Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования. Нарушения речи у детей, их классификация и виды.
Предмет исследования. Направления и содержание логопедической помощи ребенку в онтогенезе его развития.
Цель исследования. Изучить дисонтогенез речевой деятельности и речевые нарушения в качественно новом ключе, опираясь на достижения современной педагогической и психологической мысли, медицины и др. наук. Изучить теоретический аспект проблемы оказания логопедической помощи детям.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…...
Глава I. Дисонтогенез речевой деятельности. Речевые нарушения
. Понятие речевого нарушения.
1.2. Характеристика речи с позиций психолингвистики
1.3 Классификация речевых нарушений
1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Глава II. Структура речевого дефекта.
2.1 Понятие структуры речевого дефекта
2.2 Концепция внутренней картины речевого дефекта
2.3 Система логопедической помощи.
2.4. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Заключение…………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 149.93 Кб (Скачать файл)

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также впервые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).

 

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos - слово и paideia - воспитание).

Цель логопедии - изучение характера и течения различных нарушений речи, профилактика речевых нарушений и создание методов их предупреждения.

Логопедия как самостоятельная наука в системе педагогики складывалась не сразу. У истоков ее стоят два течения: сурдопедагогика и медицина. Впервые вопросы коррекции недостатков речи находят свое отражение в ранних работах по сурдопедагогике, относящихся к XVII веку. В то время понятие глухонемоты не отличалось от немоты или дефектов речи при нормальном слухе. Литература по сурдопедагогике часто содержала указания и по обучению речи слышащих. Логопедия еще не сформировалась как самостоятельный предмет, и ее вопросы рассматривались в системе сурдопедагогики. Лишь со второй половины XIX века в связи с развитием теории афазий недостатки речи при нормальном слухе начинают привлекать к себе специальный интерес. В этот период становления логопедии как науки  оказывается медицинское влияние. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией. Вопросы патологии речи у слышащих приобретают самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание.

Изучение речевых нарушений в течение ряда лет - перечисление отдельных симптомов, связи между которыми не устанавливались. Отдельные проявления речевых нарушений признавались самостоятельными дефектами. В сложных случаях, когда проявления речевых нарушений затрагивали различные компоненты речи, предполагалось наличие ряда сопутствующих дефектов, имеющих различное происхождение. Совершенно раздельно рассматривалась характеристика произношения и словарного запаса, характеристика словарного запаса и грамматического строя. Поэтому, в частности, могли в качестве самостоятельного дефекта описываться аграмматизм, косноязычие, алалия и т. д. В корне неверным оказался вытекающий отсюда общий подход к рассмотрению причин речевых нарушений. Для каждого проявления речевой аномалии искали отдельное объяснение. Так, например, полагали, что нарушения произношения и письма имеют разнородный патогенез. В первом случае подчеркивали механизмы речедвигательные, во втором – зрительные. Между тем причина сопутствующих нарушений речи у детей, за редким исключением, лежит во внутренней взаимосвязи компонентов речи.

Содержание логопедии видели главным образом в разработке технических приемов коррекции устной речи, в основном касающихся исправления произношения и регуляции речевого дыхания. Задача преодоления нарушений речи ограничивалась тренировочными упражнениями. Педагогические и психологические вопросы речевого развития не находили надлежащего места. При таком подходе, разумеется, совершенно не учитывалась связь между различными компонентами речи в структуре речевого нарушения.

На современном этапе развития логопедии направление и содержание логопедического воздействия определяется результатами изучения и анализа речевого нарушения, которое является предметом интереса ряда специалистов как в области педагогики и психологии, так и в области медицины. Пути преодоления различных форм речевой недостаточности разрабатываются и определяются в соответствии с проявлениями и причинами речевых нарушений.

Будучи разделом специальной педагогики, логопедия, тем не менее, является самостоятельной наукой, так как, как каждая наука, имеет свой объект и предмет.

В качестве объекта логопедии традиционно рассматривают логопата – человека с нарушениями речи. Речевые нарушения могут возникать у лиц разного возраста: у детей, младших школьников и подростков, взрослых, поэтому в структуре логопедии выделяют дошкольную и школьную логопедию, а также логопедию подростков и взрослых.

 Предметом логопедии являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц, имеющих речевые нарушения.

Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и адаптации в обществе лиц с нарушениями речи, поэтому логопедия как наука имеет два основных аспекта – теоретический и практический.

