложение № 6)

  1. развитие  художественного  времени

Цель: развивать умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях, выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета. (см. приложение № 7)

Конкретные сведения о временных представлениях  дети получают не только на занятиях математики, но и на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и др. Проводились практические занятия, экскурсии с целью наблюдения за изменениями в природе, в жизни людей. С большим удовольствием ребята вместе с родителями приняли участие в конкурсах рисунков, поделок из природного материала, моделей часов «Будильник. Вчера, сегодня, завтра», а также:

  • ориентировали на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей среды, созданной в учреждении;
  • широко использовали специально подобранную детскую художественно - познавательную литературу, углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в окружающем мире;
  • совместную творческую деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от прочитанных литературных произведений и наблюдений

Таким образом, формирующий этап эксперимента представляет собой организацию педагогической работы, где осваивается в специально организованной деятельности понятия о чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей жизни.  

 

    1.  Итоги заключительного этапа исследования.

 

Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами.          

Первый этап педагогического исследования - повторное анкетирование родителей по вопросам развития  временных представлений (чувства времени) у детей. После обработки анкет были получены следующие результаты:

№ вопроса

Положительно ответило

Отрицательно ответило

1

90%

10%

2

85%

15%

3

75%

25%

4

85%

15%

5

100%

------

6

75%

25%

7

100%

---------


 

         Исходя из результатов анкетирования, сделали вывод, что родители  стали уделять больше внимания вопросам воспитания и развития своих детей.

В соответствии с планом была проведена повторная диагностика. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.

Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п.

Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие развитию знаний о времени. 

При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.

Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках - задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев.

Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания - сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.

Количественные данные приведены в таблице:

Итоговый этап эксперимента

 

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Физическое

Психическое

Художественное

Физическое

Психическое

Художественное

Спонтанный

20%(4)

20%(5)

24%(5)

44%(11)

52%(13)

40%(10)

Ситуативный

32%(8)

36%(9)

32%(8)

36%(9)

28%(7)

40%(9)

Константный

48%(12)

40%(10

44%(11)

20%(4)

20%(4)

20%(4)


 

Для подтверждения результатов проведенного исследования воспользуемся Т - критерием Вилкоксона для определения интенсивности сдвига в значении признака. Произошел ли сдвиг уровней развития временных представлений у старших дошкольников после проведения дидактических игр и игр-упражнений и является ли он статически значимым.

Были сформулированы гипотезы:

Н0 - интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития временных представлений не превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения;

Н1 - интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития временных представлений превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения;

 

п/п

Испытуемые

До

После

Разность

Абсолютная

разность

Ранг

1.

Таня А.

7

13

+6

6

16,5

2.

Карина А.

2

8

+6

6

16,5

3.

Богдан М.

13

17

+4

4

9,5

4.

Максим З.

8

10

+2

2

2

5.

Максим К.

10

15

+5

5

13

6.

Есения К.

2

12

+10

10

23

7.

Виолетта С.

1

8

+7

7

20,5

8.

Олег М.

10

14

+4

4

9,5

9.

Варвара Н.

12

12

0

0

0

10.

Валерия О.

12

6

-6

6

16,5

11.

Дэнис О.

4

7

+3

3

5

12.

Ксения П.

4

8

+4

4

9,5

13.

Саша П.

1

10

+9

9

22

14.

Артем М.

12

15

+3

3

5

15.

Семен С.

9

13

+4

4

9,5

16.

Руслан С.

14

18

+4

4

9,5

17.

Ангелина Т.

10

12

+2

2

2

18.

Анна Х.

1

8

+7

7

20,5

19.

Паша Ч.

1

7

+6

6

16,5

20.

Ксения С.

4

4

0

0

0

21.

Полина С.

9

13

+4

4

9,5

22.

Данил Ч.

7

10

+3

3

5

23.

Миша М.

13

15

+2

2

2

24.

Никита Ч.

7

13

+6

6

16,5


 

 

«0» - нулевые сдвиги - 2

«+» - типичные сдвиги - 21

«-» - нетипичные - 1

Тэмп. (Ri ) - сумма рангов нетипичных сдвигов

Тэмп. = 16,5

Т0,05 = 83

Т0,01 = 62

 

Зона значимости

 

Зона незначимости

16,5

62

83

Тэмп.

Т0,01

Т0,05


 

 

Значения Тэмп. попадает в зону значимости, следовательно Н0 отклоняется.

Ответ: Так как  Тэмп. <  Ткритич.,  Н0   отклоняется, применяется   Н1.

Вывод: формирующий этап прошел успешно, интенсивность сдвига в сторону повышения уровня развития временных представлений превышает интенсивность сдвига в сторону его ухудшения.

Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности.

 

 

 

Заключение

 

Развитие у детей чувства времени - это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы - они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.

Наше исследование развертывалось на основе анализа философских и психолого-педагогических исследований, который позволил нам выявить сложившиеся в науке различные концепции о времени. Оно было посвящено проблеме развития временных представлений(чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно развить чувство времени если его рассматривать как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное время; при использовании дидактических игр и игр-упражнений в системе.

Информация о работе Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста