Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:52, реферат
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
2. Проблема типологии педагогических технологий
3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
6. Критерии выбора педагогических технологий
7.Список рекомендуемой литературы
- дифференциация учебной деятельности; индивидуализация;
- вера в учащегося, его силы, возможности;
- обеспечение успешности в обучении и воспитании;
- исключение экстерната, так как это не обеспечивает духовных встреч с учителем;
- исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Коммуникативные педагогические
технологии развиваются в рамках
педагогики сотрудничества, которая
провозглашает следующие
- человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе;
- активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;
- идея деятельного становления призвания человека.
Изменилась структура
образовательного процесса в новой
модели образования. Если структура
традиционного образования
предмет - учитель - воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник - призвание - предмет - урок - воспитанник.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность и педагогические цели проблемного обучения.
2. Формы проблемного обучения.
3. Сущность коммуникативных технологий.
4. Основные принципы
Имитационное
моделирование и игровые
Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование
На сегодняшний день в педагогике наряду с другими технологиями широко используется в учебном процессе:
анализ реальных
производственных ситуаций, с которыми
учащийся столкнется в своей
будущей профессиональной
имитационное моделирование.
Применение в учебном
процессе анализа реальных производственных
ситуаций, с которыми учащийся столкнется
в своей будущей
Имитационное
моделирование как
Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике
Игровые технологии широко применяются при проектировании технологий образования взрослых. Обучение взрослых может быть эффективным при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образов, сколько процессом управления развитием личности. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предметом своей деятельности содержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой деятельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности.
Концептуальными основами игровых технологий являются:
психологические
механизмы игровой
игра - форма психогенного
поведения, т.е. внутренне
игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок;
игра - свобода
личности в воображении, "иллюзорная
реализация нереализуемых
в возрастной
периодизации особая роль
Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях
Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:
деловые;
организационно-деятельностные;
инновационные игры.
Деловая игра (ДИ) представляет
собой форму воссоздания
С помощью
знаковых средств (язык, речь, графики,
таблицы, документы) в деловой
игре воспроизводится
Деловая игра
воссоздает предметный
В деловой
игре обучающийся выполняет
Моделируя
или имитируя условия и
В процессе игры осваиваются:
нормы профессиональных действий;
нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.
При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В "классическом"
варианте ОДИ применяются в
качестве инструмента
Процедуры
игр синхронизируют и
Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов, сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области методологии, т.е. в проблемной организации поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.
Игра строится
на широком проблемном поле, контуры
которого приблизительно
Возможность
эффективного решения
Применение
инновационных игр в
Цели профессионального
и социального обучения могут
быть достигнуты, если учащиеся
овладеют разнообразными
Проблемы для обсуждения:
1. Анализ производственных
ситуаций как технология
2. Имитационное моделирование как технология обучения.
3. Инновационные игры и их применение в педагогике.
4. Применение деловых игр в педагогике.
5. Организационно-деятельностные игры и их применение в педагогике.
Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
Проблема взаимосвязи творческой деятельности педагога с рефлексией рассматривается во многих педагогических исследованиях.
Особенности
творческого мышления в
построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;
переживание, припоминание;
решение проблем.
Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.