Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:54, курсовая работа
Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
I. Введение.
Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка.
Обоснование выбора темы.
Краткие сведения о сборе практического материала.
Основная часть.
Теоретические основы формирования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста:
А) лингвистические основы формирования грамматической
стороны речи у дошкольников;
Б) психолого-педагогические основы формирования
грамматической стороны речи у дошкольников;
В) особенности формирования грамматической стороны речи у
детей 4-х лет.
Цели и задачи грамматической работы с дошкольниками.
Пути формирования грамматически правильной речи у детей 4-х лет:
А) изучение грамматических навыков детей и анализ причин их
грамматических ошибок;
Б) создание благоприятной языковой среды;
В) специальное обучение детей трудным грамматическим
формам;
Г) использование дидактических игр и упражнений в работе по
формированию грамматически правильной речи у детей.
Д) формирование грамматических навыков в практике речевого
общения;
Содержание и методика формирования грамматической стороны речи у детей младшего возраста.
Выводы.
Литература.
Приложения.
Тема: «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».
План:
I. Введение.
А) лингвистические основы формирования грамматической
стороны речи у дошкольников;
Б) психолого-педагогические основы формирования
грамматической стороны речи у дошкольников;
А) изучение грамматических навыков детей и анализ причин их
грамматических ошибок;
Б) создание благоприятной языковой среды;
В) специальное обучение детей трудным грамматическим
формам;
Г) использование дидактических игр и упражнений в работе по
формированию грамматически правильной речи у детей.
Д) формирование грамматических навыков в практике речевого
общения;
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов, и, при этом, даже не замечая своей колоссальной работы.
У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
(К.И.Чуковский).
I. Введение.
Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д.Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о её изучении, он писал: «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».1
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
__________________________
1Ушинский К.Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку.// Избр. Пед. Соч. – М., 1954. – Т2. – с.693.
На протяжении нескольких лет наш детский сад занимается проблемой развития речи детей. Анализ деятельности ДОУ показал, что целенаправленно планируя педагогический процесс, в т. ч. работу по развитию речи детей, часто из поля зрения воспитателей выпадают многие вопросы, связанные с грамматической работой. Это в конечном счете, сказывается на развитии детей. При умении детей составлять разного вида рассказы, у них часто встречаются грамматические ошибки (большей частью морфологические в младшем возрасте и способы словообразования в среднем и старшем возрастах).
Учитывая важность и большое значение грамматической работы именно в дошкольном возрасте, в 2001-2002 учебном году педколлектив нашего детского сада решил обратить особое внимание на формирование грамматически правильной речи у детей. Для достижения цели и устранения пробелов в работе с детьми нами были намечены задачи:
Наш детский сад № 124 (комбинированного вида), расположен в г. Дзержинске, по ул. Терешковой, 42. Кроме 7 обычных групп (2 –группы раннего возраста и 5 дошкольных групп), есть 1 специализированная группа для слабослышащих детей. Обучение детей ведется по «Программе обучения и воспитания в д/с» (под ред. М.А.Васильевой), а слабослышащих детей – по специальной программе Э.И.Леонгард «Общение», где одной из задач также ставится задача по освоению грамматических норм.
Для организации целенаправленной, систематической работы по речевому развитию, её прогнозированию, необходимыми условиями являются: выявление уровня сформированности грамматического строя русского языка, педагогическое наблюдение и педагогический анализ состояния речи детей, выявление причин затруднений в развитии речи детей.
Изучение и обследование речи детей 2-ой младшей группы проходило в течение всего 2001-2002 учебного года. Так, анализ уровня владения родным языком в соответствии с возрастом был проведен в начале года и в конце года. В процессе работы с детьми выявили какие грамматические ошибки допускают дети на занятиях и в свободное время; выяснили причины детских ошибок; провели контрольный срез на выявление уровня сформированности у детей грамматических навыков.
II. Основная часть.
Формирование грамматического строя языка ребенка – область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всём мире исследователей лингвистики и психологии, как А.Н.Хомский, Ж. Пиаже, Д.Слобин, Дж.С.Брунер, Л.С.Выготский, К.Кэзден,А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. Интерес к детской грамматике понятен, ибо чудо постижения трехлетним малышом системных связей языка – наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико- синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П.Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; (как и «Мне мама купила стол»)
То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова. Как пальто, пианино, кофе и др.
Основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А.Н.Гвоздева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.М.Шахнаровича и других.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя от появления первых, ещё неизменяемых аморфных слов до начала школьного возраста, когда ребенок овладевает всеми основными формами языка.
Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.
А.Н.Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).
Н.А.Гвоздевым раскрыта
следующая закономерность. В усвоении
грамматического строя
Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.
А.Н.Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Первый период –период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1г.3 мес. До 1 г. 10 мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения ( от 1 г. 10 мес. До 3 лет).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет)
Исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей обогащают работы Ф.А.Сохина, Н.П.Серебренниковой, М.И.Поповой, А.В.Захаровой.
При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.
Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. Развитый фонематический слух – основа освоения звукового состава грамматических элементов языка.
Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений.
Ф.А.Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «не подражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений.
Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.
Исследования в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике были начаты после войны в Академии педагогических наук РСФСР Е.И.Радиной, Р.И.Жуковской,Н.С.Карпинской, Л.А.Пеньевской, М.М.Кониной и др., которые опирались на опыт Е.И.Тихеевой.