Роль физического воспитания в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были освещены идеи физического воспитания в советский период. Целью работы является раскрыть развитие идей физического воспитания в советской педагогике. Отражена связь физического воспитания и всестороннего развития личности. Показана роль школы и внешкольных учебных организаций в физическом развитии личности. Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период. Задачи: 1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов; 2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период; 3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, применимые в практике современного воспитания;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль физического воспитания в формировании личности ребенка 6
Физическое развитие как основа формирования всесторонне
развитой личности 6
1.2 Противники идеи значимости физического воспитание 15
2 Пути осуществления физического воспитания в советский период 18
2.1 Физические занятия в школе 18
2.2 Внешкольная физическая спортивная работа 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

курсач!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           4

1 Роль физического воспитания  в формировании личности ребенка            6

    1. Физическое развитие как основа формирования всесторонне

развитой личности                                                                                          6

1.2 Противники  идеи значимости физического воспитание                            15

2 Пути осуществления физического  воспитания в советский период            18

2.1 Физические занятия  в школе                                                                         18

2.2 Внешкольная физическая  спортивная работа                                              36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     39       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 41 с.,25 источника.

ФИЗИЧЕСКОЕ ФОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В данной курсовой работе были освещены идеи физического  воспитания в советский период. Целью работы является раскрыть развитие идей физического воспитания в советской педагогике. Отражена связь физического воспитания и всестороннего развития личности. Показана роль школы и внешкольных учебных организаций в физическом развитии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Физическое  воспитание, органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания - занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования.

В СССР и др. социалистических странах Физическое воспитание было частью коммунистического воспитания, выступающего в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и политехническим образованием. Цель физического воспитания того времени - подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Физическое  воспитание в советский период осуществлялось в основном в учебных заведениях. Разработанные программы, по которым и осуществлялся учебный процесс в то время, во многом сходны с нынешними, разница заключается в направленности воспитания.

Многие труды, написанные советскими педагогами, такими как Н.К. крупская, А.В. Луначрский, Макаренко  А.С.,  о развитии личности по средствам физического воспитания, имеют свою актуальность и настоящее время.

Объект: Физическое воспитание как одно из основных направлений  формирования личности ребенка.

Предмет: Эволюция идей физического воспитания в советской педагогике.

Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период.

Задачи:

1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов;

2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период;

3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, применимые в практике современного воспитания;

Методы исследования: анализ первоисточников, анализ литературы, описание, обобщение педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

 

1.1 Физическое воспитание как основа всесторонне развитой личности

Физическое  воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

На протяжении всей истории  отечества физическому воспитанию уделялось особое внимание, начиная с восточных славян. Основной формой физического воспитания являлись игры, связанные с различными культовыми обрядами. Составными элементами игр были состязания в беге, прыжках, борьбе, метании копья, дротика, стрельбе из лука, кулачном бою и др. Воспитательное значение этих упражнений и игр было огромно. Они вырабатывали у молодежи сноровку, привычку к трудностям, воспитывали коллективизм, самостоятельность, смелость. Хотя в дальнейшем методы и менялись, но цели оставались одними и теме же. Однако кардинальные изменения в походе к физическому воспитанию происходят во время советской власти; эти изменения обусловлены прежде всего научным подходом к воспитательному процессу в области физического воспитания.

Начиная с великой Октябрьской  социалистической революции, было положено начало создания в нашей стране новой педагогики - науки о всестороннем коммунистическом воспитании подрастающих поколений.

В развитие теории о физическом воспитании детей дошкольного возраста неоценимый вклад внесла Н.К. Крупская. С первых лет Советской власти Н.К. Крупская указывала на необходимость разработки новой теории воспитания, построенной на основе марксистско-ленинского учения, с учетом задач социалистического общества. Она обращала внимание на обязательность подлинно научного подхода к вопросам развития ребенка, методов его воспитания и обучения с опорой на современные исследования в области педагогики, психологии и физиологии. Н.К. Крупская подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики воспитания и обучения [4,с. 125]. В дальнейшем это привело к изменению как в школьные программы, так и в целом подход к общему физическому развитию детей.

Физическому воспитанию ребенка  Н.К. Крупская придавала большое  значение. Она считала физкультуру  особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения. Отмечая полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла игры, которые не только физически укрепляют организм, но и могут быть использованы в целях коммунистического воспитания. Она отмечала важную роль игры в укреплении коллектива, воспитании умения владеть собой, организованно действовать, вырабатывать характер [4 с.125].

«В игре, - говорила она,- развиваются  физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, вырабатываются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»

Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе игры ребенок познает окружающий мир, развивает свои умственные и физические способности, научается преодолевать трудности. Игры способствуют развитию целеустремленности, организаторских способностей. Совместные коллективные игры детей - зачатки коллективного труда, и в таких играх лучше всего развертываются творческие силы ребенка, изобретательность. Игра в жизни ребенка имеет столь же важное значение, что и в жизни взрослого его деятельность, его работа [5, с. 35-37].

Особенно надо ценить совместную коллективную игровую деятельность детей. Через игру воспитывается психология коллективиста. С малых лет надо растить из ребят коллективистов, умеющих жить по-товарищески, умеющих коллективно работать и оказывать друг другу помощь [5, с.35-37].

Из этого следует, что  Н.К. Крупская тесно связывала физическую и трудовую деятельность, и именно игра объединяет в себе эти два направления в воспитании, формируя у дошкольников столь необходимые качества для того, что бы он в дальнейшем мог стать полноценным членом коммунистического общества.

Игра детей, говорила Н.К. Крупская, должна постепенно переходить в здоровый спорт, которому присущ здоровый дух соревнований. В физическом воспитании детей Крупская придавала большое значение закаливанию с помощью естественных факторов природы - солнца, воздуха, воды. Использование природных факторов крайне необходимо для правильного физического развития детей, привития им необходимых гигиенических навыков и привычек [5, с.25-37].

В своих выступлениях перед  педагогами,  Н.К. Крупская указывала  на необходимость воспитывать молодежь здоровой, физически сильной и выносливой, самоотверженной, боеспособной, умеющей укреплять и защищать великие революционные завоевания советского народа [6,с 49-54].

 Н.К. Крупская подчеркивала, что физическое воспитание в  школе - составная часть единого педагогического процесса, способствующая воспитанию у школьников важнейших черт коммунистической морали: коллективизма, дружбы и товарищества, социалистического отношения к труду [6,с 49-54].

Она считала, что  в большой и многообразной по своему содержанию работе пионерских организаций значительное место должно занимать физическое воспитание пионеров. Физическое воспитание должно тесно увязываться с общими задачами коммунистического воспитания, способствовать воспитанию коллективизма, товарищеской солидарности, сплочению детского коллектива, развитию детской самодеятельности. В процессе физического воспитания детям должны сообщаться необходимые знания о влиянии физических упражнений на организм человека, должны вырабатываться навыки в беге, прыжках, плавании, лазании, стрельбе и т. д. Пионерская организация должна приучать детей правильно распределять время, поддерживать режим, отводить в режиме дня время для игр и физических упражнений, для прогулок на свежем воздухе [5,с 25-37].

Говоря о  всей педагогической деятельности Н.К. Крупской, следует отметить, что  она, как и её современники, тесно  связывала педагогику с идеологическими  потребностями общества, и физическое воспитание выступало как один из важнейших факторов в формировании личности детей.

 Вспомним  слова другого выдающегося педагога  А.В. Луначарского: «Физическое образование  ребенка есть база для всего  остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» [9.20 июля].

Тем самым он подчеркивал, что физическое воспитание является одним из важнейших факторов формирования личности человека, что  именно через физические упражнения, у него формируются столь необходимые  качества, такие как сила, воля, смелость и т.д.

Конечно, говорил  Луначарский: «мы не можем стать  на сугубо биологическую точку зрения и считать, что если бы все люди были здоровы, то и общество было бы здорово. И если бы нас спросили, что же для нас дороже - физическое здоровье или развитый интеллект, коммунистическая сознательность и нравственное совершенство, то в этом ряду качеств мы здоровье поставим на последнее место и отдадим свои симпатии человеку, пусть и хилому физически, но умному и солидарному с нами в идейном и нравственном отношении. Но для того чтобы такой человек мог эффективно приносить пользу обществу, ему необходимо и физическое здоровье. Отсюда мы делаем вывод, что физическое здоровье является необходимым условием правильной функции того в человеке, что является самым высоким и самым тонким, т. е. его мозгового аппарата, правильных действий высшего порядка его организма, порядка наиболее широко социального» [10, с. 38].

Вопросы здоровья советских людей, особенно здоровья подрастающего поколения, Луначарский рассматривал всесторонне. Для него это была социальная проблема, включающая в себя и экономические, и политические, и организационно–хозяйственные, и научные вопросы, а не только вопросы практической медицины, гигиены и педагогики.

«Для нас, говорил он, физкультура не может ограничиться гимнастикой и спортом. Мы относим к ней совокупность всех вопросов, связанных с достижением максимального здоровья масс. Физическому воспитанию ребенка Н.К. Крупская придавала большое значение. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения. Отмечая полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла игры, которые не только физически укрепляют организм, но и могут быть использованы в целях коммунистического воспитания. Она отмечала важную роль игры в укреплении коллектива, воспитании умения владеть собой, организованно действовать, вырабатывать характер - т. е. сплошь вопросы физкультуры, в которую входят, конечно, как неотъемлемая часть, и гимнастика и спорт» [10, с. 32].

Поэтому колоссальное значение имеет пропаганда гигиенических  знаний. Но он отдавал ясный отчет в том, что многое в этом отношении не зависит от человека. Как материалисты, мы понимаем, что для выполнения своих социальных функций человек должен обладать здоровым телом. «Но если, однако, мы поставим вопрос таким образом, то станет просто смешным говорить о физкультуре, не говоря, скажем, о жилищном вопросе, с которого начинал и  Ф. Энгельс.

Информация о работе Роль физического воспитания в формировании личности ребенка