Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Обзор литературных источников по предмету исследования………………………………………….…………..…………….6
1.1. Этиология проявления умственной отсталости детей…………………………………..………………………………………….6
1.2. Развитие координационных способностей школьников в процессе адаптивной физической культуры……………………………........................11
1.3. Постановка научной проблемы………………………………………......26
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи и методы исследования………........................................................27
2.3. Организация исследования…………………………………………………29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения…………………………….………………………………….……31
3.1. Содержание эксперимента. Методики развития координационных способностей…………………………………………………………………….31
3.2. Обсуждения результатов эксперимента………………….……………...38
Вывод…………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………….…….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ КОНЕЦ.docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

2.3. Организация исследования.

Исследование  проводилось в период прохождения  преддипломной практики на базе ПЕЧОРСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ с 15 января по 25 мая 2012 года.

В исследовании принимали участие 10 умственно отсталых детей в возрасте 10-12 лет: 5 детей  экспериментальной группы – 4 «а»  класс и 5 человек контрольной  группы – 4 «б» класс. Исследуемые  группы детей были идентичны по возрасту и физической подготовленности. Уроки  физической культуры проходили 2 раза в неделю. В экспериментальной  группе мы использовали в основной части урока физические упражнения для развития координационных способностей и подвижные игры разной интенсивности и направленности.

 А  контрольная группа умственно  отсталых детей занималась по  традиционной схеме урока физической  культуры.

Исследование  проходило в несколько этапов.

На первом этапе - проводился выбор темы исследования, определение объекта, предмета, цели и задач исследования. Разработка гипотезы.

На втором этапе - работа с литературой, составление  перечня различных физических упражнений. Подбор испытуемых и выбор методов  исследования.

На третьем  этапе - проведение педагогического  эксперимента (измерение исходного  уровня развития координационных способностей, внедрение экспериментальной методики, проведение контрольного тестирования) и обработка результатов. Формулирование выводов. Все результаты экспериментальных исследований были обработаны с помощью методов математической статистики изложенных в соответствующих руководствах [4]: среднего арифметического - Х.

На четвертом  этапе – оформление работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Результаты педагогического эксперимента и его обсуждения

 

    1. Содержание экспериментальной методики, развивающей координационные способности

 

  Экспериментальная  методика физических упражнений  с элементами новизны проходила в форме урока два раза в неделю и включала в себя; комплексы упражнений с использованием мячей разной величины, ОРУ различной сложности для развития координационных способностей, а так же элементы подвижных игр. Время каждого занятия не превышало 40 минут.

Содержание  модельного занятия с умственно  отсталыми детьми на основе комплекса физических упражнений с элементами подвижных игр приведено в таблице 1.

Таблица 1

Модельное занятие с  умственно отсталыми детьми на основе комплекса физических упражнений с элементами подвижных игр.

 

Части занятия

Содержание

"Длительность,

мин

Вводная

Ходьба, бег, дыхательные упражнения Стрельниковой

5

Подготовительная

О.Р.У для развития координационных способностей.

10

Основная

Специальные упражнения с мячами различной величины, а так же элементы подвижных игр.

20

Заключительная

Ходьба, дыхательные упражнения

5


 

Вводная часть проводилась в виде разминки и включала равномерную ходьбу, бег  и дыхательные упражнения по методу Стрельниковой. В подготовительной части выполнялось 2-3 дыхательных упражнения, например:

«Повороты». Повороты головы вправо-влево в темпе  шагов. Одновременно с каждым поворотом - быстрый вдох носом. При возвращении  головы в исходное положение быстрый  выдох. Повторяется 5-10 раз.

 «Насос».  Наклоны вперед, моделирующие движения, как при накачивании шины автомобиля. Вдох в крайней точке наклона  - выдох при выпрямлении туловища. Повторяется 10 раз. 

«Обними плечи». И.П. - руки в стороны на уровне плеч. В темпе шагов; на первый шаг  – обнимите себя, одновременно выполняя быстрый вдох; на второй - верните  руки в исходное положение и сделайте выдох. 10 повторений.

   Основное назначение подготовительной  части - организация группы,  подготовка  организма занимающихся к выполнению  физической работы, развитий координационных  способностей и повышению эмоционального  состояния.

Упражнения с мячами- важное средство развития и совершенствования координационных  способностей.

Упражнения с мячом тогда  будут способствовать развитию координационных  способностей, когда они , являясь  знакомыми и в какой-то степени  привычными для занимающихся по двигательным движениям, в тоже время выполняются:

1.При заданном изменении отдельных  характеристик (пространственных, временных,  силовых или их сочетаний).

2.При изменении привычного способа  двигательного действия.

3.В непривычном сочетании.

4.При различных внешних условиях.

5.Должны содержаться элементы  новизны.

Составленные мною комплексы упражнений с большими и малыми мячами для  умственно-отсталых детей, даются в  порядке возрастающей сложности. Они  направлены на развитие нескольких координационных  способностей.  Это, к примеру, способность к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий, способность точно воспроизводить, дифференцировать, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений, способствовать к ритму и реакции.

Методические рекомендации:

Чтобы учащиеся успешно овладели умениями  и навыками в бросках и ловле  больших и малых мячей, демонстрировали  высокий уровень развития координационных  способностей необходимо учитывать  некоторые особенности использования  упражнений: общее количество повторений упражнений в бросках и ловле  мяча должно быть достаточно большим (20-30 раз). Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.

При обучении двигательным действиям  с мячами необходимо идти от простых  и доступных упражнений к более  сложным.

Для совершенствования координационных  способностей, проявляемых в упражнении с мячами, обычно провожу 1-2 эстафеты или 1-2 подвижные игры.

Подвижные игры, развивающие координационные  способности:  «Подвижная цель», «Метко в цель», «Мяч соседу»…

 

Упражнения с большим  мячом, развивающие координационные  способности.

Комплекс упражнений №1

1.Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей.

2.Подбрасывание мяча и ловля  его двумя руками за спиной.

3.Подбрасывание мяча за спиной  и ловля его перед собой.

4.Передача мяча разными способами,  чередуя их с ударами о пол.

Комплекс упражнений №2

1.Передача мяча из-за спины  левой и правой рукой в парах.

2.Наклон вперёд, мяч между ног  подбросить за спиной, повернуться  на 180° и поймать мяч.

3.Высоко подбросить мяч, повернуться  на 180-360° и поймать его.

4.Ведение правой и левой рукой  с изменением направления движения.

Комплекс упражнений №3

1.Стоя по кругу. Передача мячей  партнерам на скорость с постепенным  выбыванием, если у одного учащегося  окажется два мяча.

2.Бросок мяча в цель, нарисованную  на высоте 1,5-2м. разными способами.

3.Перебрасывание мяча через  волейбольную сетку, натянутую  на высоте 2 м, в заданные квадраты (мишени).

Комплекс упражнений №4

1.Ведение мяча в сочетании  с остановкой, передачей или броском.

2.Двое или трое против одного. Передачи в парах, тройках   противодействии одного партнёра.

3.Прогнутся с мячом назад,  мяч ударить об пол между  ног, выпрямиться и поймать  мяч, отскочивший от пола.

4.Кручение мяча на одном из  пальцев руки.

Упражнения с малым  мячом, развивающие координационные  способности.

Комплекс упражнений №1

1.Броски мяча вверх правой (левой)  рукой с последующим хлопком  в ладони (перед грудью или  за спиной),с последующей ловлей  двумя руками, увеличивая количество  хлопков до 3-4 раз.

2.Бросок мяча вверх правой  рукой и ловля его левой  рукой, затем наоборот.

3.Бросок мяча вверх с последующим  поворотом на 180-360° и ловлей  двумя руками.

4.Стоя на расстоянии 4-5м от  стены, бросок мяча из-за головы  в стену. Присесть, встать и  поймать мяч двумя руками.

Комплекс упражнений №2

1.Метание мяча в вертикальную  мишень (круги диаметром 30,60,90см) с расстояния 4-5м.

2.Метание мяча в стену с  расстояния 6-10м в полную силу  на дальность отскока.

3.Броски мяча вверх правой  рукой и ловля его левой,  затем наоборот- броски мяча левой  рукой и ловля правой рукой  после приседания.

4.Броски мяча в движущейся  обруч с расстояния 3м.

 Комплекс упражнений №3

1.Метание малого мяча по движущейся  цели- медленно катящемуся на  расстоянии 4-6 м большому мячу.

2.Метание мяча в горизонтальную  мишень (круги 10,30,60,90 см) с расстояния 4-7 м.

