Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, реферат
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
2. Проблема типологии педагогических технологий
3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
6. Критерии выбора педагогических технологий
7.Список рекомендуемой литературы
Исследовательский
метод обучения - метод, в котором
после анализа материала,
Приемы и средства обучения
В процессе обучения метод
выступает как упорядоченный
способ взаимосвязанной деятельности
педагога и учащихся по достижению
определенных учебно-воспитательных целей,
как способ организации учебно-
Педагогические
средства далеко не сразу
- учебно-лабораторное оборудование;
- учебно-производственное оборудование;
- дидактическая техника;
- учебно-наглядные пособия;
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
- компьютерные классы;
- организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая
форма) - это устойчивая завершенная
организация педагогического
- простые;
- составные;
- комплексные.
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
- беседа;
- экскурсия;
- викторина;
- зачет;
- экзамен;
- лекция;
- консультация;
- диспут;
- культпоход;
- "бой эрудитов";
- шахматный турнир;
- концерт и т.п.
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
- урок;
- конкурс профмастерства;
- праздничный вечер;
- трудовой десант;
- конференция;
- КВН.
Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.
Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:
- дни открытых дверей;
- дни, посвященные выбранной профессии;
- дни защиты детей;
- недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
формами организации обучения являются:
- урок,
- лекция,
- семинар,
- зачет,
- консультация,
- практика и пр.;
формы учебной деятельности учащегося (виды);
формы организации текущей учебной работы класса, группы.
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Основные формы педагогического общения
На сегодняшний день основными
формами педагогического
- монолог;
- диалог;
- дискуссия;
- полилог.
Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
Диалог предполагает
свободное владение речью,
В диалогических
отношениях существуют две
- внутренний;
- внешний.
Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При создании
условий для внутреннего
- выбор решения из альтернатив;
- разрешение проблемных ситуаций;
- поиск суждений относительно определенного факта или явления;
- решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
- выдвижение гипотез и предположений.
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
- вопросительный образ общения;
- обмен мнениями, идеями, позициями;
- дискуссии;
- коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
- полифункциональный анализ идей и гипотез;
- творческие мастерские.
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
- противоречивость;
- возможность оценки;
- вопросительность;
- возможность выразить свою точку зрения.
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Дискуссия
в педагогическом процессе - это
обмен мнениями по вопросам
в соответствии с более или
менее определенными правилами
проведения и с участием всех
или только некоторых
Групповая
дискуссия заключается в
В групповой
дискуссии принимает участие
от 3 до 8 членов, не считая председателя.
Её вариант - диалог - включает
только двух участников. Участники
должны быть хорошо
Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Способы обучения
Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К способам обучения можно отнести:
- индивидуальное обучение;
- индивидуально-групповой способ;
- групповой способ;
- коллективный способ.
Первым способом обучения
было индивидуальное обучение. Суть его
заключалась в том, что обучаемые
общались с учителем один на один и
выполняли все задания
Вслед за
индивидуальным обучением
Уже к концу
XVI - началу XVII века как индивидуальный,
так и индивидуально-групповой
способ обучения не отвечали
потребностям общества. Быстрое
развитие производства и
Теоретическую
разработку классно-урочной
Для этой
формы обучения характерны
объединение в
классы учащихся одинакового
уровня подготовки (распределение
учащихся в классы по
- постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
- работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
- обязательность занятий для всех;
- основной единицей занятий является урок;
- наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.
Несмотря на широкое признание в мире, классно-урочная форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие:
- ограниченное количество обучаемых;
- ориентированность в основном на среднего ученика;
- высокая трудность обучения для слабого;
- торможение развития более сильного учащегося;
- невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.
В начале нашего столетия в
России появился еще один способ обучения,
который впоследствии был назван
коллективным способом обучения. Основой
новой формы явилась методика
работы учащихся друг с другом. В
ходе обучения учащиеся учили друг
друга в парах в процессе так
называемого организованного
Полностью
на коллективный способ
Системы обучения
В настоящее время формы организации группового обучения часто называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное. Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находящиеся в отношениях и связях друг с другом. Поэтому, если подходить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обучения, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Однако в силу того, что термин "система" широко используется педагогической литературой, мы также будем его использовать.