Развивающие педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

Содержание работы

1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
2. Проблема типологии педагогических технологий
3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
6. Критерии выбора педагогических технологий
7.Список рекомендуемой литературы

Файлы: 1 файл

Методы обучения и их классификация.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»

 

Кафедра педагогики

 

 

 

Реферат на тему

РАЗВИВАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 32 И ФМФ

Петрякова Анастасия

 

 

 

Тобольск,2011

Содержание

 

    1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"

    2. Проблема типологии педагогических технологий

    3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии

    4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении

    5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся

    6. Критерии выбора педагогических технологий

    7.Список рекомендуемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"

Понятие "педагогической технологии"

В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам  вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке  появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление  зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и  направления исследований в педагогике не являются случайностью.

     Понятие "педагогическая  технология" может рассматриваться  в трех аспектах:

  -  научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

 -   процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

  -  деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Критерии технологичности  педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

   - концептуальность;

  -  системность;

   - управляемость;

   - эффективность;

  -  воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную  концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных  целей.

     Системность  означает, что педагогическая технология  должна обладать всеми признаками  системы:

   - логикой процесса,

   - взаимосвязью его частей, целостностью.

 

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью  коррекции результатов.

     Эффективность,  указывает на то, что современные  педагогические технологии существуют  в конкурентных условиях и  должны быть эффективными по  результатам и оптимальными по  затратам, гарантировать достижение  определенного стандарта обучения.

     Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности  определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

    -концептуальная основа;

    -содержательный компонент обучения;

    -процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть  педагогической технологии - это научная  база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

     Содержательную  часть технологии составляют  цели - общие и конкретные, а также  содержание учебного материала. 

     Процессуальная  часть представлена системной  совокупностью следующих элементов:

   - организация учебного процесса;

   - методы и формы учебной деятельности учащихся;

  -  методы и формы работы преподавателя;

   - деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

   - диагностика учебного процесса.

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые  к ней

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия  на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических  принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие  положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  - принцип научности и доступности обучения;

   - принцип системности обучения и связи теории с практикой;

   - принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

   - принцип наглядности;

   - принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Методика и  технология

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и  постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

     В результате  педагогика накопила в своем  арсенале значительное число  эффективных методик. Однако проблемы  стабильности в обучении, а также  достижения каждым учеником высоких  результатов остаются и по сей день.

     Очевидно, что  совершенствование методик надо  продолжать, но процесс их накопления  и эмпирического (основанного  на практике) отбора должен быть  совмещен с выбором цели и  отработкой системы контроля  процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

     Поступательное  развитие педагогики открывает  большие возможности в поиске  новых средств, форм и методов  обучения и воспитания. В педагогике  постоянно появляются новые подходы  и взгляды на организацию процесса  обучения и воспитания. Это наука  - реагируя на все изменения  социальных условий и требований, она создает все новые и  новые подходы и формы.

     Сегодня каждый  педагог ищет наиболее эффективные  пути усовершенствования учебного  процесса, повышения заинтересованности  учеников и роста успеваемости  учащихся. В связи с этим стремлением  педагогов повышать качество  обучения все настойчивее звучит  призыв к переходу с отдельных  методик на педагогические технологии.

     По сравнению  с обучением, построенным на  основе методики, технология обучения  имеет серьезные преимущества.

    Основой технологии  служит четкое определение конечной  цели. В традиционной педагогике  проблема целей не является  ведущей, степень достижения определяется  неточно, "на глазок". В технологии  цель рассматривается как центральный  компонент, что и позволяет  определять степень ее достижения  более точно.

    Технология, в  которой цель (конечная и промежуточная)  определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

    Технология позволяет  свести к минимуму ситуации, когда  педагог поставлен перед выбором  и вынужден переходить к педагогическим  экспромтам в поиске приемлемого  варианта.

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и  виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет  к более высокой стабильности успехов практически любого числа  учащихся.

Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и учащихся.

     В педагогической  литературе нет единого мнения  относительно роли и определения  понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

     В истории  дидактики сложились различные  классификации методов обучения, наиболее распространенными из  которых являются:

    по внешним  признакам деятельности преподавателя  и учащихся:

       - лекция;

       - беседа;

       - рассказ;

       - инструктаж;

       - демонстрация;

       - упражнения;

       - решение задач;

       - работа с книгой;

    по источнику  получения знаний:

       - словесные;

       наглядные:

        - демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

         - использование технических средств;

          - просмотр кино- и телепрограмм;

        практические:

          - практические задания;

           - тренинги;

           - деловые игры;

           - анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

    по степени  активности познавательной деятельности  учащихся:

       - объяснительный;

       - иллюстративный;

       - проблемный;

       - частичнопоисковый;

       - исследовательский;

    по логичности  подхода:

       - индуктивный;

       - дедуктивный;

       - аналитический;

       - синтетический.

Близко к этой классификации  примыкает классификация методов  обучения, составленная по критерию степени  самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

   - объяснительно-иллюстративный метод;

   - репродуктивный метод;

   - метод проблемного изложения;

   - частичнопоисковый, или эвристический, метод;

   - исследовательский метод.

В каждом из последующих  методов степень активности и  самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

     Объяснительно-иллюстративный  метод обучения - метод, при котором  учащиеся получают знания на  лекции, из учебной или методической  литературы, через экранное пособие  в "готовом" виде. Воспринимая  и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках  репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод  находит самое широкое применение  для передачи большого массива  информации.

     Репродуктивный  метод обучения - метод, где применение  изученного осуществляется на  основе образца или правила.  Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

     Метод проблемного  изложения в обучении - метод,  при котором, используя самые  различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать  материал, ставит проблему, формулирует  познавательную задачу, а затем,  раскрывая систему доказательств,  сравнивая точки зрения, различные  подходы, показывает способ решения  поставленной задачи. Студенты как  бы становятся свидетелями и  соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем  такой подход широко используется.

     Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Информация о работе Развивающие педагогические технологии