Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития у детей временных представлений (чувства времени) в психолого-педагогической и методической литературе 7
1.1. Понятие «чувство времени» в психолого - педагогический литературе 7
1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста. 11
1.3. Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. 15
1.4. Краткие выводы по главе I. 18
Глава II . Реализация принципов и методов формирование временных представлений (чувства времени) дошкольников в практике работы детского сада. 19
2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 19
2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.3. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей. 27
2.4. Итоги заключительного этапа исследования. 30
Заключение 35
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

курсовая математика_1.doc

— 465.82 Кб (Скачать файл)

Уровни проявления чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

КОМПОНЕНТЫ

ПОКАЗАТЕЛИ

Физическое

1. Умение чувствовать временные отрезки, планировать свою деятельность на это время и заканчивать ее вовремя без контроля по часам.

2. Умение выделять цикличность во времени (дни, недели, месяцы, времена года, годы), определять их последовательность во времени.

3. Умение адекватно реагировать на физическое время.

Психическое

1.Умение свободно перемещаться в прошедшее время.  
2.Умение создавать образ будущего в деталях и в развитии.

3.Умение чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире.

Художественное

1. Умение выделять и характеризовать время в художественных произведениях.

2. Умение выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета.

3. Умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности.


 

При определении уровня эстетического развития А.Ф. Яфальян и  
О.Е. Дрень учитывали градацию уровней, предложенную А.Ф.Лобовой (неэстетический, предэстетический и собственно эстетический). С учетом особенностей исследуемого качества личности и возрастных особенностей детей дошкольного возраста они предложили иной подход к определению уровней, сохранили не количественные, а качественные характеристики уровней. К ним они относят спонтанный, ситуативный, константный уровни развития чувства времени.

Спонтанный уровень.

1. Физическое время. Не чувствует временные отрезки, не умеет выделять цикличность во времени; неадекватно реагирует на физическое время, постоянно теряет ориентацию во времени.

2. Психическое время. Не может свободно перемещаться в прошедшее время; не умеет создавать образ будущего в деталях и в развитии; не выделяет взаимосвязи ритма, пространства и времени.

3. Художественное время. Не выделяет и не характеризует время в художественных произведениях; не выявляет цикличность в эмоциональных переживаниях героев и спонтанно сопереживает им вне зависимости от развития сюжета; не может связать в процессе художественной деятельности ритм, время и пространство.

Ситуативный уровень.

1. Физическое время. Чувствует временные отрезки при неоднократном повторении, выделяет не все и не полностью временные циклы; неадекватно реагирует на физическое время, если эмоционально нестабилен.

2. Психическое время. С помощью педагога может перемещаться в прошедшее время; создает образ будущего фрагментарно; иногда улавливает в процессе деятельности единство ритма, пространства и времени.

3. Художественное время. Выделяет и характеризует время в художественных произведениях при помощи педагога; умеет выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и не сопереживает им в процесс е драматургического развития сюжета; при многократном включении в художественную деятельность находит единство ритма, времени и пространства.

Константный уровень.

1. Физическое время. Чувствует временные отрезки; умеет выделять цикличность во времени; адекватно реагирует на физическое время.

2. Психическое время. Может свободно перемещаться в прошедшее время; способен создавать образ будущего в деталях и в развитии; чувствует единство ритма, пространства и времени.

3. Художественное время. Выделяет и характеризует время в художественных произведениях; умеет выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев и сопереживать им в процессе развития сюжета; передает единство ритма, времени и пространства в художественной деятельности.

Каждому уровню соответствуют баллы: спонтанному уровню - 1балл; ситуативному уровню - 2 балла; константному уровню - 3 балла.

 

    1. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

 

Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 2  «Солнышко» в старшей группе. В исследовании приняло участие 24 детей и их родители. В группе созданы условия для развития умственных способностей детей - в наличии познавательный, экспериментальный, дидактический, речевой и другие. Также важное место занимает уголок занимательной математики, где ребята в любой момент могут поиграть в любимые игры математического содержания, имеют возможность пользоваться различными мерками, работать со счетным материалом. Проводится и  большая работа с родителями по развитию временных представлений через формирование элементарных математических представлений.

По ходу исследования было решено выявить мнение родителей. В  связи с этим было проведено анкетирование родителей.(см. прилож. №  1). Родителям было предложено ответить на 7 вопросов.

  Исходя из результатов анкетирования(см. прилож. № 2), сделали вывод, что родители уделяют развитию временных представлений недостаточно внимания.

В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями проявления чувства времени А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень была составлена система диагностических заданий по выявлению уровней развитости физического, психического и художественного чувства времени в процессе игровой деятельности детей.

Им предлагались задания в трех направлениях:

1) на выявление уровня восприятия у детей физического времени;

2) на выявление у них уровня развития психического времени;

3) на выявление уровня их отношения к художественному времени. I. Диагностика восприятия физического времени.

Перед проведением первого и второго заданий мы познакомили детей с приборами, которыми можно измерять время - механическими и песочными часами. Сначала дети смотрели, как в песочных часах пересыпается песок за 1 минуту. После этого было дано задание.

Задание 1. «Нарисуй картинку»

Детям предлагалось на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.

Задание 2. «Танец листьев»

Детям предлагается в течение одной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута. Дети выполняли движения свободно, не задумываясь, не чувствуя временных отрезков.

Задание 3. Игра «Всему свое время»

Детям было предложено встать в круг, а педагог поочередно каждому бросал мяч, задавая вопросы: «Когда люди спят?», «В какое время суток люди просыпаются?», «В какое время суток начинает темнеть?», «В какое время года холодно?», «Когда птицы улетают на юг?», «Когда начинается учебный год?», «В какой день начинается новый год?» и т.д.

 

II.  Диагностика  психического  времени.

Психические процессы постоянно изменяются, отслеживать их значительно сложнее, чем какие-либо иные умения детей, поэтому следующие диагностические задания проводились индивидуально.

Задание 1. «Путешествие в прошлое».

Ребенку предлагалось на машине времени переместиться в прошлое своей семьи, представляя развитие событий в зеркальном отражении, то есть рассказывать, используя прием обратного «прокручивания» времени.   
Задание 2. «Путешествие в будущее».

Способность создавать образ будущего в деталях и в развитии - одна из самых важных способностей в развитии чувства времени.  
Продолжая диагностику, мы использовали ту же машину времени. Она перемещала ребенка в будущее. Ему предлагалось рассказать о событиях жизни, которые его ожидают: это может быть ближайшее будущее («как я буду учиться в старших классах»), далекое будущее («когда я стану бабушкой») или будущее на другой планете («что я увижу на другой планете»).  
Задание 3. «Ветер».

Целью этого задания было выявление способности чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени. Детям предлагалось свободно разместиться в зале и по команде начать передвигаться в разных направлениях. Условия задания: передвигаться нужно так, чтобы не сталкиваться с другими детьми и не мешать им в передвижении.

III. Диагностика художественного времени.

Задание 1. Игра «Машина времени».

Это задание - игра позволяет определить умение детей характеризовать художественное время. Детям предлагается по знакомой сказке попутешествовать в машине времени.

Задание 2. «Что чувствует твой любимый герой».

Это задание направлено на выявление цикличности в эмоциональных переживаниях героев и умения сопереживать им в процессе драматургического построения сюжета. Детям предлагалось вспомнить любимую сказку или рассказ, в котором герой переживает по поводу каких-либо событий. При проведении этого задания дети выбирали сказки и рассказы знакомые в этом возрасте. Это «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал «мяу»?».

Задание. 3. «Щелкунчик и его друзья» или «Карнавал животных».

Это задание-сказка выявляет умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности. Детям предлагалось прослушать «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Педагог под музыку рассказывал о том, что Щелкунчик собрался на карнавал, а у него нет друзей, но он очень хочет устроить себе и другим праздник. Детям предлагалось придумать разнообразных героев, которые могли бы стать друзьями Щелкунчика. Условие было одно: все герои должны быть разные, и танцевать на балу они должны свой танец, который характеризует их характер, подвижность, особенности, величину. Педагогом давались примеры: черепаха медлительная и малоподвижная, воробей быстрый и легкий, слон тяжелый и неповоротливый, кошка мягкая и изящная и т.д.

 

Таблица выявления начального уровня констатирующего этапа эксперимента

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Физическое

Психическое

Художественное

Физическое

Психическое

Художественное

Спонтанный

52%(12)

52%(12)

52 %(12)

52%(12)

60% (14)

60 % (14)

Ситуативный

28% (7)

40%(10)

40% (10)

32% (8)

32 % (8)

36 % (9)

Константный

20 % (5)

8 % (2)

8 % (2)

12 % (4)

4 % (1)

4 % (1)


 

Все эти задания носят не только диагностический, но и развивающий характер. Уже после выполнения этих заданий у детей начинают проявляться те или иные умения, характеризующие чувство времени.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам обнаружить в целом ситуативный уровень развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Однако, мы выяснили, что у детей есть потребность и стремление познавать окружающий мир, найти свое место в нем. Дети понимают ценность времени, в котором они живут, которое принадлежит им, но с трудом понимают значимость прошлого опыта людей и того времени, в котором они жили. Им легче ориентироваться в реальном времени, чем в отраженном. Это объясняется тем, что практически освоенное время осознается детьми быстрее, чем интеллектуальным мыслительным способом. Однако наличие детей с константным уровнем проявления чувства времени, позволяют предположить, что у детей можно сформировать адекватные точные представления о разнообразных характеристиках времен и его ценности в жизнедеятельности людей. Но для этого в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия, разработана система игр, включающая дидактические, творческие игры и игры-упражнения.

 

 

    1. Внедрение в практику работы ДОУ системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития временных представлений (чувства времени) у детей.

Информация о работе Развитие временных представлений (чувства времени) у детей старшего дошкольного возраста