Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования. Нарушения речи у детей, их классификация и виды.
Предмет исследования. Направления и содержание логопедической помощи ребенку в онтогенезе его развития.
Цель исследования. Изучить дисонтогенез речевой деятельности и речевые нарушения в качественно новом ключе, опираясь на достижения современной педагогической и психологической мысли, медицины и др. наук. Изучить теоретический аспект проблемы оказания логопедической помощи детям.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…...
Глава I. Дисонтогенез речевой деятельности. Речевые нарушения
. Понятие речевого нарушения.
1.2. Характеристика речи с позиций психолингвистики
1.3 Классификация речевых нарушений
1.4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Глава II. Структура речевого дефекта.
2.1 Понятие структуры речевого дефекта
2.2 Концепция внутренней картины речевого дефекта
2.3 Система логопедической помощи.
2.4. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Заключение…………………………………………………………………...........
Список литературы…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 149.93 Кб (Скачать файл)

В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе. В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей, подростков и взрослых, страдающих речевой патологией. «Логопедия» – слово греческого происхождения, оно переводится как воспитание правильной речи.

 Логопедия – это часть дефектологии, которая тесно связана с медициной, психологией, психиатрией, психофизиологией и другими науками, имеет большой вес в современной российской специальной (коррекционной) педагогике. Профессия логопеда — актуальная во все времена. Логопеды как специалисты  50 лет назад считалась редкостью, но это не означает, что раньше люди не имели речевых дефектов. Люди серьёзно задумывались над этой проблемой, но считали, что исправить недостатки речи могут только врачи. С появлением логопедов человек приобрёл возможность избавиться от комплексов, вызванных своей неправильной речью, и полноценно общаться с окружающим.

В нынешнее время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития. 

Основная задача логопеда – вовремя определить у ребенка или взрослого речевое нарушение и своевременно оказать ему помощь в устранении такого дефекта, используя современные наработки. Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом.

Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов. В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и, особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер,  т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.

Умение выделять особенности дизонтогенеза при различных речевых расстройствах необходимо логопеду для понимания места речевого расстройства в структуре дефекта и механизмов его формирования. Это знание, в частности, необходимо для определения типа образовательного учреждения, куда должен быть направлен ребенок, и специалистов, которые должны оказывать ему помощь (психолог, логопед, дефектолог). Квалификация варианта дизонтогенеза имеет также существенное значение при осуществлении дифференциальной диагностики.

 Современная логопсихология, как составная часть специальной педагогики, не является составной частью традиционной логопедии, а скорее самостоятельным разделом специальной психологии, основанным на учете закономерностей целостного процесса коммуникации. Поэтому осуществляется переход изолированных речевых нарушений к отклонениям в развитии речевой деятельности, взаимосвязанной с особенностями языковых средств и интегрируемой многомерным процессом общения.

При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, учитель-логопед должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.  

Учитывая то, что количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей. В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляю собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.

А.М.Горький сказал: «Человек-это звучит гордо !» Перефразируя слова классика, хочется сказать: «Логопед – это звучит гордо!» Во - первых, гордишься, что ежедневно учишься, открываешь что-то новое в профессии. Во- вторых гордишься, что помогаешь детям.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 – ти  томах. Т. 5. Основы дефектологии/ ред. Т.А. Власова; Академия пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 198.- 386 с.

2.    Дефектологический словарь: в 2-х томах. Т. 1 /  под ред . Гудониса В., Пузанова Б.П. – М., 2007. - 808 с.

 

3     Дефектологический словарь: в 2-х томах. Т. 2 /  под ред . Гудониса В., Пузанова Б.П. – М., 2007. - 736 с.

 

  1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова. - М.: Академия, 1998. - 144 с.

5.  Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998.- 680 с.

 

6.  Логопсихология: учебное пособие / С.В.Лауткина. – Витебск: Изд-во  ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. - 150 с.

7.       Логопсихология:  учебное пособие  / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. - 320 с

8. Основы дефектологии: учебное пособие /Лапшин В.А., Пузанов Б.П.. - М.: Просвещение, 1991. -143 с.

9.      Психофизиология. Энциклопедический словарь / М.М  Безруких,  Д.А Фабер. – М.: ПЕР СЭ, 2005. - 128 с.

10.     Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др. - М.: Академия, 2002. - 312 с.

11.     Специальная педагогика: учебное пособие/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевые нарушения как вид дизонтогенеза. Структура речевого дефекта