В теоретическом аспекте логопедия как наука собирает, обобщает, изучает все сведения о нарушениях речи, способах их устранения, разрабатывает научно обоснованные методы их выявления, преодоления и предупреждения. 

Практический аспект логопедии позволяет учителю-логопеду применять все научные и научно-методические разработки в практической деятельности при осуществлении выявления, преодоления и предупреждения речевых нарушений.

Данная цель достигается путем решения следующих задач, каждая из которых отражает тот или иной аспект содержания деятельности учителя-логопеда:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушениями речевой деятельности, а также влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).

5. Изучение речевых нарушений, их этиологии, механизмов, симптоматики и структуры. Систематизация и дифференциальная диагностика речевых нарушений.

6. Разработка методов обследования и педагогической диагностики лиц с нарушением речи.

7. Разработка системы коррекционной работы: принципов, дифференцированных методов и средств преодолению нарушений речи у детей, подростков и взрослых.

8. Разработка и совершенствование методов предупреждения речевых нарушений.

9. Разработка и научное обоснование организации логопедической помощи в России.

Для решения поставленных задач необходимо:

·  использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, медиков различных специальностей и др.);

·  обеспечение теории и практики и связи научных и практических учреждений для более эффективного внедрения в практическую деятельность учителей-логопедов научных разработок;

·  осуществления принципа раннего выявления и преодоления отклонений в речевом развитии;

·  пропаганда логопедических знаний среди населения для обеспечения предупреждения нарушений речи у детей, подростков и взрослых.

Решение указанных выше задач предполагает педагогическое исследование речевой патологии, которое, в свою очередь, определяется принципами их анализа, целью которого является выявление структуры дефекта и научное обоснование выбора путей и средств преодоления речевого нарушения.

Становление логопедии в нашей стране связано также с именами М.Е.Хватцева, О.П.Правдиной, Р.Е.Левиной и другими. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также созданием эффективных методик их преодоления. Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей. Логопедия как отрасль дефектологии тесно связана с отраслью психологии - логопсихологией.

  Логопсихология возникла как практическая прикладная дисциплина, в связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи. Назвать время и место ее возникновения затруднительно, поскольку сведения о применении психологических знаний и интерпретаций отдельных сторон речевых расстройств можно встретить в разных странах и в разное время. Логопсихология находится на пути выработки своих теоретических основ, преимущественно заимствуя их у других, наиболее близких дисциплин — прежде всего психологии и лингвистики, в частности, общего языкознания, теории коммуникации (прагматики), психолингвистики, патопсихологии, общей психологии, медицинской психологии, психологии специальной, возрастной, педагогической, нейропсихологии, логопедии и др.

Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций. По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс. 

Логопсихология имеет важное прикладное значение для логопедии.

Во-первых, она определяет место речи как ключевой высшей психической функции в системе других элементарных и высших психических функций. Во-вторых, она предоставляет современные средства диагностики, позволяющие определить структуру дефекта, а также возможности компенсации с учетом сохранных психических функций. В-третьих, логопсихология способствует установлению характера адаптивных психических реакций субъекта на речевой дефект. В-четвертых, она предлагает дифференцированные методы помощи для решения различных задач: выработки или компенсации недостающих психических функций, установления оптимального контакта со страдающим речевым дефектом субъектом, формирования мотивации на исправление дефекта речи, и т. п.

Логопсихология представляет собой одну из более чем ста ветвей в сложной системе психологии. Чтобы определить место логопсихологии в этой системе, можно обратиться к интерпретации К.К.Платонова, который писал: «Термин "психологическая наука" объединяет систему знаний, предмет которой психические явления. Предмет науки — это тот теоретический аспект, специфический угол зрения, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты. У психологии логопсихология заимствовала теоретические представления, прежде всего в виде теорий личности, позволяющих представить психику как систему иерархически организованных элементов, состав и система отношений которых и обусловливают специфику их различий. У психологии логопсихология взяла также методы исследования психических явлений. Отдельные области психологии представляют самостоятельный интерес для решения задач логопсихологии.

1.2.  Характеристика  речи с позиций психолингвистики

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Речь имеет сложную структуру, в нее входят этапы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля.

 

Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция). В коммуникативной функции, в свою очередь, принято различать функции побуждения к действию и сообщения. Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и отношения между ними. В этой связи говорят о семантической (сигнификативной) функции речи. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваивая язык как общественно-знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления, речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

Информация о работе Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта