Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

курсовая математика_1.doc

— 465.82 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования представления детей о времени изменялись от понимания его как предмета, изображающего цифры, к пониманию его как невидимого, текучего, к осознанию его ценности, наполненности предметным действием и потребностью использовать в качестве ориентира в деятельности.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Таким образом, гипотеза: если процесс обучения рассматривается как целостная система,  включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты, это будет способствовать тому, что представления о времени у детей быстро совершенствуются, становятся боле систематичными,  осознанными, подтвердилась полностью.

Организуя познавательную деятельность дошкольников с целью развития временных представлений (чувства времени) у детей, педагогам необходимо:

  1. Учитывать индивидуальные и психологические особенности детей.
  2. Оборудовать в группах уголки занимательной математики.
  3. Работать в тесном сотрудничестве с родителями.
  4. Использовать разнообразные формы, методы и приемы развития временных представлений у детей.
  5. Проводить работу по развитию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста в системе, последовательно, методически грамотно.

 

Список литературы:

 

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтина. - М.: Искусство, 1986. - 445с.

2. Буров А.И. Эстетическая сущность [Текст] / А.И. Буров. - М.: Психология, 1956 - 308 с.

3. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 1997. 424с.

4.  Изард К.Е. Эмоция человека [Текст] / К.Е. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980.- 440с.

5.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 176 с.

6.  Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку [Текст] / А.Ф. Лобова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.-156с.

7.  Лобова А.Ф. , Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально - игровой деятельности [Текст] / А.Ф. Лобова, О. Е. Дрень. Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников ДОУ/ Уральский государственный университет - Екатеринбург, 2003.- 156с.

8.  Москвин В.А. Попович В.В. Философски-психологические аспекты исследования категории времени // Вопросы психологии 2004. №5

9.   Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы психологии. 1997. №3.

10.  Муравьев В. Овладение временем. М., 1998.

11. Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №6.  
12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб., 2005.

13. Нурутдинова А.Р. Этико-эстетическое воспитание [Текст] / А.Р. Нурутдинова. Педагогика - 2006 - №10 - С. 87-93

14. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.

15.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. М.: Академический проект 1999 - 508 с.

16.  Рубинштейн С.Л. О восприятии времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4.

17.  Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 336с.

18.  Торошилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет [Текст] / Е.М. Торошилова Т.В. Морозова. - М.: Деловая книга - 2001 - 287 с.

19.  Тарабанова Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.

20.  Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1997.-188с.

21.   Феано. Хронос. М., 2003.

22.   Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / под ред. Н.А.Ветлугиной - М.: Просвещение - 1985 - 208 с.

23.  Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1978. - 304с.

24.   Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.

25.   Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно-методическое пособие. - Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - 99с.

 


Информация о работе Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста