Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Содержание работы

I. Введение.
Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка.
Обоснование выбора темы.
Краткие сведения о сборе практического материала.
Основная часть.
Теоретические основы формирования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста:
А) лингвистические основы формирования грамматической
стороны речи у дошкольников;
Б) психолого-педагогические основы формирования
грамматической стороны речи у дошкольников;
В) особенности формирования грамматической стороны речи у
детей 4-х лет.
Цели и задачи грамматической работы с дошкольниками.
Пути формирования грамматически правильной речи у детей 4-х лет:
А) изучение грамматических навыков детей и анализ причин их
грамматических ошибок;
Б) создание благоприятной языковой среды;
В) специальное обучение детей трудным грамматическим
формам;
Г) использование дидактических игр и упражнений в работе по
формированию грамматически правильной речи у детей.
Д) формирование грамматических навыков в практике речевого
общения;
Содержание и методика формирования грамматической стороны речи у детей младшего возраста.
Выводы.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

razvitie_grammatiki.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Основным методом нашей  работы  является игровой, а именно, метод использования дидактических  игр и дидактических упражнений.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В педагогическом процессе мы использовали сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.

Наряду с такими играми, использовали дидактические игры, в  которых  решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Такие игры были разработаны замечательными педагогами – О.И.Соловьевой, Л.А.Пеньевской, М.М.Кониной, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, В.В.Гербовой. Эти игры помогают детям в детском саду освоить трудные формы грамматики.

Мы старались всю  свою работу строить в живой, непринужденной форме. Чем больше сохраняются признаки игры, тем в большей мере она  доставляет детям радость. Мы стремились, чтобы содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила были взаимосвязаны между собой в дидактических играх и дидактических упражнениях по формированию грамматического строя речи детей.

В дидактических играх  и дидактических упражнениях  ставили следующие конкретные задачи:

  • согласование прилагательных и местоимений с существительными особенно среднего рода и неизменяемыми (н-р, мой кофе, красивое пальто);
  • образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении;
  • образование форм существительных множественного числа в родительном и винительном падежах;
  • работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением;
  • словообразование существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды.
  • Образование глаголов при помощи приставок и от звукоподражательных слов.

 

 

Дидактические игры и дидактические упражнения, используемые нами, очень разнообразны.

Например, в д/игре «Чья вещь?», ребенок называл  личные местоимения  и существительные («Мое платье», «Мое пальто», или в игровой ситуации просит: «Подарите мне синюю ленту». В игре «Чудесный мешочек» дети развивали связную речь, обогащали словарь, согласовывали существительное с другими частями речи. Здесь дети имели дело со знакомыми игрушками. Игра обязывала не только назвать игрушку, но и внимательно рассмотреть, описать качества игрушки, сказать как можно с ней играть. Ребенок в этой игре использовал разные части речи, учился словом обозначать признаки предметов, действия с предметами.

  Таким образом, благодаря д/играм и д/упражнениям речь детей становилась более содержательной, выразительной, правильной.

Часто применяли, варьируя д/упражнение «Мишка сделай», на употребление повелительного наклонения глагола. Дети просили Мишутку: «Сядь!», «Ляг на спину!», «Съезжай на санках с горки!».

В д/игре «Поручение»  дети учились изменять слова, часто употребляемые в жизни (иди, спой, нарисуй).

В д/игре «Чего не стало?»  дети упражнялись в использовании  единственного и множественного числа существительных в родительном  падеже. Игру проводили с разными  группами игрушек с тем, чтобы  по окончании игры дети смогли обобщить, сгруппировать (н-р «посуда»). Для игр брали натуральные предметы, игрушки, сюжетные и предметные картинки и др.

Многие игры сделали  своими руками. Все старались сделать  ярким, привлекательным для детей.

Разнообразные д/упражнения с рассматриванием картинок, игрушек, служат основным средством исправления речевых ошибок.

В д/играх и д/упражнениях  применялись такие приемы как  сопряженная, отраженная речь, речевой  образец, исправления, подсказ, сюрпризность, создание проблемных ситуаций.

Работая над речью детей, много внимания уделяем постановке вопроса, применяя прием отраженной речи: «Что есть спереди у пальто?»- спрашиваю у  Ксюши М., она отвечает: «Спереди – пуговицы». Добиваюсь: «Спереди у чего?» - «Спереди у пальто пуговицы». Ребенок, повторяя слово «спереди», употребляет отраженную речь в сочетании с неизменяемым существительным «пальто».

Вопросы: Зачем? Как? Почему? Когда? требуют от детей развернутого высказывания построения сложного предложения. При этом /СережаЗ., Дима К., Никита Л./ часто упускают союз, нарушают согласование, но мы давали образец речи, правильное согласование, подсказывали как лучше построить фразу, употребив союз.

Для закрепления формы  глагола множественного числа проводили  игровые упражнения с куклами: громко и четко даю образец вопроса, спрашиваю куклу Катю и Мишку: «Вы хотите сесть на стулья? Хотите послушать сказку?»

Через д/игры «Что изменилось?», «Устроим кукле комнату» учили детей  согласовывать слова в роде, числе, падеже; образовывать множественное  число /не хватает стульев, чашек, ложек и т.д./. В играх «Узнай, кто в домике живет?», «Чьи детки?» закрепляли не только названия животных, их детенышей, но и особое внимание уделяли образованию множественного числа в родительном, винительном падежах, обозначающих детенышей /гусята, цыплята/. Попроси у меня малышей: - «Дайте мне, пожалуйста, сереньких котят», - говорит ребенок. (Если дети правильно называют детенышей, то они с ними играют). Старались подбирать материал для игр таким образом, чтобы дети на интуитивном уровне могли уловить грамматическое правило, например, правило выбора окончаний существительных в род. падеже мн. числа в зависимости от окончания в именительном падеже /полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев/ Грамматические правила детям не даются, но материал к занятиям подбирается с их учетом. В игре даю образец правильного ответа с использованием трудных грамматических форм. Произносим хором: «сереньких котят». Спрашиваю индивидуально, усиленно выделяя окончания.

В д/игре «Кому что?» упражнялись в образовании существительных, обозначающих посуду с суффиксом «иц». Предлагаю кукле угадать название посуды, которую я принесла. «Посмотри, Настя, сюда кладут хлеб. Это? – «Хлебница», догадывается Настя. «Здесь лежит хлеб. Это? – «хлебница» - догадываются уже многие дети. Мы не ставили целью запомнить детям каждое слово: сахарница, хлебница, а больше обращали внимание на способ образования этих слов. Например, « из стакана пьют?…» /чай – добавляют дети. «Для хлеба нужна…» /использую интонацию незавершенности, побуждаю детей включиться и дополнить/, - «Хлебница». Во время обеда спрашиваю дежурного: «Куда ты положил хлеб?» - не называю сама, а предлагаю сделать это детям. Использование проблемных ситуаций позволяли детям поупражняться в словообразовании, а другим поучиться на их примере.

В игре «Магазин» говорю: «Вот  блюдо для сухарей –  су…», дети добавляют: «сухарница». При  этом дети учились  образовывать слова  с суффиксами «онк», «енк». Называю: «это посуда для соли – солонка. Сюда кладут масло, это мас…», «масленка» - добавляют дети.

Упражнение «Добавь  слово» хорошо применять на употребление существительных с уменьшительно  ласкательными суффиксами «ик», «ок», «ичк». Например, говорю: «У нас стол, а у куклы?», «Столик» - добавляют  дети.

Проводили д/игры и д/упражнения на закрепление окончаний «Назови  какой?», «Подбери такую же», «Лото», «Расскажи про игрушку».Подчеркнуто  произносим исходную и образуемую формы. «Этот мяч больше – он большой. А этот мяч какой?» – «маленький»-помогают дети.

Побуждаем проговаривать  хором, подсказывали, как правильно  сказать, поощряли правильные ответы, исправляли по ходу ошибки. Например, давали в качестве образца предложения  из 2-х слов «Красное ведро», «синий карандаш». В таких упражнениях  дети усваивают родовую принадлежность, согласовывают прилагательное с существительным. Играя с пирамидками, со строителем, предлагали детям назвать цвет колец, кубики,  пластины, кирпичика.

Особое внимание  уделяли  формированию ориентировки в пространстве, пониманию предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под). Использовали такие упражнения «Где кто?,Где что?», «Куриное семейство»,  «Кто где?». В игре «Прятки» ребенок, спрятавший игрушку, объясняет, где она находится, или дети сами прячутся, а кукла ищет их, называя место куда спрятался ребенок, выделяя голосом окончания и предлоги.

Чтение, рассказывание, приобщение детей к народному творчеству - также способствует развитию речи. Дети используют в своей речи живые, образные слова, обороты, договаривают, подговаривают отдельные слова, фразы. Хороший прием освоения грамматических форм – это договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах, рифмовках. Так, читая «Перчатки»  С.Я.Маршака, дети договаривают: «нашлись». В потешке «Вот и люди спят»- договаривают «спят». Проводили д/игру «Что изменилось?» с чтением стихотворения «Маша обедает» Капутикяна. Дети подговаривают слова каждой фразы. Например, « собачка в миске, курочка в черепушке».

Вызвать  интерес детей  к д/игре помогали загадки, пословицы, считалки, игровые приемы, персонажи (куклы, игрушки и др.).

Косвенное влияние на формирование грамматического строя  речи оказывают «пальчиковые игры», их очень любят дети, активно участвуя в проговаривании слов и выполнении движений, поскольку упражнения мелкой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга («Сорока-Сорока», «Коза – рогатая», «Ладушки» и другие игры с камушками, с бусами, мозаикой).

В процессе работы стали  замечать, что дети свои речевые  ошибки и ошибки других детей. Катя З. говорит: «А я правильно сказала книжек, а Лена – «книжков». Это не правильно» Миша Б.: «А я уже научился говорить «Флажок синий, а лента – красная» (при этом четко выделяя окончания). У детей появился интерес к звучащему слову.

Анализируя результаты работы мы пришли к выводу, что используемые д/игры и д/упражнения вызывают у детей большой интерес к сотворчеству с педагогом, стимулируют детей в поисковой активности в сфере грамматики и на экспериментирование со словом.

В результате обследования детей на основе игровых заданий и упражнений (контрольный срез) в феврале 2002г. (см. Приложение № 2), было выявлено, что у детей (10 чел) 2-ой младшей группы сформированы грамматические навыки на 72,8 % .

 

 

 

 

 

 

Хорошие результаты показали дети:

  1. по проверке умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе (80%).
  2. по проверке навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (100%).
  3. по проверке умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (80%).

 

Но у некоторых детей  вызывают еще затруднения:

  1. усвоение формы  родительного падежа множественного числа (64%).
  2. умение правильно называть отдельных детенышей животных в множественном числе (62,5%).
  3. умение распространять предложения (50%).

 

Формирование грамматической стороны речи – постоянный непрерывный процесс. Важнейшим условием его формирования является практика речевого общения.

Повседневная жизнь  дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в  употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Разговаривая с детьми за завтраком, в уголке природы, на прогулке мы поощряли и побуждали общение  детей друг с другом, сами вызывали их на разговоры, незаметно для детей  упражняя их в употреблении правильных грамматических форм. Большое внимание уделяли  исправлению грамматических ошибок, и старались это делать в доброжелательной форме, исключая подчеркнутость исправления. Старались более естественным образом корректировать ошибки детей, используя такой прием, как фактическое подтверждение детского высказывания, распространяя его, включая нормативную форму (Никита Л : « У дома окны».Воспитатель  во время наблюдения на прогулке : «Большие окна у дома. Вон какие окна чистые».

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно. Неисправленная ошибка- лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

Авторы некоторых пособий (О.С.Соловьева, А.М.Бородич) под формированием  грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно  исправление ошибок. Но с этим нельзя согласиться, поскольку исправление  ошибок осуществляется на всех занятиях, а также вне их. Скорее всего задачи и содержание повседневного речевого развития значительно шире.

Согласны с подходом к этой проблеме Л.П.Федоренко и  др. которые делают упор на обогащение речи детей грамматическими формами  и конструкциями, на освоение всего богатства грамматических средств языка.

Мы придерживаемся такой  точки зрения, «…что задачи освоения грамматического строя языка  не должны выступать как самоцель педагогического процесса, а подчиняться  целям более высокого ранга –  освоению форм общения и речи, освоению различных видов содержательной деятельности: художественно-речевой, речевой, игровой, изобразительной и т.д.»2.

Поэтому стараемся  организовывать  совместные со взрослыми сюжетно-отобразительные  игры, подвижные, музыкальные игры и пластические упражнения, игры-драматизации, инсценировки,  элементы игры и драматизации при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации, деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями - такие виды деятельности, которые имеют широкий обще развивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствования из произведений фольклора и художественной литературы, из речи педагога форм и структур языка. Эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем.

Грамматическая работа с детьми младшего возраста посредством  д/игр и д/упражнений помогла детям легче усвоить программный материал,, активизировать поисковую деятельность и развить у детей интерес к слову. Дети стали более активны на занятиях и открыты в общении.

Таким образом, проводя  систематическую работу по формированию грамматически правильной речи  на занятиях, в играх, повседневном общении, мы достигли основного: большинство детей нашей группы слышат речь и умеют отличить грамматически правильное слово от неправильного, поправить если необходимо. У детей возникло критическое внимание к своей речи, сформировано стремление к поиску среди вариантов словообразовательной модели единственно правильной и приемлемой.

Информация о работе Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста