Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования. Нарушения речи у детей, их классификация и виды.
Предмет исследования. Направления и содержание логопедической помощи ребенку в онтогенезе его развития.
Цель исследования. Изучить дисонтогенез речевой деятельности и речевые нарушения в качественно новом ключе, опираясь на достижения современной педагогической и психологической мысли, медицины и др. наук. Изучить теоретический аспект проблемы оказания логопедической помощи детям.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…...
Глава I. Дисонтогенез речевой деятельности. Речевые нарушения
. Понятие речевого нарушения.
1.2. Характеристика речи с позиций психолингвистики
1.3 Классификация речевых нарушений
1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Глава II. Структура речевого дефекта.
2.1 Понятие структуры речевого дефекта
2.2 Концепция внутренней картины речевого дефекта
2.3 Система логопедической помощи.
2.4. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Заключение…………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 149.93 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность 050716.65– «Специальная психология»

на тему:  "Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта."

 

студента                                                 Михайловой Александры Геннадьевны

                                                             (Ф.И.О.)

выполнила________________                                    Михайлова А.Г.

                    (подпись)

Научный руководитель

работы___________________                     к.п.н., доц. Хижняк Л.А.

        (подпись)                                             (учёная степень, звание, ФИО)

 

 

Допустить к защите

И.о.заведующий кафедры___________   к.п.н., доц. Хижняк Л.А.          (подпись)         (учёная степень, звание, ФИО)

 

 

Москва 2014 год

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...

Глава I. Дисонтогенез речевой деятельности. Речевые нарушения

    1. . Понятие речевого нарушения.

1.2.  Характеристика речи  с позиций психолингвистики

1.3  Классификация речевых  нарушений

1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

Глава II. Структура речевого дефекта.

2.1   Понятие структуры  речевого дефекта

2.2  Концепция внутренней картины речевого дефекта

2.3   Система логопедической помощи.

2.4. Основные задачи обучения  и воспитания детей с нарушениями  речи

                                                      

Заключение…………………………………………………………………...........

Список литературы…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность  проблемы исследования. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: "Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта". Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. 
Часто данная проблема возникает уже с самого рождения. 
Доля рождения здоровых новорожденных в течение последних нескольких лет снизилась с 43% до 37%. Сегодня около 70% новорожденных имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (Волосовец Т.В.), что является одним из основополагающих факторов возникновения сложнейших нарушений речи. Если выявить вероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу в сензитивный период формирования высшей психической функции, это даст возможность использовать все преимущества сензитивности и, следовательно, предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Так же научные эксперименты показали, что грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе  возрастного развития. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего вмешательства сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и их отношений со взрослыми, а также об использовании сензитивных периодов для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Значительным вкладом в осознание необходимости ранней помощи детям также стали зарубежные научные исследования таких ученых, как Р. Болби, Д. Винник, М. Айнсворг (60-80-е годы). 
К числу современных публикаций по проблемам оказания логопедической помощи относятся статьи на основе исследований О.Е. Громовой, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковой, Е.Ф. Архиповой, Н.М. Аксариной, В.А. Петровой, А. Арушановой. Выше перечисленные авторы описывают как методы диагностики, так и направления коррекционно-развивающего воздействия.

Проблема исследования  заключается в том, речевые нарушения изучены в специальной (коррекционной) педагогике разрозненно и несистематизированно. Фундаментальные научные исследования по этой проблематике проводились еще в советский период развития специальной педагогики и психологии.

Объект исследования. Нарушения речи у детей, их классификация и виды.

Предмет исследования. Направления и содержание логопедической помощи ребенку в онтогенезе его развития.

Цель исследования. Изучить дисонтогенез речевой деятельности и речевые нарушения в качественно новом ключе, опираясь на достижения   современной педагогической и психологической мысли, медицины и др. наук. Изучить теоретический аспект проблемы оказания логопедической помощи детям.

Задачи исследования:

 1. Определить основные понятия исследования (логопедическая помощь, речевые нарушения, структура речевого дефекта, онтогенез, дизонтогенез, логопсихология).

2. Исследовать онтогенез  речевой деятельности и выявить  особенности речевого развития  детей дошкольного и школьного  возраста. 
3. Изучить проявления речевого дизонтогенеза в  дошкольном и школьном возрасте.

4. Рассмотреть основные  направления и содержание логопедической  работы с детьми  дошкольного  и школьного возраста.

Основные понятия исследования:

Онтогенез речевой деятельности— постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение речи от менее к более совершенному ее строению и функционированию речевого аппарата. Собственно онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти.

 Дизонтогенез речевой деятельности — это нарушение развития речи на каком-либо этапе ее онтогенеза. Собственно дизонтогенез  - нарушение онтогенеза (индивидуального развития организма); термин чаще употребляется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту.

Нарушение речи – это вид дисонтогенеза, отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи.

Структура речевого дефекта - совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos - слово и paideia - воспитание).

Логопедическая помощь  - вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения.

Логопсихология - часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера.

Глава I . Речевые нарушения.

Дисонтогенез речевой деятельности. Понятие речевого нарушения

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. 
Развитие речи детей начинается с самых первых дней. Философы трактуют термин «развитие» (онтогенез) как существенное, необходимое движение, изменение во времени. 

Онтогенез речевой деятельности — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение речи от менее к более совершенному ее строению и функционированию речевого аппарата. Собственно онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза четко вычленяются определенные фазы — пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.

Индивидуальное развитие подчиняется общей закономерности — оно находится под влиянием двух главных взаимодействующих факторов — внутреннего (наследственная программа) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются различной эффективностью влияния и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.

 Онтогенез должен  по своей сути  включать не  только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более  часто об онтогенезе говорят  по отношению к детскому возрасту. 

Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа. Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности.

 

 

Дизонтогенез речевой деятельности — то нарушение развития речи на каком-либо этапе ее онтогенеза. Собственно дизонтогенез  - нарушение онтогенеза (индивидуального развития организма); термин чаще употребляется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту. Впервые термин «дизонтогенез» был предложен в 1927 г. Швальбе.  Первоначально под термином «дизонтогенез» понималось отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.  Впоследствии термин приобрел более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный тем сроком развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Различают пренатальный и постнатальный дизонтогенез. Если пренатальный дизонтогенез становится ведущим  моментом психического развития, то дизонтогенез постнатального периода  характеризуется появлением и различным сочетанием симптомов и синдромов, преимущественно пограничного нервно-психического реагирования.

 

В последние десятилетия в понятие «постнатальный дизонтогенез» стали включать более легкие формы нарушений психического развития (психического дизонтогенеза), не только структурные, но и функциональные, связанные с расстройствами созревания структур и функций головного мозга. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специальной педагогике и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся прежде всего на индивидуальный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии. Это широко распространившиеся, но очень неопределенные термины: «дети группы риска», «дети с особыми нуждами», «дети со специфическими образовательными потребностями», «плохо адаптирующиеся дети», «дети, имеющие особые права и начинающий использоваться в отечественных официальных документах термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, как в отечественных, так и международных документах, направленных прежде всего на создание равных возможностей для развития и образования детей с различными отклонениями, используется термин «инвалиды». Дизонтогенез может касаться любых органов и систем, организма и личности в целом.

Нарушение речи – это вид дисонтогенеза, отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи. Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Информация о работе Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта