Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Актуальность. Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. Что же такое координация движений и координационные способности, в чем причина столь явного отставания этого качества у детей с умственной отсталостью?
По определению Д.Д. Донского[8], под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.
Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Обзор литературных источников по предмету исследования………………………………………….…………..…………….6
1.1. Этиология проявления умственной отсталости детей…………………………………..………………………………………….6
1.2. Развитие координационных способностей школьников в процессе адаптивной физической культуры……………………………........................11
1.3. Постановка научной проблемы………………………………………......26
Глава 2. Методологические основы научного исследования………….…27
2.1. Объект, предмет, цель, рабочая гипотеза исследования…………………27
2.2. Задачи и методы исследования………........................................................27
2.3. Организация исследования…………………………………………………29
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения…………………………….………………………………….……31
3.1. Содержание эксперимента. Методики развития координационных способностей…………………………………………………………………….31
3.2. Обсуждения результатов эксперимента………………….……………...38
Вывод…………………………………………………………………………...40
Список литературы…………………………………………………….…….41
В конце заключительной части подводились итоги занятия, давались организационно-методические рекомендации для проведения самостоятельных дополнительных занятий.
На вводную
и подготовительную части отводилось
30 % всего времени занятия, на основную
— 60%, на заключительную - 10 %. Построенные
таким образом занятия
3.2. Обсуждения результатов
В результате проведённого исследования и статистической обработки полученных результатов тестирования нами выявлены определённые закономерности, как в контрольной группе в процессе естественного развития, так и в экспериментальной группе в процессе целенаправленного воздействия на развитие координационных способностей.
Развития тестирования координационных способностей
детей 10-12 лет с умственной отсталостью.
Контрольные упражнения |
Группы |
До эксперимента |
После эксперимента |
Прирост | |
Абсолютный |
% | ||||
Полоса препятствий |
КГ |
16,12 |
14,6 |
1,52 |
9 |
ЭГ |
14,22 |
13,2 |
1,02 |
7 | |
Метание мяча в цель, количество баллов |
КГ |
13,4 |
13 |
-0,4 |
-3 |
ЭГ |
13 |
14 |
1 |
8 | |
Челночный бег 3х 10 м,с |
КГ |
10,3 |
10,2 |
0,1 |
1 |
ЭГ |
10,2 |
9,8 |
0,4 |
4 |
Время преодоления полосы препятствий детьми контрольной группы улучшилось на 9% (1,5с), а в экспериментальной – на 7% (1,02с), но в целом результат выполнения контрольного упражнения лучше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (в среднем 13,2с и 14,6с соответственно).
Вывод.
1. Анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с умственной отсталостью.
Активное целенаправленное воздействие на поврежденный анализатор или отдел ЦНС с помощью физических упражнений в сочетании с двигательными заданиями, воздействующими на другие анализаторы, ведет к улучшению координации работы всех сенсорных систем.
2. Дети школьного возраста с умственной отсталостью имели низкий исходный уровень развития координационных способностей по всем контрольным упражнениям.
3. Использование комплексов физических упражнений с элементами новизны на уроках физической культуры способствует развитию координационных способностей детей школьного возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась.
Список использованной литературы.
1. Астафьев Н.В. Самыличев А.С. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников [Текст]: / Омск, 1997. [30-32]
2. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман – М., 2008.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч. в 6 т. [Текст]: / М.: Педагогика, 1983. Т. 5. – С. 81-84.
4. Горская И.Ю. Синельникова Т.В.
5. Грачева В. Н. Телесно
6. Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие// СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – С. 40-44.
7. Дмитриев А. А. Физическая
культура в специальном
8. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Двигательная задача в спортивных действиях// Теор. и практ. физ.культ. 1994
9. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура/ С. П. Евсеев. – М., 2000.
10. Ю. Д. Железняк. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева. –М., 2001.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. сред пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М., 2001.–416 с.
13. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст ] / Под общ. ред.проф. Л. В. Шапковой.– М., 2002.
14. Курамшин Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития// Педагогика физической культуры/ Под ред. Б.А, Ашмарина. СПб., 1999. [45-48]
15. Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские[Текст]: историческое наследие / Е. А. Покровский.– СПб., 1994.– 381 с.
16.Певзмер М.С. Умственно отсталый ребенок. М., 1960 (в соавтор. с А.Р. Лурия, Н.Н. Зислиной и др.)
17. Певзмер М.С. Динамика развития детей - олигофренов. М., 1963 (в соавт. с В.И. Лубовским).
18. Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой–2-е изд., стереотип.–М.,2001.
19. Степаненко Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненко— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006
20. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. I. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры [Текст] / Под общ. ред. проф. С. П. Евсеева.– М., 2003.
21. Теория и огранизация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов /Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2005.
22. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: Учеб. пособие / Авторы-составители О. Э. Аксёнова, С. П. Евсеев/ Под ред. С. П. Евсеева. – М., 2004. – С.168 – 173.
23.Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст] / М. Фельденкрайз. – М., 2000
24. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. – М., 2004.
25. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Л. В. Шапкова /Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М., 2001.
Информация о работе Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения