Роль физического воспитания в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были освещены идеи физического воспитания в советский период. Целью работы является раскрыть развитие идей физического воспитания в советской педагогике. Отражена связь физического воспитания и всестороннего развития личности. Показана роль школы и внешкольных учебных организаций в физическом развитии личности. Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период. Задачи: 1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов; 2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период; 3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, применимые в практике современного воспитания;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль физического воспитания в формировании личности ребенка 6
Физическое развитие как основа формирования всесторонне
развитой личности 6
1.2 Противники идеи значимости физического воспитание 15
2 Пути осуществления физического воспитания в советский период 18
2.1 Физические занятия в школе 18
2.2 Внешкольная физическая спортивная работа 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

курсач!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

В 1919 г. Всевобуч разработал содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Программы значительно отличались по структуре и содержанию, но практически во всех просматривалась военная направленность. Основу программы составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской системе или полностью повторявшая ее отдельные разделы: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры [3, с.244].

В начале 20-х  гг. был предложен целый ряд  различных программ и методик  по физической подготовке школьников. Наиболее лестные отзывы в то время  получила «Схематическая программа  физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры» (А.А. Зикмунд, 1923). Она была составлена с учетом трехлетнего опыта работы по педагогической гимнастике в Центральном Государственном институтете физической культуры. Программный материал был распределен по возрастным группам: 7 - 9, 9-12, 12 -15 и 15 -18 лет. Рекомендовалось использовать следующие средства: ходьбу, бег, прыжки, порядковые упражнения, несложные гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и дыхательные упражнения, подвижные игры. Особое значение придавалось корригирующим упражнениям как профилактическому средству, направленному на уменьшение неблагоприятных воздействий условий труда. В программе говорилось: «...Цель корригирующих упражнений - развивать те группы мыши, которые во время профессионального труда не развиваются. Тут нужно обратить внимание на развитие левой стороны тела, способствовать развитию грудной клетки и правильному дыханию и кровообращению». Все предложенные в программе упражнения были просты по двигательной структуре, легко дозировались, не вызывали значительных напряжений в деятельности функциональных систем организма, имели четко выраженную восстановительно-поддерживающую направленность [3, с.244].

Из трудовых навыков программа включала виды ручного труда ремесленного характера. Тесное соединение физического и трудового обучения было одной из главных задач пролетарской культуры в области физического воспитания. В программе об этом говорилось так: «...В дальнейшем перед наукой стоят вопросы объединить физическое воспитание и трудовые навыки в единое воспитательное средство» [3, с.244].

В 1927 г. Наркомпрос утверждает первые обязательные школьные программы по физической культуре для  школ I и II ступени (I ступень - начальная  школа с четырехлетним сроком обучения, II ступень - девятилетняя средняя школа). Эти программы явились своеобразной вехой для всех последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех школ [3,с. 245].

Программа школы 1 ступени состояла из следующих разделов: цели, задачи и средства физической культуры; естественные факторы (солнце, воздух, вода), гигиенические навыки; подвижные игры; гимнастика; спортивные развлечения; врачебно-педагогический контроль за проведением физической культуры. Программа школы 2 ступени включала замечания к программе и собственно программный материал: гимнастику, игры (подвижные и спортивные), «спортупражнения и спорт», ориентировочные учебные нормативы для учащихся [3, с.245].

В программе школы 1 ступени подчеркивалось: «...При выборе средств физической культуры необходимо учитывать как биологические особенности детей, так и социально-экономические, природные и бытовые условия. Поэтому физическая культура в нашей школе не должна являться копированием физической культуры в школах других стран. В нашей школе находят свое место следующие средства физической культуры: физические упражнения, обеспечивающие нормальное развитие сенсорно-моторного аппарата, санитарно-гигиенические навыки в связи с использованием солнца, воды и воздуха и санитарно-гигиеническое просвещение. В основу физических упражнений в школе 1 ступени должны входить естественные движения: бег, ходьба, прыжки, лазания, упражнения с небольшими отягощениями, метания, плавание, приемы естественной защиты и нападения, а также те естественные движения, которые связаны с трудовой деятельностью человека: рубка, пиление, резание, копание и т.д.» [3, с. 246].

В программе  указывалось, что учебная работа по физической культуре в форме обязательных уроков должна проводиться в школах 1 ступени не менее трех раз в неделю и в школах 2 ступени - два раза в неделю. Помимо «нормального урока физупражнений» рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии [3,с.246].

В разделе «Гимнастика» говорилось, что она позволяет  строго дозировать нагрузку при выполнении физических упражнений:

«...Таким методом  является гимнастический, в основе которого лежит точный учет формы характера движений и дозировка качественной и количественной стороны усилий».

Содержание  собственно уроков физкультуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программы, преимущественно заимствованных из зарубежных гимнастических систем. Акцент делался на выполнении упражнений прикладного характера без учета их воздействия на основные функциональные системы школьников. В программах просматривается явный крен в сторону гигиенизации процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения учащихся и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.

В начале 1930-х  гг.. к составлению учебных планов и программ были привлечены ведущие  ученые, опытные методисты, школьные учителя и преподаватели вузов.

Значительным событием, способствующим развитию физкультурно-спортивной работы в школе, явилось то, что с 1930 г. начал издаваться ежемесячный методический журнал «Физкультура в школе» (с 1958 г. он стал называться «Физическая культура в школе»). В своем первом номере журнал сообщает: «Основные наши трудности заключаются в отсутствии достаточных и подготовленных кадров, в недостатке теоретической и методической работы, в слабости руководства физкультурным движением». Так, даже в Московской области в 1929 г. в школах почти полностью отсутствовали учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Между тем, по данным обследования 1929 г., состояние здоровья школьников вызывало большую тревогу: процент здоровых детей был крайне незначительным [3, с.247]

Поэтому трудно переоценить роль и своевременность  выхода в свет массовым тиражом своеобразного  «самоучителя» по передовой методике физического воспитания детей. Журнал стал оказывать посильную помощь в физкультурной работе нашим учебным заведениям, просветительным организациям и внешкольным учреждениям, освещая на своих страницах вопросы методики и практики, передовой опыт, пропагандируя его среди широких масс работников физической культуры и учащихся [3, с.238].

Особенно важным фактом, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР.

В методических (пояснительных) записках к программам начальной  и средней школы говорилось, что  «...физкультура в школе является одним из основных звеньев единой системы физкультуры, проводимой в СССР; ее содержание, объем и методы вытекают из тех основных требований, которые предъявляются подготовкой по комплексу ГТО». В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы (класса) подразделялся на объем физических упражнений, объем теоретических знаний, объем физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков, учебные нормативы. «Замечания» к программам содержали подробные методические указания и разъяснения по проведению «типового урока физупражнений», гимнастики до занятий, физкультминут, массовых игр, экскурсий и спортивных праздников. Здесь же разъяснялись особенности планирования и учета работы по физической культуре в школе, предлагался единый вариант планирования учебной работы с распределением материала на год, четверти и десятидневки [3, с.249].

Программой  предписывалось строить типовые  уроки физупражнений по определенной схеме; состоять они должны из четырех серий: первая - втягивающие упражнения - 5 мин, вторая - общеразвивающие (общеподготовительные) упражнения - 10 мин, третья - основные упражнения - 25 мин, четвертая - успокаивающие упражнения - 5 мин. Общее время урока должно было составлять 40 - 45 мин. Физические упражнения подразделялись на две основные группы: общеподготовительные и прикладные упражнения. При этом отмечалось: «...Ведущую роль в программном материале физических упражнений имеют прикладные упражнения; в тесной связи с ними подбирается комплекс общеподготовительных упражнений» [3,с.249].

В школьных программах 1932 г. очевидна связь физического  воспитания с военной подготовкой учащихся. В программе средней школы указывалось: «...Увязка физической культуры с военным делом должна выражаться в усвоении основных элементов строевой подготовки тех военно-прикладных навыков, которые будут служить базой для подготовки бойца. Необходимо обратить внимание на воспитание психофизических качеств, как то: решительность, настойчивость, выдержка, ориентировка. Совместно с военным руководством следует дать навыки в обращении с противогазом. В естественных условиях (во время экскурсий и военно-физкультурных походов) следует проверять и закреплять прикладные навыки, полученные в условиях школьной обстановки» [20, с.155-187].

В разделе физкультурно-организационных  и санитарно-гигиенических навыков в порядке возрастающей сложности были сформулированы такие требования: умение выполнять физкультминуту, расставить игроков для подвижной игры, судить спортивную игру, уметь следить за осанкой, выполнять правила личной и общественной гигиены, знать основы закаливания и т.д.

Впервые программа  устанавливала виды испытаний и  твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса ГТО 1 ступени. Таким образом, в начале 30-х гг. комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах. Более чем на 50 последующих лет трудовая и военная направленность была основой для разработки учебных программ по физической культуре [20, с.155-187].

В 1940 г. в качестве обязательного школьного учебного предмета в учебный план была включена допризывная военная подготовка. Разрабатывается в этой связи и соответствующая программа - «Программа допризывной военной подготовки учащихся средних школ, техникумов, рабфаков и равных им учебных заведений». Она была разработана Управлением начальной и допризывной военной подготовки при Главном управлении Красной Армии. На военное и физическое воспитание в 8 -10-х классах отводилось 120 учебных часов в год. Учет успеваемости по допризывной военной подготовке проводился на общих основаниях с другими школьными предметами. Программа включала следующие разделы: Красная Армия и Военно-Морской Флот, краткие сведения об организации Красной Армии и уставах РККА, физическое воспитание и строевая подготовка, стрелковая подготовка, военная топография, противовоздушная и противохимическая защита, военно-санитарное дело, тактическая подготовка. Программа предусматривала обучение девушек-старшеклассниц санитарному делу с целью подготовки среднего медицинского персонала. Фактически в предвоенные годы, а затем и в годы Великой Отечественной войны учебные планы и школьные программы разрабатывались не в учреждениях Наркомпроса, а в Комиссариате обороны страны. Так, приказ народного комиссара обороны К.Е.Ворошилова № 51 от 7 марта 1940 г. гласил: «1. Ввести в действие объявленную программу допризывной военной подготовки учащихся 8, 9 и 10 классов средних школ, техникумов, рабфаков, школ ФЗУ и высших учебных заведений [20, с.155-187].

 Программой  допризывной военной подготовки  учащихся руководствоваться всем директорам и военным руководителям средних школ, техникумов, рабфаков, школ фабрично-заводского ученичества и высших учебных заведений, где согласно закону о всеобщей воинской обязанности установлена допризывная военная подготовка учащихся». В предвоенные годы военно-физическая подготовленность учащихся стала основным показателем работы школ[20, с.155-187].

С началом Великой  Отечественной войны главным в деятельности органов народного просвещения и в содержании обучения и воспитания в школах, естественно, становится еще более тесное взаимодействие процесса физического воспитания с военной подготовкой школьников, т. е. военно-физическая подготовка [20, с.155-187].

В августе 1941 г. начальником Управления боевой подготовки Красной Армии была утверждена программа Наркомпроса РСФСР по допризывной военной подготовке юношей и девушек 8 -10-х классов средней школы. В октябре 1941 г. Главное управление Всевобуча дало указание по организации допризывной военной подготовки учащихся 8 - 10-х классов в 1941 - 1942 учебном году. В соответствии с этим указанием к содержанию допризывной военной подготовки юношей 9 - 10-х классов были предъявлены более строгие требования, чем в программе Наркомпроса РСФСР.

Физическая  подготовка включала занятия по лыжной и кроссовой подготовке, плаванию, гимнастике спортивным играм, военизированные  походы и др.

В 1942 - 1943 учебном  году специальными постановлениями  СНК СССР военная подготовка была введена для школьников всех возрастов. Соответственно в 1942 г. были приняты «Программа военно-физической подготовки учащихся начальных и 1 - 4-х классов неполных средних и средних школ» и «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5 -10-х классов неполных средних и средних школ и техникумов» [20, с.155-187].

Содержание  учебного материала по физическому  воспитанию в 1-4-х классах состояло из несложных гимнастических упражнений общеразвивающего характера, традиционных подвижных детских игр, простых базовых умений и навыков лыжной подготовки. Противохимическая защита включала обучение правилам пользования детским противогазом (устройство противогаза, его надевание и снимание, пребывание в противогазе до 35 мин).

В программе  военно-физической подготовки школьников 1 - 4-х классов имелся перечень из семи сугубо идеологизированных тем для проведения бесед и чтений о Красной Армии. Например, великий Сталин - наш вождь и полководец», «Полководцы и родные герои гражданской войны», «Советские партизаны в Великой Отечественной войне» и т. п. [20, с.155-187].

Информация о работе Роль физического воспитания в формировании личности ребенка