3.Броски мяча из-за головы  в стену с расстояния 4-6 м и  ловля его двумя руками, затем  одной рукой после отскока  от пола и после поворота  кругом.

4.Бросок мяча вверх, присесть, встать и поймать мяч двумя  руками.

Комплекс упражнений №4

1.Метание мяча на дальность  правой и левой рукой из  исходного положения: с колена, с шага, с 3 шагов, из положения  лежа.

2.Броски и ловля мяча в  тройках, стоя по кругу.

3.Стоя по периметру квадрата, броски и ловля мяча с последующим  переходом по часовой и против  часовой стрелки.

4.Броски мяча в цель, стоя  к ней спиной: бросить мяч над  головой или над плечом и  попасть в цель, удалённую на 2 м. Диаметр цели 30,60,90 см.

Методические рекомендации:

При обучении двигательным действиям  с мячами необходимо идти от простых, доступных упражнений к более  сложным. Для того чтобы демонстрировали  хорошие результаты необходимо 30-40 повторений упражнений.

Упражнения  с элементами подвижных игр включённые в эксперимент.

«Болото» 
 
Инвентарь: коврики или куски картона (30x30 см).

Содержание: Участвуют две команды. Каждая команда делится пополам и располагается на противоположных сторонах игровой площадки. Между ними - «болото». Первые два участника обеих команд получают по две «кочки» (коврики), с помощью которых они должны перейти «болото», не замочив ноги. Достигнув берега, первые участники передают свои «кочки» партнерам по команде, и те начинают переход через «болото». Побеждает команда, первой закончившая встречную эстафету.     
  Развитие динамического равновесия, координации движений, ориентировки в пространстве и точности движений, способности соизмерять усилия и перемещать внешние объекты («кочки») на необходимое расстояние.

 

 

Эстафета  «Кто быстрее» 
 
Инвентарь: набивные мячи, гимнастические палки, ленты разного цвета. 
 
Содержание:  Проводится в форме эстафеты. Дети делятся на команды. Первая команда по ориентиру (начерченной линии) перекатывают набивной мяч до конца игровой площадки, где выбирают ленту определенного цвета и с ней бегом возвращаются к своей команде, перепрыгивая через гимнастические палки, разложенные на полу. Вторая команда делает все то же, но в обратном порядке. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. 
 
Вариант усложнения: - перекат мяча не по прямой, а между стойками. Выбрав ленту, завязать ее на своей ноге бантиком, перепрыгивать через набивные мячи (или кегли).

  Развитие пространственной ориентации, координации движений, дифференцировки пространственных и силовых характеристик движения, быстроты реакции, силы мышц рук и разгибателей ног, точности тонкой моторики пальцев.

 

 «Упражнение в парах».  
 
Инвентарь: ленты двух цветов. 
 
Содержание: Дети делятся на пары. У каждой пары на левом плече завязаны ленточки одного цвета. Дети в парах становятся один за другим, сзади стоящий кладет левую руку на плечо партнера, а правой рукой захватывает голеностопный сустав правой ноги, согнутой в колене, впереди стоящего партнера. По команде: «Одноножки, вперед!» - пары прыгают на левой ноге. По команде: «Многоножки, вперед!» - все играющие встают на четвереньки и быстро «расползаются» по игровой площадке, избегая столкновения. После команды: «Одноножки, вперед!» - все встают и бегом отыскивают пару с одинаковой ленточкой на плече и, взяв ее за голеностопный сустав, скачут и т.д. 
 
Варианты усложнения:

  •  
    задание выполняется втроем;
  •  
    сигналом для смены заданий являются не команды, а действия ведущего: пока ведущий стоит 
    на одной ноге, все выполняют роль «одноножек», 
    если садится роль «многоножек»;

 
после одного из заданий ведущий  меняет на 
двух игроках ленточки.

 
Координация движений различных звеньев  тела, ориентация в пространстве, согласованность действий с партнером, дифференцировка усилий и амплитуды в совместных действиях, быстрота и точность переключения на другие двигательные действия, внимание, активизация периферического зрения при следящих движениях, устойчивость к вестибулярным раздражениям.

Заключительная  часть занятия продолжалась 5 минут. Ее основное назначение - приведение организма  занимающихся в относительно спокойное  состояние, акцент в которой делался  на выполнение дыхательных упражнений, на расслабление и успокаивающие  упражнения — медленный бег, ходьба, различные упражнения для рук  и ног.

Информация о работе Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения