Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.
Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Обзор литературных источников по предмету исследования………………………………………….…………..…………….6
1.1. Этиология проявления умственной отсталости детей…………………………………..………………………………………….6
1.2. Развитие координационных способностей школьников в процессе адаптивной физической культуры……………………………........................11
1.3. Постановка научной проблемы………………………………………......26
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи и методы исследования………........................................................27
2.3. Организация исследования…………………………………………………29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения…………………………….………………………………….……31
3.1. Содержание эксперимента. Методики развития координационных способностей…………………………………………………………………….31
3.2. Обсуждения результатов эксперимента………………….……………...38
Вывод…………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………….…….41
2.3. Организация исследования.
Исследование проводилось в период прохождения преддипломной практики на базе ПЕЧОРСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ с 15 января по 25 мая 2012 года.
В исследовании принимали участие 10 умственно отсталых детей в возрасте 10-12 лет: 5 детей экспериментальной группы – 4 «а» класс и 5 человек контрольной группы – 4 «б» класс. Исследуемые группы детей были идентичны по возрасту и физической подготовленности. Уроки физической культуры проходили 2 раза в неделю. В экспериментальной группе мы использовали в основной части урока физические упражнения для развития координационных способностей и подвижные игры разной интенсивности и направленности.
А
контрольная группа умственно
отсталых детей занималась по
традиционной схеме урока
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе - проводился выбор темы исследования, определение объекта, предмета, цели и задач исследования. Разработка гипотезы.
На втором этапе - работа с литературой, составление перечня различных физических упражнений. Подбор испытуемых и выбор методов исследования.
На третьем
этапе - проведение педагогического
эксперимента (измерение исходного
уровня развития координационных способностей,
внедрение экспериментальной
На четвертом этапе – оформление работы.
Глава III. Результаты педагогического эксперимента и его обсуждения
Экспериментальная
методика физических
Содержание модельного занятия с умственно отсталыми детьми на основе комплекса физических упражнений с элементами подвижных игр приведено в таблице 1.
Таблица 1
Модельное занятие с умственно отсталыми детьми на основе комплекса физических упражнений с элементами подвижных игр.
Части занятия |
Содержание |
"Длительность, мин |
Вводная |
Ходьба, бег, дыхательные упражнения Стрельниковой |
5 |
Подготовительная |
О.Р.У для развития координационных способностей. |
10 |
Основная |
Специальные упражнения с мячами различной величины, а так же элементы подвижных игр. |
20 |
Заключительная |
Ходьба, дыхательные упражнения |
5 |
Вводная часть проводилась в виде разминки и включала равномерную ходьбу, бег и дыхательные упражнения по методу Стрельниковой. В подготовительной части выполнялось 2-3 дыхательных упражнения, например:
«Повороты». Повороты головы вправо-влево в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом - быстрый вдох носом. При возвращении головы в исходное положение быстрый выдох. Повторяется 5-10 раз.
«Насос».
Наклоны вперед, моделирующие движения,
как при накачивании шины
«Обними плечи». И.П. - руки в стороны на уровне плеч. В темпе шагов; на первый шаг – обнимите себя, одновременно выполняя быстрый вдох; на второй - верните руки в исходное положение и сделайте выдох. 10 повторений.
Основное назначение
Упражнения с мячами- важное средство
развития и совершенствования
Упражнения с мячом тогда будут способствовать развитию координационных способностей, когда они , являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся по двигательным движениям, в тоже время выполняются:
1.При заданном изменении
2.При изменении привычного
3.В непривычном сочетании.
4.При различных внешних
5.Должны содержаться элементы новизны.
Составленные мною комплексы упражнений с большими и малыми мячами для умственно-отсталых детей, даются в порядке возрастающей сложности. Они направлены на развитие нескольких координационных способностей. Это, к примеру, способность к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий, способность точно воспроизводить, дифференцировать, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений, способствовать к ритму и реакции.
Методические рекомендации:
Чтобы учащиеся успешно овладели умениями
и навыками в бросках и ловле
больших и малых мячей, демонстрировали
высокий уровень развития координационных
способностей необходимо учитывать
некоторые особенности
При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений к более сложным.
Для совершенствования
Подвижные игры, развивающие координационные способности: «Подвижная цель», «Метко в цель», «Мяч соседу»…
Упражнения с большим мячом, развивающие координационные способности.
Комплекс упражнений №1
1.Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей.
2.Подбрасывание мяча и ловля его двумя руками за спиной.
3.Подбрасывание мяча за
4.Передача мяча разными
Комплекс упражнений №2
1.Передача мяча из-за спины левой и правой рукой в парах.
2.Наклон вперёд, мяч между ног подбросить за спиной, повернуться на 180° и поймать мяч.
3.Высоко подбросить мяч,
4.Ведение правой и левой
Комплекс упражнений №3
1.Стоя по кругу. Передача
2.Бросок мяча в цель, нарисованную на высоте 1,5-2м. разными способами.
3.Перебрасывание мяча через волейбольную сетку, натянутую на высоте 2 м, в заданные квадраты (мишени).
Комплекс упражнений №4
1.Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
2.Двое или трое против одного.
Передачи в парах, тройках
противодействии одного
3.Прогнутся с мячом назад, мяч ударить об пол между ног, выпрямиться и поймать мяч, отскочивший от пола.
4.Кручение мяча на одном из пальцев руки.
Упражнения с малым мячом, развивающие координационные способности.
Комплекс упражнений №1
1.Броски мяча вверх правой (левой)
рукой с последующим хлопком
в ладони (перед грудью или
за спиной),с последующей
2.Бросок мяча вверх правой рукой и ловля его левой рукой, затем наоборот.
3.Бросок мяча вверх с
4.Стоя на расстоянии 4-5м от
стены, бросок мяча из-за
Комплекс упражнений №2
1.Метание мяча в вертикальную мишень (круги диаметром 30,60,90см) с расстояния 4-5м.
2.Метание мяча в стену с расстояния 6-10м в полную силу на дальность отскока.
3.Броски мяча вверх правой рукой и ловля его левой, затем наоборот- броски мяча левой рукой и ловля правой рукой после приседания.
4.Броски мяча в движущейся обруч с расстояния 3м.
Комплекс упражнений №3
1.Метание малого мяча по
2.Метание мяча в
3.Броски мяча из-за головы в стену с расстояния 4-6 м и ловля его двумя руками, затем одной рукой после отскока от пола и после поворота кругом.
4.Бросок мяча вверх, присесть, встать и поймать мяч двумя руками.
Комплекс упражнений №4
1.Метание мяча на дальность правой и левой рукой из исходного положения: с колена, с шага, с 3 шагов, из положения лежа.
2.Броски и ловля мяча в тройках, стоя по кругу.
3.Стоя по периметру квадрата,
броски и ловля мяча с
4.Броски мяча в цель, стоя к ней спиной: бросить мяч над головой или над плечом и попасть в цель, удалённую на 2 м. Диаметр цели 30,60,90 см.
Методические рекомендации:
При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых, доступных упражнений к более сложным. Для того чтобы демонстрировали хорошие результаты необходимо 30-40 повторений упражнений.
Упражнения с элементами подвижных игр включённые в эксперимент.
«Болото»
Инвентарь: коврики или куски картона (30x30 см).
Содержание: Участвуют две команды. Каждая команда
делится пополам и располагается на противоположных
сторонах игровой площадки. Между ними
- «болото». Первые два участника обеих
команд получают по две «кочки» (коврики),
с помощью которых они должны перейти
«болото», не замочив ноги. Достигнув берега,
первые участники передают свои «кочки»
партнерам по команде, и те начинают переход
через «болото». Побеждает команда, первой
закончившая встречную эстафету.
Развитие динамического равновесия,
координации движений, ориентировки в
пространстве и точности движений, способности
соизмерять усилия и перемещать внешние
объекты («кочки») на необходимое расстояние.
Эстафета
«Кто быстрее»
Инвентарь: набивные мячи, гимнастические палки,
ленты разного цвета.
Содержание: Проводится в форме эстафеты. Дети делятся
на команды. Первая команда по ориентиру
(начерченной линии) перекатывают набивной
мяч до конца игровой площадки, где выбирают
ленту определенного цвета и с ней бегом
возвращаются к своей команде, перепрыгивая
через гимнастические палки, разложенные
на полу. Вторая команда делает все то
же, но в обратном порядке. Побеждает команда,
первой закончившая эстафету.
Вариант усложнения: - перекат мяча не по прямой, а между стойками.
Выбрав ленту, завязать ее на своей ноге
бантиком, перепрыгивать через набивные
мячи (или кегли).
Развитие пространственной ориентации, координации движений, дифференцировки пространственных и силовых характеристик движения, быстроты реакции, силы мышц рук и разгибателей ног, точности тонкой моторики пальцев.
«Упражнение в парах».
Инвентарь: ленты двух цветов.
Содержание: Дети делятся на пары. У каждой пары на
левом плече завязаны ленточки одного
цвета. Дети в парах становятся один за
другим, сзади стоящий кладет левую руку
на плечо партнера, а правой рукой захватывает
голеностопный сустав правой ноги, согнутой
в колене, впереди стоящего партнера. По
команде: «Одноножки, вперед!» - пары прыгают
на левой ноге. По команде: «Многоножки,
вперед!» - все играющие встают на четвереньки
и быстро «расползаются» по игровой площадке,
избегая столкновения. После команды:
«Одноножки, вперед!» - все встают и бегом
отыскивают пару с одинаковой ленточкой
на плече и, взяв ее за голеностопный сустав,
скачут и т.д.
Варианты усложнения:
после одного из заданий ведущий
меняет на
двух игроках ленточки.
Координация движений различных звеньев
тела, ориентация в пространстве, согласованность
действий с партнером, дифференцировка
усилий и амплитуды в совместных действиях,
быстрота и точность переключения на другие
двигательные действия, внимание, активизация
периферического зрения при следящих
движениях, устойчивость к вестибулярным
раздражениям.
Заключительная часть занятия продолжалась 5 минут. Ее основное назначение - приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние, акцент в которой делался на выполнение дыхательных упражнений, на расслабление и успокаивающие упражнения — медленный бег, ходьба, различные упражнения для рук и ног.
Информация о работе Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения