Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.
Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Обзор литературных источников по предмету исследования………………………………………….…………..…………….6
1.1. Этиология проявления умственной отсталости детей…………………………………..………………………………………….6
1.2. Развитие координационных способностей школьников в процессе адаптивной физической культуры……………………………........................11
1.3. Постановка научной проблемы………………………………………......26
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи и методы исследования………........................................................27
2.3. Организация исследования…………………………………………………29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения…………………………….………………………………….……31
3.1. Содержание эксперимента. Методики развития координационных способностей…………………………………………………………………….31
3.2. Обсуждения результатов эксперимента………………….……………...38
Вывод…………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………….…….41
Координационные способности - это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро переставить его.
К факторам, влияющим на проявление координационных способностей инвалидов, относится следующее:
- функциональное
состояние центральной и
- уровень межмышечной координации, обеспечивающий
технику двигательных - действий; тип высшей
нервной деятельности, особенности характера
и поведения;
- состояние
высших психических функций,
- функциональное
состояние двигательного,
Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного процесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей (Н. Н. Ефименко, 1991; Е. С. Черник, 1997; Н. В. Астафьев, А. С. Самыличев, 1997 [1]).
В структуру координационных
способностей входят следующие составляющие:
1. Координация движений - способность
к упорядоченным согласованным движением
тела и его частей.
2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма, комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, отмеривания и воспроизведение заданных параметров движения.
3. Ориентировка в пространстве - способность
к определению и изменению положения тела
и отдельных его частей в пространственно-временном
поле.
4. Ритмичность движений – способность
усвоения заданного ритма движений.
5. Равновесие — способность к сохранению
устойчивой позы в статических и динамических
упражнениях, на ограниченной, подвижной
опоре, при действии ускорений.
6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать движение в изменяющих условиях.
7. Точность мелкой моторики — способность
воспроизводить тонкие движения кистями,
пальцами рук в соответствии с поставленной
задачей.
8. Расслабление — способность к произвольному
и рациональному снижению напряжения
мышц.
1. Развитие координационных способностей.
Л.П. Матвеев (1976), В.И. Лях (1986) предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координационных движений:
- необычные исходные положения;
- зеркальные выполнения упражнений;
- изменение скорости и темпа движений;
- изменение
пространственных границ
- смену способов выполнения упражнений;
- изменение
противодействия в парных
- сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др.
2. Развитие способности к
Координационно
упорядоченные, согласованные движения
тела и его звеньев достигаются путем
сенсорного восприятия (зрительного, вестибулярного,
кинестетического), дифференциации временных,
пространственных, динамических, ритмических
характеристик двигательной деятельности.
Эти проявления координационных способностей
определяют точность, экономичность, целесообразность
движений. Развитие их требует дидактической
последовательности, постепенного повышения
уровня сложности.
Способность
к дифференцированию временных, пространственных,
динамических и ритмических параметров
движения развивается как в процессе обучения
двигательным действиям инвалидов, так
и самостоятельно, компенсируя отдельные
отставания в развитии, обусловленные
дефектом. Выбор методических приемов
зависит от внешних условий, видов упражнений,
физической и психической готовности
занимающихся.
Дифференцирование временных
параметров движения.
Основной
путь развития — упражнения на точность
различения временных интервалов:
- воспроизведение временных отрезков:
3, 5, 7, 10 с путем мысленного (внутреннего)
отсчета времени;
- то же, при выполнении упражнений, например определение времени в беге на 20 м;
«Чувство времени» формируется
постепенно: сначала педагог дает информацию
о результате, определяя его по секундомеру,
затем ученик сообщает «свое» время, сверяя
с действительным, и, корректируя внутренние
ощущения, позднее выполняет упражнение
с заданным временем.
- выполнение упражнений с разным темпом:
приседания, наклоны, круговые движения
рук на 1, 2, 4 счета; на счет 1—4.
Дифференцирование пространственных параметров движения строится на ощущениях «чувства пространства» и кинестетических представлениях;
- выполнение
симметричных и асимметричных
движений и умение
- ходьба
и бег с чередованием разной длины шагов
(40, 60, 80 см);
- повороты на 45°, 90°, 180°;
- чередование
наклонов и полунаклонов
- махи ног, круговые движения рук с разной
амплитудой;
- прыжки в длину с места с разной траекторией
полета, на заданное расстояние.
Дифференцирование динамических параметров движения основано на умение различать и варьировать усилия:
- статическое усилие мышц кисти на ручном, спины на становом динамометре с максимальной силой, в 3/4;
- прыжки в длину с места с максимальной силой в 3/4;
- метание в цель на разном расстоянии от мишени, в заданную цель (для слепых – озвученная мишень); мячами разного веса;
Дифференцирование ритмических параметров
движения («Чувство ритма»).
Типичной
формой управления ритмическими параметрами
движения в практике АФК является использование
музыки и других сигналов (звуковых, световых,
тактильных, вибрационных); различающихся
по высоте, громкости, продолжительности,
тембру:
- ходьба, бег в заданном внешним сигналом темпе;
- шаги польки, галопа и др. под музыку;
- подскоки, прыжки на месте, с продвижением вперед, назад, в сторонув заданном ритме;
- импровизация движений под музыку.
3. Развитие способности к
Ориентация
в пространстве — важная часть координационных
способностей. Недостаточность ее у инвалидов
всех нозологических групп — результат
не только патологических нарушений, но
и следствие гиподинамии. Поэтому одна
из задач ориентации — вооружить человека,
особенно слепого и слабовидящего, умениями
и техникой безопасного и надежного передвижения
в окружающей среде. При этом двигательная
способность и пространственная ориентация
тесно взаимосвязаны. E.W. Hill (1986), исследовавший
эту способность слепых, утверждает, что
если субъект способен двигаться, но не
ориентируется, движение бесполезно и
бессмысленно, и, наоборот, если субъект
ориентируется, но неподвижен, он не может
оказаться там, где ему хочется.
Двигательная способность (мобильность) состоит из двух компонентов, один из которых — мыслительная ориентация, другой — физическое передвижение. Первый определяется, как способность индивида распознавать окружение, временные и пространственные отношения относительно самого себя, второй - как передвижение из одного места в другое по средствами физической культуры.
Органы
чувств играют ведущую роль в распознавании,
истолковании и использовании информации
для ориентировки в пространстве:
- зрительная сенсорная система (для слабовидящих
- остаточное зрение) осуществляет зрительное
внимание, фиксацию, слежение, аккомодацию;
- слуховая – слуховое внимание, локализацию,
распознавание, различение звуков;
- тактильная – кинестетическое, температурное
и осязательное распознавание, различение;
- обонятельная – распознавание запахов.
Чувство самовосприятия, формирующееся в детстве и влияющее на развитие мышечного тонуса, существенно влияет на координацию движений, в том числе и на пространственную ориентацию. Нарушения мышечного тонуса, особенно у детей с последствиями церебрального паралича, полиомиелита, искажают движения, позы, походку.
Методические приемы развития
способности к пространственной ориентации
направлены на формирование необходимых
знаний и двигательных умений с помощью
зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических
представлений, являющихся ориентировочной
основой действий в замкнутом или открытом
пространстве. Создание этих представлений
особенно важно для детей с сенсорными
нарушениями:
- знание о структуре пространства и внешних
ориентирах (верхний и нижний, правый и
левый угол зала, окно, дверь, гимнастическая
стенка и т.п.);
- знания о положениях и позах тела в процессе
выполнения упражнений (правильная осанка,
положение стоя, сидя, лежа на животе, на
спине, на боку, стоя не коленях);
- знания
о видах размещения (в шеренге, колонне,
круге, в парах) и перемещения (по прямой,
по диагонали, «змейкой» и т.п.);
- знания о направлениях движения: вперед-назад,
вправо-влево, вниз-вверх;
- представление
о величине (большой, маленький), весе (легкий,
тяжелый), форме (квадратный, круглый),
фактуре (гладкий, шершавый), материале
(деревянный, металлический, резиновый),
цвете (красный, синий, желтый);
- понимание пространственных различий
в двигательных действиях в зависимости
от предлогов «перед», «за», «через», «по»,
«на», «между», «под» (подпрыгнуть, спрыгнуть, перепрыгнуть);
- дифференцирование внешних сигналов (звуковых, световых, вибрационных), предметных и символических ориентиров (хруст снега, шум воды, шорох шагов), указывающих направление, амплитуду, траекторию, длину и количество шагов.
Указанные представления формируются на каждом занятии, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности.
4. Развитие способности усвоение ритма движений.
Ритм является комплексной характеристикой, отражающей соотношение между отдельными частями, фазами, элементами какого-либо упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
В теории физической культуры ритм определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений (Ю.Ф. Курамшин, 1999 [14]).
Ритм
присущ и циклическим, и ациклическим
движениям. Ритмичность движений характеризует
рациональную технику конкретного двигательного
действия.
Дети
аномального развития, особенно с умственной
отсталостью, испытывают затруднения
в усвоении правильного ритма движений,
т.е. в согласованности акцентированных
усилий с пространственными и временными
характеристиками движения. Неритмичный
бег означает неравномерность усилий
при отталкивании в каждом цикле бега
и соответственно нестабильную скорость,
«плавающую» длину и частоту шагов. Внешне
это проявляется в излишнем напряжении,
порывистости и внезапном торможении,
раскачивании из стороны в сторону.
В
целях обучения правильному ритму и его
относительной стабилизации используют
счет, «выстукивания», хлопки. С этой же
целью применяют музыкальное сопровождение,
хотя в музыке под ритмом понимают «последовательную
длительность звуков, различных по высоте»,
т.е. только временные параметры.
Дети с нарушениями в развитии лучше усваивают временные характеристики (продолжительность движения, темп), чем ритмические. Если звуковые акценты (громкость) в мелодическом рисунке совпадают с акцептированными проявлениями мышечного усилия, то эффектом является улучшение ритмической характеристики движения. В действительности музыкальное сопровождение, используемое в ритмопластике, танце, логоритмике, аэробике, такой задачи не преследует. В этих видах все внимание концентрируется на точности временного совпадения движений с ритмическим рисунком мелодии, которое представляет «чередование звуков различных длительностей».
Вместе
с тем, воспроизведение музыкального ритмического
рисунка в движении развивает музыкальную
память, координацию движений, быстроту
реакции, выразительность, пластичность
и опосредованно — ритм движений (в понимании
его как комплексной характеристики техники
физического упражнения).
5. Развитие способности к статическому
и динамическому равновесию.
В основе развития этой координационной способности лежит постепенное и последовательное усложнение заданий и условий их выполнения, в результате чего требуется все большая мобилизационная способность оптимально балансировать в неустойчивых позах, придавая им устойчивость в условиях помех.
В условиях двигательной деятельности
инвалидов важны два проявления равновесия:
устойчивость статической позы и сохранения
ее в динамических упражнениях.
При
вертикальной позе ведущая роль в регуляции
равновесия принадлежит стопе и активности
мышц голени, так как именно они осуществляют
коррекцию нарушений равновесия. Устойчивость
обеспечивается:
- большой площадью опоры;
Информация о работе Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения