Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.
Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Обзор литературных источников по предмету исследования………………………………………….…………..…………….6
1.1. Этиология проявления умственной отсталости детей…………………………………..………………………………………….6
1.2. Развитие координационных способностей школьников в процессе адаптивной физической культуры……………………………........................11
1.3. Постановка научной проблемы………………………………………......26
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи и методы исследования………........................................................27
2.3. Организация исследования…………………………………………………29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения…………………………….………………………………….……31
3.1. Содержание эксперимента. Методики развития координационных способностей…………………………………………………………………….31
3.2. Обсуждения результатов эксперимента………………….……………...38
Вывод…………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………….…….41
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1. Этиология
проявления умственной
1.2. Развитие
координационных способностей
1.3. Постановка
научной проблемы………………………………………......
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи
и методы исследования……….....
2.3. Организация
исследования………………………………………………
Глава 3. Результаты педагогического
эксперимента и их обсуждения…………………………….……………………
3.1. Содержание
эксперимента. Методики развития
координационных способностей……
3.2. Обсуждения
результатов эксперимента………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. По данным главного правления реабилитационной службы и специального образования МО РФ из 500 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории людей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер В.И. Лубовский, Ж.К. Шиф и др.).[17]
Внимание к проблеме умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалии ежегодно растет. Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, поиска путей социализации и интеграции в обществе. Если для здорового человека физические упражнения - средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с умственной отсталостью это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме., Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.
Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.
И простые, и сложные движения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом - зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - соразмерить усилие, в четвертом - точно воспроизвести заданный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения, т.е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнения имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве по направлению, форме, амплитуде, расстояния), пространственную - временную (скорость, ускорение), динамическую (мышление, усилия), ритмическую (соразмерность усилий во времени и пространстве).
Научная новизна.
Впервые разработан комплекс физических упражнений с элементами новизны для развития координационных способностей детей с умственной отсталостью 10-12 лет.
Практическая значимость.
Комплекс
физических упражнений с элементами
новизны для развития координационных
способностей детей с умственной
отсталостью 10-12 лет может быть рекомендован
к применению в работе специалистов, школ-интернатов,
Глава 1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей детей с нарушением интеллекта.
1.1. Эдиология проявления умственной отсталости детей.
Умственная отсталость —
состояние, обусловленное врожденным
или рано приобретенным недоразвитием
психики с выраженной недостаточностью
интеллекта, затрудняющее или делающее
полностью невозможным адекватное социальное
функционирование индивидуума.
Термин
«умственная отсталость» стал общепринятым
в мировой психиатрии в течение последних
двух десятилетий, вошел в международные
классификации психических болезней и
национальные классификации многих стран,
заменив термин «олигофрения», который
длительное время был распространен в
нашей стране и некоторых других странах
мира.
Психолого-педагогическая характеристика
умственной отсталости
Психология
умственно отсталого ребенка в нашей стране
оформилась как самостоятельная ветвь
психологической науки всего несколько
десятилетий тому назад. До этого времени
изучение особенностей психики умственно
отсталых детей осуществлялось преимущественно
представителями медицинской науки. За
короткий срок она накопила довольно значительный
круг сведений о тех своеобразных чертах,
которые отличают умственно отсталых
детей от их нормально развивающихся сверстников.
Умственная отсталость является не психологическим
заболеванием, а специфическим состоянием,
когда интеллектуальное развитие ребенка
ограничено определенным уровнем функционирования
центральной нервной системы. Во многих
источниках дается следующее определение
умственной отсталости: «Умственная отсталость –
это стойкое, необратимое нарушение познавательной
деятельности, вызванное органическим
повреждением коры головного мозга». Это
качественное изменение всей психики,
всей личности в целом, явившиеся результатом
перенесенных органических повреждений
центральной нервной системы. Это такое
развитие, при котором страдают не только
интеллект, но эмоции, воля, поведение,
физическое развитие. Такой характер развития
вытекает из особенностей их высшей нервной
деятельности.
А.Р.
Лурия, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн,
М.С. Певзнер[17] в своих исследованиях показали,
что умственно отсталые имеют довольно
грубые изменения в условно - рефлекторной
деятельности, нарушения процесса возбуждения
им торможения, взаимодействия сигнальных
систем. Все это является физиологической
основой для аномального психического
развития ребенка, включая эмоции, волю,
процессы познания, личность в целом. Особенности
психики умственно отсталых исследовали
достаточно полно. На основании этих исследований
они сделали вывод: умственно отсталый
ребенок может развиваться и обучаться,
но только в пределах своих биологических
возможностей. Эта истина довольно трагична
для родителей умственно отсталых детей,
так как им хочется сделать все возможное,
чтобы их ребенок стал «как все». Умственная
отсталость не лечится. Врач может назначить
стимулирующую терапию (если нет каких-либо
противопоказаний), но ее эффект может
осуществиться в пределах биологических
возможностей организма конкретного ребенка.
Таким образом, прогноз развития и социальной
адаптации умственно отсталых детей в
большей степени зависит от системы воспитания
и обучения, а также от степени умственной
отсталости. В современной классификации
выделяют следующие степени умственной
отсталости:
- тяжелая - идиотия ( тяжелая, средняя, легкая форма);
- средняя – имбецильность (тяжелая, средняя, легкая форма);
- легкая – дебильность (тяжелая, средняя, легкая форма).
Психологи, изучающие развитие умственно-отсталых детей, отмечают, что олигофрения и умственная отсталость - в принципе одно и то же, однако принято говорить об олигофрении только в том случае, когда ее причина точно установлена. В тех случаях, когда причина точно неизвестно, более употребим термин «умственная отсталость». В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая форма умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии либо имеют опекуна, либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.
Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений, а также важно знать, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и поведения.
Для этих детей свойственна также узость объема восприятия. Они выхватывают отдельные части в прослушанном тексте, обозреваемом объекте, не выделяют для общего понимания материал. Характерным является бессистемность восприятия, хаотичность описания. Еще одним недостатком восприятия является недостаточная активность этого процесса, в результате этого снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить, им требуется постоянное побуждение. Учебной деятельности без стимуляции вопросов педагога дети не могут выполнить доступные их пониманию задания. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года, часто даже в 8-10 – летнем возрасте не различают правую и левую сторону. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом эти дети начинают различать цвета. Особенные трудности представляют для них различие оттенков цветов.
Все нарушения процесса восприятия называют агнозия. При грамотной, коррекционной, целенаправленной работе недостатки восприятия сглаживаются и частично компенсируются.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Исследование В.Г. Петрова, Б.И. Пинского, И.Н. Соловьева, Ж.И. Шиф и др. показали, что все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Это, прежде всего, объясняется
неразвитостью основного инструмента
мышления - речи. Из-за этого дети плохо
понимают смысл разговоров, содержание
сказок, которые им читают. Они часто не
могут быть участниками детских игр (не
понимают правил), к ним все реже обращаются
с просьбами, поручениями. Бедность наглядных
и слуховых представлений, крайне ограниченный
игровой опыт, малое знакомство с предметами
и действиями, плохое развитие речи, лишают
ребенка той необходимой базы, на основе
которой должно развиваться мышление,
поэтому замедленно развиваются мыслительные
операции и имеют своеобразные черты.
При
анализе строения воспринимаемого объекта
умственно отсталые дети не умеют выделить
главное в предметах и явлениях, проводят
сравнение по несущественным признакам,
а часто – по несоотносимым.
1. Эти дети видят лучше различия, чем сходства предметов. Например, сравнивая ручку и карандаш, они отвечают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая».
2. Свойственна бессистемность анализа, которая выражается тем, что они рассматривают объекты беспорядочно, не придерживаясь определенного плана. Обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий, при слабом самоконтроле.
3. Чрезмерная тугоподвижность и склонность застревать на одних и тех же деталях.
4. слабость регулирующей роли мышления (не умеют пользоваться полученными знаниями).
5. Отличительной чертой этих учащихся
является не критичность мышления.
6. Они не могут самостоятельно оценить
свою работу. Самое главное для них
получить результат.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с памятью и ее особенностями развития у умственно отсталых детей. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у этих учащихся имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития:
1.Нарушение соотношения между произвольным
и непроизвольным запоминанием.
2. Характер непроизвольного запоминания
определяется в значительной мере с содержанием
материала. Наиболее полно, точно запоминают
реальные объекты, менее успешно изображение
объектов, хуже всего слова.
3. Неполнота воспроизведения. Незрелость
восприятия, неумение пользоваться приемами
запоминания и припоминания приводит
к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие
трудности вызывает воспроизведение словесного
материала. Опосредованная смысловая
память у этих детей слабо развита.
4. Эпизодическая забывчивость. Она связана
с переутомлением нервной системы из-за
общей ее слабости. У этих детей часто
наступает состояние охранительного торможения.
Волевая сфера у этих детей также
особенна. Умственно отсталые дети предпочитают
в работе легкий путь, не требующий волевых
усилий. В их деятельности чаще наблюдается
подражание и импульсивные поступки. Отличительные
качества их волевых процессов - слабость
собственных намерений, побуждений, большая
внушаемость. Особенности психических
процессов влияют на характер протекания
их деятельности.
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников.
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать полного ответа. Вместе с тем, по некоторым аспектам физического воспитания детей, обучающихся в школе VIII вида, набирается экспериментальный материал и практический опыт учителей школ VIII вида. Современные представления о рациональном построении системы физического воспитания убеждают нас в том, что именно от развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Если понять, как выполняются движения умственно отсталыми детьми разного возраста, то можно судить остепени развития двигательного анализатора.
1.2. Развитие координационных
Когда
говорят о координационных способностях
человека, то имеют в виду согласованные,
целесообразные, координированные движения
и способность управлять ими.
Природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и сохранность сенсорных систем (зрения, слуха и др.), продуктивность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), темперамент, характер, способность регулировать эмоциональное состояние. Это означает, что координационные способности определяются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с различными нарушениями имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью других систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий, а следовательно, и координационных способностей.
Н.П. Вайзманом (1997) [2] выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т.е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга.
Информация о работе Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения