Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Обзор литературных источников по предмету исследования………………………………………….…………..…………….6
1.1. Этиология проявления умственной отсталости детей…………………………………..………………………………………….6
1.2. Развитие координационных способностей школьников в процессе адаптивной физической культуры……………………………........................11
1.3. Постановка научной проблемы………………………………………......26
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи и методы исследования………........................................................27
2.3. Организация исследования…………………………………………………29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения…………………………….………………………………….……31
3.1. Содержание эксперимента. Методики развития координационных способностей…………………………………………………………………….31
3.2. Обсуждения результатов эксперимента………………….……………...38
Вывод…………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………….…….41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ КОНЕЦ.docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

- более  низким нахождением общего центра  массы к опоре;

- прохождением  линии тяжести через площадь  опоры.

   В динамических упражнениях при воздействии прямолинейных и угловых ускорений равновесие преимущественно обеспечивается анализаторами (двигательным, вестибулярным) и зависит от проприоцептивной чувствительности и устойчивости к вестибулярным раздражениям. 
   В практической работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями применяются следующие упражнения:

 - ходьба на носках, фиксация стойки на носках;

- ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы;

- чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360°;

- танцевальные шаги вальса, польки;

- стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, вперед, в стороны, стоя на одной ноге; 

- то же, без опоры;

- прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке, на месте, с продвижением, поворотами, выпрыгивание вверх с устойчивым фиксированным приземлением;

- балансирование  на уменьшенной площади опоры  (нарисованном коридоре, гимнастической  скамейке, канате, лежащем на полу, низком гимнастическом бревне);

- махи ног вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного положения поза «ласточки» (у опоры, без опоры);

- вращение тела вокруг вертикальной оси (в висе на кольцах, на коньках, в кресле барани, в коляске);

- катание на качелях, «гигантских шагах», каруселях, «рейнском колесе», прыжки на батуте;

- подвижные игры с ускорениями, остановками, сменой направления, фиксированными позами;

- ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, руки в стороны, по качающейся опоре;

- выполнение упражнений с закрытыми глазами;

- жонглирование предметами (подбрасывание и ловля 1—2 теннисных мячей), стоя на гимнастической скамейке.

6. Развитие способности к быстрому  реагированию.

  Категорию детей аномального развития отличает целый ряд существенных нарушений нейродинамики: уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности, патологическая иррадиация возбудительного и тормозного процессов, которые выражаются в снижении когнитивных способностей, замедленном решении моторных задач, запаздывании тактических действий.

 
   Под реагирующей способностью понимается умение быстро отвечать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных действий в соответствии с меняющимися внешними условиями.

      Для развития простой двигательной реакции используются внезапные звуковые, двигательные, световые, вибрационные сигналы к началу заранее известного двигательного действия (зафиксировать позу, выполнить поворот, изменить направление движения). Варьирование сигналов по времени подачи (с разными интервалами), силе, типу, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание.

   Сложные реакции связаны со слежением, зрительным восприятием (у незрячих — слуховым восприятием), умением предвидеть, например, траекторию полета мяча, направление и скорость бега догоняющего в игре, предугадать движения партнера и т.п., т.е. предвосхитить события во времени и выбрать соответствующее двигательное поведение. Умение предвидеть, предугадывать ситуацию (антиципация) определяет точность и своевременность реакций, оптимальный выбор маршрута движения. Как правило, проявление этой способности связано с лимитом времени, а поэтому лучше всего развивается в игровой деятельности, где приходится реагировать на меняющуюся обстановку, выбирать кратчайший путь, использовать глазомер, самостоятельно принимать решения. 
   Для развития реагирующей способности используются следующие упражнения: 
- во время ходьбы или бега по одному сигналу выполняется остановка, по другому — смена направления движения;

- реагирование на сигнал из разных исходных положений: упор присев, стоя спиной и т.п.;

- реагирование движением на летящий мяч (отскочить или поймать), вращающуюся под ногами веревку и др.;

- реагирование на силу внешнего сигнала переключением на другой вид деятельности;

- подвижные игры, требующие быстрого реагирования на изменяющиеся условия и соответствующего выбора двигательного поведения.

7. Развитие мелкой моторики.

     Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук — кистей и пальцев, выражающееся в ограниченной подвижности, сгибательной контрактуре, спастике, синкинезиях. Чаще встречается у детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича, поражения спинного мозга, у детей с умственной отсталостью. От координации пальцев и кисти зависит освоение письма, чтение слепыми по Брайлю, успешность выполнения многих бытовых, трудовых и спортивных действий инвалидами всех нозологических групп. Развитие мелкой моторики выступает как один из основных методических подходов коррекции тяжелых речевых нарушений, к которым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, заикание. 
   Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он быстрее осваивает технику письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительного восприятия и произвольного внимания. 
   Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения:

- катание мяча, шарика, сидя на полу;

- подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной;

- перебрасывание мяча из руки в руку;

- удары мяча об пол, в стену и ловля;

- броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную;

- хватание гимнастической палки;

- сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом;

- ритмичное постукивание пальцами по столу;

- быстрое соединение пальцев в замок;

- движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами;

- пассивное и активное сгибание каждого пальца;

- собирание строительного конструктора, складывание мозаики;

- рисование по трафарету, на доске мелом и т.п.;

- малоподвижные игры типа «В гости к пальчику большому»,

сопровождающиеся  последовательными движениями пальцев  и 

речитативами;

- пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются 
предметы, птицы, животные. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

 

8. Развитие способности к расслаблению  мышц.

      Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоциональной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия двигательного опыта и т.д.

   Средствами и методическими приемами снижения мышечного напряжения и формирования произвольного расслабления являются: 
- гидрокинезотерапия, гидроаэробика. Водная среда с температурой 36,5—37° уменьшает спастику, снижает тонус мышц и контрактуры суставов;

- мимическая гимнастика;

- иппотерапия — лечебная верховая езда, эффект которой заключается в одновременном воздействии на организм трех факторов: механического, температурного и ритмического, снимает спастику мышц бедер у детей с ДЦП. Благодаря ритмичному, плавному шагу лошади всадник получает тепловой массаж мышц бедер и тазобедренных суставов;

- антигравитационные костюмы для детей с ДЦП, снижающие спастичность, спастико-ригидность;

- внешние факторы переключения после напряженных действий, например, решение несложной арифметической задачи, составление слов из букв (в условиях подвижной игры или эстафеты);

- контрастные статические напряжения с последующим расслаблением мышц;

- маховые упражнения рук (руки -плети») и ног, потряхивание конечностей; ненапряженные ротационные движения рук; свободное, расслабленное «падение» рук, ног, туловища;

- сочетание фазы расслабления с форсированным выдохом;

- переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая самомассаж;

- использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фактора;

- медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги.

   Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте. Анализ полученных данных выявил не только снижение абсолютных показателей двигательной координации практически на всех возрастных этапах школьного онтогенеза, но и нарушение соотношения различных видов КС между собой в каждой из групп аномальных детей. У детей с нарушением интеллекта выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45—55% от уровня здоровых школьников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей.

1.3 Постановка научной проблемы.

 

   Изучение  литературных источников позволило  выявить противоречие:

- что комплексы  физических упражнений  с умственно  отсталыми школьниками используются  в первую очередь как средство  двигательной активности при  этом они не используются как  средство развития координационных  способностей, поскольку в литературе  данный вопрос свешен достаточно  как применительно к возрасту, так и к виду нарушения (умственная  отсталость). 

   Проблема  умственной отсталости заключается  в том, как использовать физические  упражнения, как средство развития  координационных способностей детей  школьного возраста с умственной  отсталостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методологические основы научного исследования.

2.1. Объект, предмет, цель, рабочая  гипотеза исследования.

   Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей 10-12 лет с умственной отсталостью.

   Предмет исследования: влияние физических упражнений на развитие координационных способностей детей 10-12 лет с умственной отсталостью.

   Цель исследования: повысить уровень физической подготовленности координационных способностей, улучшить эмоциональное состояние детей 10-12 лет с умственной отсталостью.   

Гипотеза  исследования: мы предположили, что включение в учебно-воспитательный процесс специальных физических упражнений с элементами новизны позволит повысить уровень физической подготовленности координационных способностей, улучшить эмоциональное состояние детей 10-12 лет с умственной отсталостью.

2.2. Задача и методы исследования.

   Задачи исследования:  

  1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по изучаемой теме.
  2. Разработать комплекс физических упражнений с элементами новезны для развития координационных способностей детей 10-12 лет с умственной отсталостью.
  3. Экспериментально проверить эффективность применения комплекса на уроках физической культуры детей 10-12 лет с умственной отсталостью.

   Методы исследования:

1. Анализ  и обобщение научно-методической  литературы.

2. Педагогическое тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

 

1.  Анализ и обобщение научно-методической  литературы.

В нашей работе проанализировано более 20 литературных источников, анализ которых позволил разрешить проблему и определить ее актуальность, разработать комплекс физических упражнений для развитие координационных способностей детей с умственной отсталостью.

 2. Педагогическое тестирование.

Основным  направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием  двигательных способностей. В результате был разработан комплекс контрольных  тестов, который характеризует уровень  развития координационных способностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста .

Челночный бег 3х10м. И. п. о.с. 3-4 м от линии старта. По команде «На старт!» учащийся упирается руками за линию старта, устанавливает толчковую ногу от стартовой линии на расстоянии 1-1,5 стопы и ставит маховую ногу на колено. После того устанавливает маховую ногу на расстоянии по середине стопы толчковой ноги, расстояние между коленом маховой ноги и толчковой ноги должен составлять один кулак. Опираясь на колено маховой ноги, учащийся ставит большой и указательный пальцы обеих рук перед линией старта. Руки прямые, голова опущена, взгляд направлен на 2-3м вперед, плечи значительно выведены за линию старта, тяжесть тела распределена на руки и колено маховой ноги. По команде «Внимание!» учащийся несколько поднимает таз выше уровня плеч. В этом положении тяжесть тела распределена на руки и толчковой ноги. Необходимо быть готовым к началу бега и сделать уверенный вдох. По команде «Марш!» мощно оттолкнуться, направляя тело вверх вперед. Отталкивание осуществляется одновременно двумя ногами. На стартовом разгоне необходимо делать шаги чаще и тем самым руки тоже должны работать быстро. Учащийся должен добежать до отмеченной линии, коснуться кончиками пальцев одной руки, повернуться назад и то же самое должен сделать до линии старта и финишировать, бегая из-за всех сил. 
Метание малого мяча в цель. И. п. - одна нога ставится перед линией, другая назад, вес тела держится на задней ноге, на одной руке держит мяч, рука на которой мяч согнута на плечевом суставе уровне уха, другая рука выпрямлена вперед. По команде «Можно!» учащийся, метая мяч, переносит вес тела на переднюю ногу, заднюю ногу ставит на носок, рука, которая выпрямлена, опускается, и выполняет метание малого мяча в цель. 
Полоса препятствий. И. п. - о. с., 3-4 м от линии старта. По команде «На старт!» учащийся подходит и ставит толчковую (сильнейшую) ногу вперед к линии старта. Маховую ногу ставит назад. Руки вниз опушены. По команде «Внимание!» учащийся сильно наклоняет туловище вперед, голова опущена, взгляд направлен чуть вперед, маховая нога ставится на носок, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука впереди, другая сзади, положение рук одноименные к ногам. По команде «Марш!» учащийся мощно отталкивается толчковой ногой и оббегает первую стойку, касается кончиками пальцев одной руки на линию старта, выполняет бег «змейкой» оббегая три стойки, перепрыгивая через гимнастическую скамейку, перелазить легкоатлетический барьер, а затем бегом финишируют.

Информация о работе Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения