Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, реферат
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
2. Проблема типологии педагогических технологий
3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
6. Критерии выбора педагогических технологий
7.Список рекомендуемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА»
Кафедра педагогики
Реферат на тему
РАЗВИВАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила:
Студентка 32 И ФМФ
Петрякова Анастасия
Тобольск,2011
Содержание
1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
2. Проблема типологии педагогических технологий
3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
6. Критерии выбора педагогических технологий
7.Список рекомендуемой литературы
Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
Понятие "педагогической технологии"
В педагогической и психологической
литературе часто встречается понятие
"технология", пришедшее к нам
вместе с развитием компьютерной
техники и внедрением новых компьютерных
технологий. В педагогической науке
появилось специальное
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
- научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
- деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Концептуальность
Системность
означает, что педагогическая технология
должна обладать всеми
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность,
указывает на то, что современные
педагогические технологии
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
-концептуальная основа;
-содержательный компонент обучения;
-процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную
часть технологии составляют
цели - общие и конкретные, а также
содержание учебного материала.
Процессуальная
часть представлена системной
совокупностью следующих
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- методы и формы работы преподавателя;
- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация
этого процесса (педагогической технологии)
зависит от требований ведущих дидактических
принципов. Дидактические принципы,
или принципы обучения - это руководящие
положения, принципиальные закономерности,
которые направляют деятельность преподавателя,
помогают определить содержание обучения,
методы и формы обучения. К основным
дидактическим принципам
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип системности обучения и связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
- принцип наглядности;
- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
Методика и технология
Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
В результате
педагогика накопила в своем
арсенале значительное число
эффективных методик. Однако
Очевидно, что
совершенствование методик
Поступательное
развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске
новых средств, форм и методов
обучения и воспитания. В педагогике
постоянно появляются новые
Сегодня каждый
педагог ищет наиболее
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
Основой технологии
служит четкое определение
Технология, в
которой цель (конечная и промежуточная)
определена очень точно (
Технология позволяет
свести к минимуму ситуации, когда
педагог поставлен перед
В отличие от ранее использовавшихся
методических поурочных разработок,
ориентированных на учителя и
виды его деятельности, технология
предлагает проект учебного процесса,
определяющего структуру и
Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В педагогической
литературе нет единого мнения
относительно роли и
В истории
дидактики сложились различные
классификации методов
по внешним
признакам деятельности
- лекция;
- беседа;
- рассказ;
- инструктаж;
- демонстрация;
- упражнения;
- решение задач;
- работа с книгой;
по источнику получения знаний:
- словесные;
наглядные:
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
- использование технических средств;
- просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
- практические задания;
- тренинги;
- деловые игры;
- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени
активности познавательной
- объяснительный;
- иллюстративный;
- проблемный;
- частичнопоисковый;
- исследовательский;
по логичности подхода:
- индуктивный;
- дедуктивный;
- аналитический;
- синтетический.
Близко к этой классификации
примыкает классификация
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частичнопоисковый, или эвристический, метод;
- исследовательский метод.
В каждом из последующих
методов степень активности и
самостоятельности в
Объяснительно-иллюстративный
метод обучения - метод, при котором
учащиеся получают знания на
лекции, из учебной или методической
литературы, через экранное пособие
в "готовом" виде. Воспринимая
и осмысливая факты, оценки, выводы,
студенты остаются в рамках
репродуктивного (
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного
изложения в обучении - метод,
при котором, используя самые
различные источники и
Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.