Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, реферат
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
2. Проблема типологии педагогических технологий
3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
6. Критерии выбора педагогических технологий
7.Список рекомендуемой литературы
Таким образом, в настоящее время выделяют:
формы деятельности учащихся:
- индивидуальная,
- групповая,
- коллективная (фронтальная);
индивидуализированные формы учебной деятельности:
- консультация,
- зачет,
- экзамен;
формы взаимодействия:
- субботник,
- групповые соревнования,
- смотры,
- диспуты;
кооперативные формы, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися:
- игры,
- хозрасчетный кооперативный труд,
- сборы и т.п.
Проблемы для обсуждения:
1. Понятие педагогической технологии.
2. Понятие методов обучения, их возможные классификации.
3. Приемы и средства обучения.
4. Понятие педагогической
формы. Соотношение форм и
5. Системы обучения.
13.2. Проблема типологии педагогических технологий
Понятие педагогической технологии
Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса педагогической технологии, следует отметить, что:
- некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и искусством;
- другие авторы связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования;
- известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения;
- в самом общем виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения.
В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность учителя, которая должна строиться на научных принципах.
Создавшееся
положение в науке не помогает
практике. В реальности мы имеем
технологии в виде методик
преподавания, слабость которых
состоит в одностороннем - предметном
обосновании, при этом
Еще одно
негативное последствие
Технология
обучения отражает теорию
Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
Современные технологические
модели обучения выражают основные методологические
принципы построения обучения - методологию
гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного
проекта организации обучения. До
недавнего времени педагогика располагала
только технологическими указаниями.
Введение гуманистических технологий
относится к 60-м годам XX века в
связи с реформированием
Многие технологии
обучения продолжают
Ряд технологий
касается отдельных сторон
Итак, проблема
типологии педагогических
Исследование этой проблемы связано, прежде всего, с определением понятия и методологической сущности технологии обучения.
Проблемы для обсуждения:
1. Научный статус понятия "педагогическая технология".
2. Соотношение технологии и предметных методик.
3. Основные недостатки
современных педагогических
Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
Сущность проблемно-поисковых технологий обучения
Главная задача современного
образования видится в
- новых объектов;
- новых знаний;
- новых проблем;
- новых методов их решения.
В связи с этим проблемное
обучение как творческий процесс
представляется как решение нестандартных
научно-учебных задач
Суть проблемной
интерпретации учебного
Принципиально
важен тот факт, что новые знания
даются не для сведений, а для
решения проблемы или проблем.
При традиционной
Если человека
постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом
виде, можно и притупить его
природные творческие
Психологический
механизм происходящих
- выдвижение гипотез;
- обоснование гипотез;
- проверка гипотез.
И человек либо самостоятельно
осуществляет мыслительный поиск открытия
неизвестного, либо с помощью преподавателя.
Активизации творческого
Важнейшей
чертой содержательного
Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия успешной их реализации
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
- необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
- развитие профессионального проблемного мышления - в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.
Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме - вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий - один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от "уровня проблемности", который определяется двумя следующими факторами:
- степенью сложности проблемы - выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной проблемы;
- долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.
Основные формы проблемного обучения
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
проблемное
изложение учебного материала
в монологическом режиме
- частичнопоисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные "косвенные подсказки" и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частичнопоисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии;
- самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, НИРС) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня - творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных "знаний-трансформаций".
Сущность коммуникативных технологий обучения
Альтернативным проблемно-
Сущность коммуникативных
технологий состоит в
Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности:
- смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и др. сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений;
- отказ от авторитарной педагогики;
- приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта;