Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

Содержание работы

I. Введение.
Грамматический строй родного языка; значение его усвоения для развития ребенка.
Обоснование выбора темы.
Краткие сведения о сборе практического материала.
Основная часть.
Теоретические основы формирования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста:
А) лингвистические основы формирования грамматической
стороны речи у дошкольников;
Б) психолого-педагогические основы формирования
грамматической стороны речи у дошкольников;
В) особенности формирования грамматической стороны речи у
детей 4-х лет.
Цели и задачи грамматической работы с дошкольниками.
Пути формирования грамматически правильной речи у детей 4-х лет:
А) изучение грамматических навыков детей и анализ причин их
грамматических ошибок;
Б) создание благоприятной языковой среды;
В) специальное обучение детей трудным грамматическим
формам;
Г) использование дидактических игр и упражнений в работе по
формированию грамматически правильной речи у детей.
Д) формирование грамматических навыков в практике речевого
общения;
Содержание и методика формирования грамматической стороны речи у детей младшего возраста.
Выводы.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

razvitie_grammatiki.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Весь путь работы над  словом рассчитан нами на то, чтобы  через все усложняющуюся аналитическую  работу, дети пришли к автоматизированному и прочному навыку, к целостным, свободным высказываниям.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно  выделить несколько этапов:

  • Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного.
  • Далее – использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.
  • Более сложная задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым.
  • И наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.

 

________________________________________

2 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. (стр. 253)

В младшем возрасте существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употребление их в речи. Обучение грамматическим навыкам осуществляется на занятиях и в повседневном общении.

Систематическая организация  занятий, правильное руководство ими – важные педагогические условия. Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам используют:

  1. специальные занятия, основное содержание которых –формирование грамматически правильной речи;
  2. как часть занятия по методике развития речи в виде грамматических игр и упражнений.

На занятиях по другим разделам программы воспитания и  обучения постоянно предоставляется  возможность упражнять детей  в правильном употреблении грамматических форм.

В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных; определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного.

При ознакомлении с природой дети упражняются:

  • в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного (дни короче, теплее);
  • в употреблении глаголов (набухают, опадают);

При планировании занятий  важно правильно определять программное  содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей.

Для прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического  стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное  содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.

Важным условием усвоения ребенком грамматического строя  языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова. Существенную роль здесь играет правильный выбор  речевого материала.

Обучение грамматическим навыкам детей младшего возраста осуществляется на  играх-занятиях преимущественно в форме д/игр и игр-драматизаций, в форме сеансов активизирующего общения.

Методические особенности  проведения занятий с малышами заключаются  в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставить детям самостоятельность.

В младшем дошкольном возрасте  специально организованные игры-занятия не должны иметь учебной  мотивации. Такие занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Грамматическое содержание работы должно быть скрыто от детей. Перед ними всегда должна стоять та или иная игровая задача.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять в её употреблении (повторение детьми вслед за взрослым с выделением голосом окончания).

Таким образом будет  формироваться умение ориентироваться  на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических  игр педагог в случае необходимости  подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом  путем повторения правильного слова.

Методические приемы, используемые в работе с малышами, разнообразны. Они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать  образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Используются и такие  приемы, как создание проблемных ситуаций, подсказ нужной формы, исправление  ошибки, вопросы подсказывающего  характера, напоминание о том, как сказать правильно и др.

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии  ребенок решает поставленную перед  ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные игры и упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно, живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

В ходе занятий педагог  должен добиваться активности всех детей, точности и осознанности их ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Выводы.

 

Трудность обучения грамматическим значениям родного языка состоит  в том, что обучающий сам не осознает этих значений, употребляет  их интуитивно, усвоив в процессе естественного  восприятия родного языка.

Поэтому важнейшей заботой обучающего должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все  грамматические формы родного языка  и постепенно проникали в их смысл.

Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. И если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала.

При благоприятных условиях уже в младшем возрасте происходит расцвет словотворчества, возникает  своеобразное экспериментирование  со словом, его формами – языковые игры, ребенок начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: и в детском саду, и во дворе, и в парке, и в театре и пр.

Дошкольные годы –  особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через умелое взаимодействие и диалог умного понимающего взрослого с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М: Академия, 1997. – 400с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика- Синтез, 1999. – 272с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – м: Просвещение, 1985. – 176 с.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи.-.М., 1981.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушаковой. – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
  6. Скажи по-другому / Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой.. – Самара, 1994. – 145 с.
  7. Тамбовцева Л.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – Мм., 1984.
  8. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дощкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 56 с.
  9. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет.сада / В.А.Петровский, А.М.Виноградова,  Л.М.Кларина и др. – М: Просвещение, 1993. – 191 с.



Информация о работе Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста